ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
команды, он должен снабжать команду необходимой информацией о слабых или сильных сторонах игроков команды противника, используя при этом данные «спортивной разведки». Во всех случаях указания тренера должны быть лаконичными, точными и ясными, тон уверенный и спокойный.
5.3. Показатели психомоторной активности волейболисток высших разрядов
Конечный победный результат в современном волейболе, как и в других видах спортивных игр, зависит не только от высокого уровня совершенства физической, технико-тактической и игровой подготовленности спортсменов, но и во многом (если не в решающей мере) определяется степенью их психологической готовности к конкретным соревнованиям. Роль психологической подготовленности особенно возрастает когда спортсмены, участвующие в определенных соревнованиях, находятся примерно на одинаковых уровнях в физическом и технико-тактическом отношении. Так, изучение показателей, характеризующих психомоторную активность волейболисток, позволило тренерам целенаправленно решать вопросы психологической подготовки игроков и команды в целом.
Психофизиологические измерения проводились на хронорефлексометрическом комплексе КХР-01. Определялось время двигательной реакции (ВДР) на различные световые сигналы и движущийся объект (РДО).
Учитывался латентный и моторный компонент двигательной реакции на красный, желтый, белый светоцветовые сигналы, а также звуковой раздражитель, выбор которых был обусловлен цветом игровых мячей.
Для оценки чувства времени испытуемому предлагался объект в режиме запаздывания в зависимости от скорости наблюдаемого объекта (0,2 Гц) определить временной промежуток в 2 секунды. Все указанные параметры регистрировались исходя из 10 пробных зачетных попыток.
Измерение времени реакции на различные цветовые, световые и звуковые раздражители проводилось в следующих режимах: длительность действия раздражителя 1 сек, интервал 3 сек, количество повторений - 10.
Реакция на движущийся объект определялась при частотах 0,2 и 1 Гц в режимах опережения и запаздывания времени реакции спортсмена по 10 показаний на каждой частоте.
Внезапность, высокая скорость и точность двигательных действий в волейболе вызывает необходимость развивать у игроков быстроту реакции, своевременность дифференцировки движущегося объекта, быстроту движений. Однако в практике бывает далеко не всегда так. В частности, опытный волейболист, обладающий высокой двигательной активностью и технико-тактической подготовленностью, в силу относительно слабой психологической готовности нередко на игровую ситуацию реагирует неадекватно - не точно, несвоевременно и нерационально.
Отмеченное предположение наглядно подтверждается на примере волейболисток одной из команд высших разрядов.
Общеизвестно, что между показателями латентного и моторного периодов проявления двигательной реакции должна быть разница в пользу латентного времени реакции. Как видно из таблицы 15, у волейболисток исследуемого контингента время реакции, а точнее время латентного периода двигательной реакции на красный сигнал составляет в среднем 0,204 сек, а моторный период - 0,211 сек. Реакция на желтый световой раздражитель - соответственно - 0,212 и 0,212 сек.
Динамика показателей психомоторной активности у игроков команды высших разрядов
Реакция испытуемых на белый цвет, сопровождается укороченным латентным периодом (0,202 сек). Вместе с тем, моторный компонент двигательной реакции на белый цвет составляет более удлиненное время (0,217
сек). Следует отметить, что латентное время двигательной реакции на звуковой сигнал оказалось значительно короче (0,165 сек), чем во всех остальных случаях. А моторный период реакции при этом был довольно удлиненным (0,221 сек).
Показатели ВДР, зарегистрированные у обследованных нами волейболисток в 2003 году, характеризуются определенной заторможенностью.
В начале нового цикла подготовки изучаемые параметры ВДР оказались заметно укороченными, среди которых особенно выражен латентный компонент реакции на белый световой раздражитель и звуковой сигнал (0,186 сек, 0,175 сек).
Дальнейшие исследования, проведенные через год, т.е. в период начальной подготовки к очередному чемпионату, характеризовались результатами, указывающими на улучшение сенсомоторной активности волейболисток. При этом исследуемые волейболистки также быстрее реагировали на белый световой раздражитель и звуковой сигнал в сравнении с первым обследованием, что, по-видимому, связано с относительной специфичностью этих стимулов для занимающихся волейболом (0,171 сек, 0,182 сек).
Рассматривая латентный и моторный компоненты ВДР, следует отметить, что в процессе спортивного совершенствования, на наш взгляд, целесообразно включать средства, развивающие не только моторные компоненты ВДР, но использовать все возможные факторы, способствующие совершенствованию сенсорноаналитической сферы спортсменок, чем может быть достигнуто укорочение латентного компонента ВДР.
В современном волейболе успех может зависеть главным образом от целенаправленности, точности и своевременности технико-тактических действий. В процессе игры волейболисты постоянно следят за мячом и за действиями игроков своей команды и команды противника, и только в непосредственно нужный, выгодный момент должны точно и своевременно действовать согласно создавшейся игровой ситуации. Для того чтобы выполнить это на высоком уровне, волейболисту необходимо хорошо развитое чувство дифференцировки мяча и действий игрока команды противника в пространстве и во времени. Именно такое каче
ство, как слежение, а затем точная и своевременная дифференцировка пространственно-временных отношений могут быть оценены путем модельного опыта по изучению характера реакции на движущийся объект.
Повторные исследования не выявили четко выраженных различий в проявлении изучаемых параметров РДО. Однако исследования, проведенные в конце следующего цикла подготовки, позволили проследить несколько укороченные реакции на движущийся объект как опережения, так и запаздывания (0,072 сек, 0,069 сек). Причем положительный сдвиг наблюдался и в показателях чувства времени, т.е. временной показатель чувства времени был значительно близок к заданному отрезку временного ориентира (1,709 сек).
Заслуживает внимания тот факт, что показатели времени реакции на движущийся объект при различных частотах имели резко выраженные различия. Так, во всех случаях, когда скорость движения наблюдаемого объекта была 2 Гц, время обоих типов реакций оказалось укороченным, и, наоборот, при частоте 1 Гц оно было удлиненным. Видно, что по мере увеличения скорости движения наблюдаемого объекта удлиняется и время реакции. По-видимому, совершенствование такого рода типов реакций слежения у волейболисток может быть достигнуто путем периодического использования в процессе тренировочных занятий специально избранных средств, что имеет определенное прикладное значение.
Использованная литература:
«ВОЛЕЙБОЛ» Учебник для высших учебных заведений. Айрапетьянц Л.Р. 2006г. Г.Ташкент
5.3. Показатели психомоторной активности волейболисток высших разрядов
Конечный победный результат в современном волейболе, как и в других видах спортивных игр, зависит не только от высокого уровня совершенства физической, технико-тактической и игровой подготовленности спортсменов, но и во многом (если не в решающей мере) определяется степенью их психологической готовности к конкретным соревнованиям. Роль психологической подготовленности особенно возрастает когда спортсмены, участвующие в определенных соревнованиях, находятся примерно на одинаковых уровнях в физическом и технико-тактическом отношении. Так, изучение показателей, характеризующих психомоторную активность волейболисток, позволило тренерам целенаправленно решать вопросы психологической подготовки игроков и команды в целом.
Психофизиологические измерения проводились на хронорефлексометрическом комплексе КХР-01. Определялось время двигательной реакции (ВДР) на различные световые сигналы и движущийся объект (РДО).
Учитывался латентный и моторный компонент двигательной реакции на красный, желтый, белый светоцветовые сигналы, а также звуковой раздражитель, выбор которых был обусловлен цветом игровых мячей.
Для оценки чувства времени испытуемому предлагался объект в режиме запаздывания в зависимости от скорости наблюдаемого объекта (0,2 Гц) определить временной промежуток в 2 секунды. Все указанные параметры регистрировались исходя из 10 пробных зачетных попыток.
Измерение времени реакции на различные цветовые, световые и звуковые раздражители проводилось в следующих режимах: длительность действия раздражителя 1 сек, интервал 3 сек, количество повторений - 10.
Реакция на движущийся объект определялась при частотах 0,2 и 1 Гц в режимах опережения и запаздывания времени реакции спортсмена по 10 показаний на каждой частоте.
Внезапность, высокая скорость и точность двигательных действий в волейболе вызывает необходимость развивать у игроков быстроту реакции, своевременность дифференцировки движущегося объекта, быстроту движений. Однако в практике бывает далеко не всегда так. В частности, опытный волейболист, обладающий высокой двигательной активностью и технико-тактической подготовленностью, в силу относительно слабой психологической готовности нередко на игровую ситуацию реагирует неадекватно - не точно, несвоевременно и нерационально.
Отмеченное предположение наглядно подтверждается на примере волейболисток одной из команд высших разрядов.
Общеизвестно, что между показателями латентного и моторного периодов проявления двигательной реакции должна быть разница в пользу латентного времени реакции. Как видно из таблицы 15, у волейболисток исследуемого контингента время реакции, а точнее время латентного периода двигательной реакции на красный сигнал составляет в среднем 0,204 сек, а моторный период - 0,211 сек. Реакция на желтый световой раздражитель - соответственно - 0,212 и 0,212 сек.
Динамика показателей психомоторной активности у игроков команды высших разрядов
№ | Показатели | 2002 X | 2003 X | 2004 X |
1. | Реакция на красный раздражитель: латентный период моторный период | 0,204 0,211 | 0,204 0,199 | 0,195 0,185 |
2. | Реакция на желтый раздражитель: латентный период моторный период | 0,212 0,212 | 0,208 0,207 | 0,200 0,186 |
3. | Реакция на белый раздражитель: латентный период моторный период | 0,202 0,217 | 0,186 0,202 | 0,181 0,171 |
4. | Реакция на звуковой раздражитель: латентный период моторный период | 0,165 0,221 | 0,175 0,201 | 0,164 0,182 |
5. | Реакция на движущийся объект -опережения: 0,2 гц 1гц | 0,074 0,153 | 0,076 0,132 | 0,072 0,119 |
6. | Реакция на движущийся объект -запаздывания: 0,2 гц 1гц | 0,088 0,172 | 0,081 0,152 | 0,069 0,136 |
7. | Чувство времени | 1,475 | 1,445 | 1,709 |
Реакция испытуемых на белый цвет, сопровождается укороченным латентным периодом (0,202 сек). Вместе с тем, моторный компонент двигательной реакции на белый цвет составляет более удлиненное время (0,217
сек). Следует отметить, что латентное время двигательной реакции на звуковой сигнал оказалось значительно короче (0,165 сек), чем во всех остальных случаях. А моторный период реакции при этом был довольно удлиненным (0,221 сек).
Показатели ВДР, зарегистрированные у обследованных нами волейболисток в 2003 году, характеризуются определенной заторможенностью.
В начале нового цикла подготовки изучаемые параметры ВДР оказались заметно укороченными, среди которых особенно выражен латентный компонент реакции на белый световой раздражитель и звуковой сигнал (0,186 сек, 0,175 сек).
Дальнейшие исследования, проведенные через год, т.е. в период начальной подготовки к очередному чемпионату, характеризовались результатами, указывающими на улучшение сенсомоторной активности волейболисток. При этом исследуемые волейболистки также быстрее реагировали на белый световой раздражитель и звуковой сигнал в сравнении с первым обследованием, что, по-видимому, связано с относительной специфичностью этих стимулов для занимающихся волейболом (0,171 сек, 0,182 сек).
Рассматривая латентный и моторный компоненты ВДР, следует отметить, что в процессе спортивного совершенствования, на наш взгляд, целесообразно включать средства, развивающие не только моторные компоненты ВДР, но использовать все возможные факторы, способствующие совершенствованию сенсорноаналитической сферы спортсменок, чем может быть достигнуто укорочение латентного компонента ВДР.
В современном волейболе успех может зависеть главным образом от целенаправленности, точности и своевременности технико-тактических действий. В процессе игры волейболисты постоянно следят за мячом и за действиями игроков своей команды и команды противника, и только в непосредственно нужный, выгодный момент должны точно и своевременно действовать согласно создавшейся игровой ситуации. Для того чтобы выполнить это на высоком уровне, волейболисту необходимо хорошо развитое чувство дифференцировки мяча и действий игрока команды противника в пространстве и во времени. Именно такое каче
ство, как слежение, а затем точная и своевременная дифференцировка пространственно-временных отношений могут быть оценены путем модельного опыта по изучению характера реакции на движущийся объект.
Повторные исследования не выявили четко выраженных различий в проявлении изучаемых параметров РДО. Однако исследования, проведенные в конце следующего цикла подготовки, позволили проследить несколько укороченные реакции на движущийся объект как опережения, так и запаздывания (0,072 сек, 0,069 сек). Причем положительный сдвиг наблюдался и в показателях чувства времени, т.е. временной показатель чувства времени был значительно близок к заданному отрезку временного ориентира (1,709 сек).
Заслуживает внимания тот факт, что показатели времени реакции на движущийся объект при различных частотах имели резко выраженные различия. Так, во всех случаях, когда скорость движения наблюдаемого объекта была 2 Гц, время обоих типов реакций оказалось укороченным, и, наоборот, при частоте 1 Гц оно было удлиненным. Видно, что по мере увеличения скорости движения наблюдаемого объекта удлиняется и время реакции. По-видимому, совершенствование такого рода типов реакций слежения у волейболисток может быть достигнуто путем периодического использования в процессе тренировочных занятий специально избранных средств, что имеет определенное прикладное значение.
Использованная литература:
«ВОЛЕЙБОЛ» Учебник для высших учебных заведений. Айрапетьянц Л.Р. 2006г. Г.Ташкент