Файл: Керимов Усман МагомедВалиевич дгунх Дагестанский Государственный Университет Народного Хозяйства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Заемный капитал в целом можно разделить на заемные средства и кредиторскую задолженность. Общей чертой заемных средств, привлекаемых физическим или юридическим лицами на территории РФ, является их платность,

т. е. начисление установленной процентной ставки на основную сумму долга, которые требуется выплатить в определенные периоды, установленные в договоре, что попадает под понятие ростовщичество. Касательно обычных облигаций было сказано выше, однако, следует отметить, что на сегодняшний день в мире получили широкое распространение так называемые исламские облигации (сукук). Сертификат сукук – это инвестиционный сертификат, удостоверяющий право его владельца на долю собственности на базовый актив, пропорциональную величине вложенных средств, или же долю в совместном деле.

Встает вопрос о соответствующих нормам заемных средствах, так как уже отмечалось, что в нынешних условиях довольно сложно строить бизнес, основываясь исключительно на собственных финансовых ресурсах. Наиболее известными и обсуждаемыми исламскими финансовыми инструментами в части привлечения капитала в коммерческие предприятия являются мушарака (полное партнерство) и мудараба (доверительное партнерство). Мушарака – это исламский финансовый инструмент, предполагающий привлечение заемных средств на условиях совестного партнерства. В российском законодательстве существует нечто схожее с мушаракой, которое называется совместной деятельностью. Под совместно осуществляемыми операциями в российском законодательстве понимается выполнение каждым участником договора определенного этапа производства продукции (выполнение работы, оказание услуги) с использованием собственных активов. По сути мушарака предполагает привлечение финансовых ресурсов в качестве софинансирования второй стороны, которая в последующем участвует при желании как в самом бизнес-проекте, так и в пропорциональном распределении положительного или отрицательного финансового результата. В исламском праве не существует определенной формы мушараки, что делает его гибким инструментом при соблюдении требований. При этом в какой форме в российских условиях будут вливаться финансовые ресурсы – вопрос решаемый. Становится очевидным, что данная форма исламского финансирования в России, например, может осуществляться в форме совместной деятельности; пополнения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, учреждаемого одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделён на доли; акционерного общества. При увеличении уставного капитала за счет вливания партнера важно отметить, что дозволяется выбрать те формы распределения финансового результата, а также определения природы капитала, которые наиболее удобны для ведения бизнеса, учитывая неразвитость данного сектора [7; 9].


Вторым исламским финансовым инструментом является мудараба, которая в традиционном понимании предполагает привлечение финансовых ресурсов без включения в аппарат управления бизнес-проектом второй стороны. При этом прибыль распределяется пропорционально между сторонами, а в случае убытка его покрывает инвестирующая сторона. В отличие от мушараки, мудараба не предполагает участия в ведении дел самого инвестора, что означает невозможность использования данного инструмента в виде вклада в уставный капитал. При этом фиксированных выплат или заработной платы распоряжающемуся капиталом партнеру не полагается, за исключением некоторых оговорок, которые в современном бизнесе значения не имеют. С точки зрения коммерческой организации это выглядит как доверительное управление активами, а в данном случае – денежными средствами. Согласно же российскому законодательству, в ст. 1013 ГК РФ прописано, что объектом доверительного управления не могут выступать денежные средства, кроме случаев, предусмотренных законом [1; 2].

Вливания в форме мудараба предполагают и целевое вложение вплоть до одной сделки. Соответственно, если данная сделка осуществляется исключительно за счет инвестора, то это попадает под понимание мударабы, но если данные средства пополняют финансовые ресурсы для функционирования организации в целом, а сам инвестор не имеет прав для управления компанией, то такая форма представляет собой симбиоз мушараки и мударабы. В таком случае прибыль будет распределяться в любом соотношении, но при этом прибыль инвестора не должна превышать его долю вложений в общей величине финансовых ресурсов. Инвестор же разделяет убытки, понесенные в бизнесе в объеме его финансирования, а партнер, как было отмечено выше, пропорционально своему вкладу. Важно отметить, что уменьшение активов компании будет предполагать пропорциональное уменьшение доли вклада инвестора, когда договор партнерства завершится. Увеличение же капитала повлечет за собой обязательство выплатить всю сумму инвестору, которую он вложил, а также сумму активов, пропорциональную доле прибыли в мушараке, которая появилась после заключения контракта. На данной основе, а также исходя из существующих реалий, основываясь на идеологию было дозволено выпускать ценные бумаги, обеспеченные активами компании. По сути это те же акции, но с важным требованием, заключающимся в том, что дебиторская задолженность и денежные средства не должны занимать более 50% в активах компании.



В результате продажа данных ценных бумаг, основанная на мударабе и мушараке, может решить проблему привлечения финансовых ресурсов в бизнес. Однако российские предприниматели мало знают о таких инструментах. Это самое главное препятствие, а потом уже – отсутствие каких-либо финансовых институтов и пр. Безусловно, исламская финансовая деятельность лишь начала свое развитие на территории России, однако опыт зарубежных стран и повышающийся интерес к исламскому финансированию внутри страны как со стороны ученых, так и со стороны потребителей позволяют дать положительный прогноз развитию подобного рода исламских институтов. Следующий источник финансовых ресурсов коммерческой организации – это кредиторская задолженность. Необходимо подчеркнуть, что помимо общепринятых условий договора с кредиторами, в ведении бизнеса по исламским принципам недопустимо устанавливать цену за использование кредиторской задолженности. Соответственно, прописывать штрафные санкции за нарушение условий договора является запрещенным деянием. Это скорее вопрос этики взаимоотношений контрагентов. Аналогичные условия предъявляются к задолженности перед персоналом предприятия. Таким образом, можно выделить три важных правила в мусульманском праве при использовании ресурсов, привлекаемых в качестве финансирования активов:

а) привлечение источников, изымаемых дозволенным путем согласно Шариату;

б) отсутствие платности предоставляемых ресурсов; в) соблюдение условий заключаемых договоров [7–9].

Таким образом, исламская финансовая система становится одной из важнейших составляющих международной финансовой системы, прогрессивные темпы ее развития приобретают международный масштаб. На сегодняшний день в мире существует около 300 исламских финансовых институтов. В сферу финансовых, экономических структур, вышедших за границы мусульманского мира следует включить банки, страховые компании, а также инвестиционные фонды. Область распространения этих институтов с точки зрения географии имеет тенденцию роста. В течение долгого времени известные финансовые институты Европы используют свои финансовые изобретения, оригинальные технологии, опыт и знания для разработки продуктов, отвечающих требованиям мусульманского права. То есть растет количество институтов, предоставляющих исламские финансовые продукты как увеличивающемуся также количеству мусульман в странах Европы, так и иным гражданам независимо от вероисповедания, но проявляющих с каждым днем все больший интерес к исламским финансовым услугам и продуктам, что еще раз подтверждает актуальность и значимость изучения принципов построения и ведения бизнеса согласно мусульманскому праву.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 №395–1 «О банках и банковской деятельности» (действующая редакция от 29.12.2015).

  2. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 №51–ФЗ (действующая редакция от 29.12.2015).

  3. Беккин Р.И. Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. – М.: Умма, 2004.

  4. Беккин Р.И. Особенности функционирования исламских финансовых институтов: российский опыт» // Вестн. СПб. ун-та. Сер. 8. Менеджмент. – 2006, Вып. 2.

  5. Официальный сайт «Банки.ру» – 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.banki.ru

  6. Официальный сайт «Эксперт Бизнеса» – 2016 [Электронный ресурс]. –

Режим доступа: http://expbiz.ru

  1. Рыкова И.Н. Развитие исламского банкинга / И.Н. Рыкова, Е.В. Андреянова // Банковское дело. – 2011. – №7.

  2. Судин Х. Исламская финансовая и банковская система: Философия, принципы и практика / Х. Судин, Н. Ван. – Казань: Линова-Медиа, 2012.

  3. Трунин П.В. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития / П.В. Трунин, М.В. Каменских, М. Муфтяхетдинова. – М.: Ин-т экономики переходного периода, 2009.

  4. Шовхалов Ш.А. Теория и практика ведения бизнеса по Шариату, 2013.