Файл: Психологическая подготовка в волейболе.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
команды, он должен снабжать команду необходимой инфор­мацией о слабых или сильных сторонах игроков команды про­тивника, используя при этом данные «спортивной разведки». Во всех случаях указания тренера должны быть лаконичны­ми, точными и ясными, тон уверенный и спокойный.

5.3. Показатели психомоторной активности волейболисток высших разрядов

Конечный победный результат в современном волейбо­ле, как и в других видах спортивных игр, зависит не только от высокого уровня совершенства физической, технико-так­тической и игровой подготовленности спортсменов, но и во многом (если не в решающей мере) определяется сте­пенью их психологической готовности к конкретным сорев­нованиям. Роль психологической подготовленности особенно возрастает когда спортсмены, участвующие в определен­ных соревнованиях, находятся примерно на одинаковых уров­нях в физическом и технико-тактическом отношении. Так, изучение показателей, характеризующих психомоторную ак­тивность волейболисток, позволило тренерам целенаправ­ленно решать вопросы психологической подготовки игроков и команды в целом.

Психофизиологические измерения проводились на хронорефлексометрическом комплексе КХР-01. Определялось вре­мя двигательной реакции (ВДР) на различные световые сиг­налы и движущийся объект (РДО).

Учитывался латентный и моторный компонент двигатель­ной реакции на красный, желтый, белый светоцветовые сиг­налы, а также звуковой раздражитель, выбор которых был обусловлен цветом игровых мячей.

Для оценки чувства времени испытуемому предлагался объект в режиме запаздывания в зависимости от скорости наблюдаемого объекта (0,2 Гц) определить временной про­межуток в 2 секунды. Все указанные параметры регистри­ровались исходя из 10 пробных зачетных попыток.

Измерение времени реакции на различные цветовые, световые и звуковые раздражители проводилось в следую­щих режимах: длительность действия раздражителя 1 сек, интервал 3 сек, количество повторений - 10.

Реакция на движущийся объект определялась при частотах 0,2 и 1 Гц в режимах опережения и запаздывания времени реакции спортсмена по 10 показаний на каждой частоте.


Внезапность, высокая скорость и точность двигательных действий в волейболе вызывает необходимость развивать у игроков быстроту реакции, своевременность дифференцировки движущегося объекта, быстроту движений. Однако в практике бывает далеко не всегда так. В частности, опыт­ный волейболист, обладающий высокой двигательной актив­ностью и технико-тактической подготовленностью, в силу относительно слабой психологической готовности нередко на игровую ситуацию реагирует неадекватно - не точно, не­своевременно и нерационально.

Отмеченное предположение наглядно подтверждается на примере волейболисток одной из команд высших разрядов.

Общеизвестно, что между показателями латентного и моторного периодов проявления двигательной реакции дол­жна быть разница в пользу латентного времени реакции. Как видно из таблицы 15, у волейболисток исследуемого кон­тингента время реакции, а точнее время латентного перио­да двигательной реакции на красный сигнал составляет в среднем 0,204 сек, а моторный период - 0,211 сек. Реакция на желтый световой раздражитель - соответственно - 0,212 и 0,212 сек.


Динамика показателей психомоторной активности у игроков команды высших разрядов



Показатели

2002 X

2003 X

2004 X

1.

Реакция на красный раз­дражитель: латентный период моторный период

0,204 0,211

0,204 0,199

0,195 0,185

2.

Реакция на желтый раз­дражитель: латентный период моторный период

0,212 0,212

0,208 0,207

0,200 0,186

3.

Реакция на белый раздра­житель: латентный период моторный период

0,202 0,217

0,186 0,202

0,181 0,171

4.

Реакция на звуковой раз­дражитель: латентный период моторный период

0,165 0,221

0,175 0,201

0,164 0,182

5.

Реакция на движущийся объект -опережения: 0,2 гц 1гц

0,074 0,153

0,076 0,132

0,072 0,119

6.

Реакция на движущийся объект -запаздывания: 0,2 гц 1гц

0,088 0,172

0,081 0,152

0,069 0,136

7.

Чувство времени

1,475

1,445

1,709


Реакция испытуемых на белый цвет, сопровождается уко­роченным латентным периодом (0,202 сек). Вместе с тем, моторный компонент двигательной реакции на белый цвет составляет более удлиненное время (0,217
сек). Следует от­метить, что латентное время двигательной реакции на зву­ковой сигнал оказалось значительно короче (0,165 сек), чем во всех остальных случаях. А моторный период реакции при этом был довольно удлиненным (0,221 сек).

Показатели ВДР, зарегистрированные у обследованных нами волейболисток в 2003 году, характеризуются опреде­ленной заторможенностью.

В начале нового цикла подготовки изучаемые параметры ВДР оказались заметно укороченными, среди которых осо­бенно выражен латентный компонент реакции на белый све­товой раздражитель и звуковой сигнал (0,186 сек, 0,175 сек).

Дальнейшие исследования, проведенные через год, т.е. в период начальной подготовки к очередному чемпионату, характеризовались результатами, указывающими на улучше­ние сенсомоторной активности волейболисток. При этом исследуемые волейболистки также быстрее реагировали на белый световой раздражитель и звуковой сигнал в сравне­нии с первым обследованием, что, по-видимому, связано с относительной специфичностью этих стимулов для зани­мающихся волейболом (0,171 сек, 0,182 сек).

Рассматривая латентный и моторный компоненты ВДР, следует отметить, что в процессе спортивного совершенство­вания, на наш взгляд, целесообразно включать средства, раз­вивающие не только моторные компоненты ВДР, но исполь­зовать все возможные факторы, способствующие совершен­ствованию сенсорноаналитической сферы спортсменок, чем может быть достигнуто укорочение латентного компо­нента ВДР.

В современном волейболе успех может зависеть главным образом от целенаправленности, точности и своевремен­ности технико-тактических действий. В процессе игры во­лейболисты постоянно следят за мячом и за действиями игроков своей команды и команды противника, и только в непосредственно нужный, выгодный момент должны точно и своевременно действовать согласно создавшейся игровой ситуации. Для того чтобы выполнить это на высоком уровне, волейболисту необходимо хорошо развитое чувство дифференцировки мяча и действий игрока команды про­тивника в пространстве и во времени. Именно такое каче­
ство, как слежение, а затем точная и своевременная дифференцировка пространственно-временных отношений могут быть оценены путем модельного опыта по изучению харак­тера реакции на движущийся объект.

Повторные исследования не выявили четко выраженных различий в проявлении изучаемых параметров РДО. Однако исследования, проведенные в конце следующего цикла под­готовки, позволили проследить несколько укороченные ре­акции на движущийся объект как опережения, так и запаз­дывания (0,072 сек, 0,069 сек). Причем положительный сдвиг наблюдался и в показателях чувства времени, т.е. времен­ной показатель чувства времени был значительно близок к заданному отрезку временного ориентира (1,709 сек).

Заслуживает внимания тот факт, что показатели време­ни реакции на движущийся объект при различных частотах имели резко выраженные различия. Так, во всех случаях, когда скорость движения наблюдаемого объекта была 2 Гц, время обоих типов реакций оказалось укороченным, и, на­оборот, при частоте 1 Гц оно было удлиненным. Видно, что по мере увеличения скорости движения наблюдаемого объекта удлиняется и время реакции. По-видимому, совер­шенствование такого рода типов реакций слежения у волей­болисток может быть достигнуто путем периодического ис­пользования в процессе тренировочных занятий специально избранных средств, что имеет определенное прикладное зна­чение.
Использованная литература:

«ВОЛЕЙБОЛ» Учебник для высших учебных заведений. Айрапетьянц Л.Р. 2006г. Г.Ташкент