Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Теоретические аспекты исследования профессионального стресса в зарубежной и отечественной психологии профессиональный стресс психология).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Р. Столер, в 1963 г. ввел этот термин в обиход, дальнейшем, этот термин, использовался для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола, как совокупности биологических характеристик. С помощью этого понятия было проведено структурное отделение естественного от приобретенного человеком.

В общем виде под гендером можно понимать:

1. Социальный пол, который обуславливает особенности личностного и группового поведения, задающий правовую и статусную позицию в обществе;

2. Биологический пол, который выступает как морфологические и физиологические характеристики, определяющие индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью эротических чувств и переживаний[17].

В социальной психологии принято понимать под этим понятием именно первый вариант его смыслового выражения. В течении последних десятилетий сложился подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в рамках принадлежности к тому или иному полу.

Одним из развёрнутых и подробных исследований в этой области стало исследование гендерных различий Сандры Бем. В её монографии «Линзы гендера», детально представлены размышления о том, как общество приписывает определенные общественные характеристики женщинам и мужчинам по поводу их возможных и совершившихся действий и поступков. Собственно пол и рассматривается в данном случае как знак с символическим значением, приобретенным в ходе социализации.

В контексте данной теории «психологический пол» сильно отличается от пола биологического. В работе автор выделяет три основных понятия – маскулинность, фемининность, андрогинность:

1. Маскулинность. К ней относятся такие мужские черты как: независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, и так далее. Таких индивидов отличает болщое самоуважение, высокая самооценка, собственная внешность, физическое Я;

2. Фемининность – это типичные женские черты, уступчивость, застенчивость, мягкость, нежность, сердечность, сочувствие и сопереживание. Социальные стереотипы фемннинности в большей степени касаются эмоциональных аспектов, нежели половых сторон успешности и личности;

3. Андрогинность. Это стоит понимать, как присутствие первых двух черт в одной личности или подмена женского на мужское и наоборот . При этом предполагается, что у такого человека эти черты представлены гармонично и служат дополнениями друг другу. Считается, что такая гармоничная интеграция обеих черт в одной личности существенно повышает его адаптивные способности. При этом мягкость и уступчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантных тенденций в общении никак не связаны со снижением самоуважения к себе, а напротив проявляются на фоне высокого самоуважения и самопринятия. Доказано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я)[18].


С. Бем даёт несколько более развёрнутую типологию «психологического пола» через анализ опросника:

1. Андрогинный - человек, который набрал большое количество баллов как по шкале мужественности, так и по шкале женственности;

2. Феминный - тот, который набрал высокий балл по шкале женственности, но низкий — по шкале мужественности;

3. Мускулинный - тот, кто набрал по шкале мужественности гораздо больший бал, чем по шкале женственности;

4. «Недифференцированный» тот, кто набрал одинаково низкий бал как по шкале мужественности, так и по шкале женственности;

Поло-типизированным человеком называют того, чье самоопределение и поведение совпадает с тем, которое принято в его обществе, для его пола.

Профессиональный стресс – многофакторное явление, которое оказывает влияние на эффективность деятельности всей организации и состояние ее человеческих ресурсов[19].

Глава 2. Экспериментальное исследование гендерных различий переживания профессионального стресса у сотрудников

2.1 Организация и методы исследования

В качестве базы для исследования была выбрана организация УВД, насчитывающая коллектив в количестве 50 человек. В ходе формирования экспериментальной базы отобрано две группы испытуемых 11 женщин и 11 мужчин, занимающихся схожими задачами на должности менеджеров по продажам услуг. Средний возраст женщин составил 35 лет, мужчин 38 лет. Средний стаж работы – 5 лет. Все испытуемые имеют семьи.

Предмет исследования выступили гендерные особенности переживания стресса у сотрудников данной компании.

Гипотеза: предполагается, что имеются содержательные гендерные особенности переживания профессионального стресса у сотрудников УВД.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

- подобрать методики, адекватные теме исследования;

- качественно и количественно обработать полученные в ходе исследования результаты;

- представить результаты, сделать выводы.


Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы методы:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

2. Психодиагностический метод.

3. Метод математической статистики (параметрический метод U- критерий Манна-Уитни).

Применяемы диагностические методики:

1. Методика С. БЕМ – определение гендерного психологического типа.

2. Авторская методика «Тест на профессиональный стресс» Ю.В. Щербатых;

3. Методика «Прогноз» - определение уровня нервно-психической устойчивости.

Методика Сандры Бем (приложение «А»), выявляет три типа «психологического пола»:

1. Маскулинность – типично мужские черты личности, традиционно к ним относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.

Методика Ю.В. Щербатых на профессиональный стресс (Приложение «Б»). Тест направлен на исследование психосоциальных факторов профессионального стресса и включает в себя 8 блоков вопросов, часть из которых оценивается по 10-бальной шкале, часть предполагает выбор исследуемым ответов, определяющих уровень изменения стресса, применяемых приемов для снятия стресса, формы реагирования на стрессовые факторы[20].

Методика «Прогноз», предназначена для первоначального, ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.

Нервно-психологическая устойчивость (НПУ) – это интегральная совокупность врожденных (биологически обусловленных) и приобретенных личностных качеств, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование индивида в неблагоприятных условиях профессиональной среды.

Низкий уровень нервно-психологической устойчивости свидетельствует о возможной дезадаптации специалиста в конкретных условиях работы. При низком уровне нервно-психологической устойчивости, аномальные реакции, как правило, элементарны и не требуют сложной диагностики. В своих основных проявлениях это непродолжительные по времени психические, психомоторные или психовегетативные реакции различного рода[21].


2.3 Анализ полученных результатов и их интерпретация

Методика 1

На первом этапе исследования применялась методика Сандры Бем – определение психологического пола (Приложение «А»). В результате тестирования получены следующие данные, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты тестирования по методике С.Бем

Рис. 4 - Распределение психологических типов в группах испытуемых (%)

Как видно из исследования, мужчинам в большей степени присущ мускулинностный тип – 72%; 28 % испытуемых мужчин представляют андрогинный тип личности. Среди женщин: 65% имеют феминный тип личности и 35% - андрогинный.

Методика 2.

Тест Ю.В. Щербатых на профессиональный стресс (Приложение «Б»). Исследование психосоциальных факторов профессионального стресса. Усреднённые результаты тестирования представлены в таблице 2 (Приложение Б).

Таблица 2 – Усреднённые результаты исследования стрессогенных факторов профессиональной деятельности сотрудников УВД – мужчин, женщин (%)

Вопрос

мужчины

женщины

1.Какой характер носят большинство ваших проблем? (Оцените каждый раздел по 10-бальной шкале.)

1а Объективный (внешний по отношению к фирме) Источник стресса — плохие законы, чиновники, конкуренты, налоговая инспекция и пр

20

38

1б Внутрифирменный Источник проблем — руководители, подчиненные, коллеги, старое оборудование, недостаток финансовых средств и пр.

35

48

1в Психологический (субъективный)*

Чаше всего источник стресса заключен в моем отношении к проблемам или связан с трудностью их успешного разрешения.

43

61

2.Как бы вы могли оценить вклад отдельных источников стресса в общую картину? Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последний год?

Значительно уменьшился

36

9

Незначительно уменьшился

18

45

Не изменился

0

18

Незначительно возрос

36

18

Значительно увеличился

9

9

3.Владеете ли вы какими-то специальными приемами снятия стрессов (аутотренингом, медитацией, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией)?

Да, владею

9

Немного умею

36

9

Нет*

54

45

Нет, но хотел (а) бы научиться*

45

4.Какие приемы снятия стресса вы практикуете?

сон*

36

50

общение с друзьями

36

18

общение с членами семьи,

18

27

алкоголь

23

23

курение*

9

14

еда

9

9

перерыв в работе

18

14

секс

9

9

хобби

18

23

физическая активность*

27

18

иное

0

14

5.Как ваш организм чаще реагирует на стрессы?

головной болью, повышением артериального давления, сердцебиением;

18

23

мышечным напряжением;

4

4

затрудненностью дыхания;

4

4

нарушением нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта;

0

8

расстройством сна и нервной системы*;

27

41

эмоциональными срывами (депрессией,

ощущением безнадежности, раздражительностью, гневом и пр.)*;

4

18

упадком сил, потерей энергии, апатией;

27

23

снижением защитных сил организма, частыми простудными заболеваниями.

8

9

6. Каковы, на ваш взгляд, основные источники стресса, связанного с «человеческим фактором» в вашей работе? (Оцените каждый раздел по 10-бальной шкале.)

6.1 Подчиненные

25

18

6.2 Руководство*

40

30

6.3 Партнеры

17

29

6.4 Конкуренты

31

18

6.5 Клиенты*

67

42

6.6 Чиновники

5

10

6.7 Проверяющие*

5

37

7. Как бы вы могли оценить вклад отдельных источников стресса в общую картину? (Оцените каждый раздел по 10-бальной шкале.)

7.1 Проблемы, постоянно возникающие в процессе работы.

30

40

7.2 Сложность и противоречивость законодательства и нормативных инструкций.

10

40

7.3 Низкая мотивация сотрудников, их незаинтересованность в конечном результате*.

38

52

7.4 Отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами, конфликты с ними*.

10

44

7.5 Трудновыполнимое желание держать под контролем ситуацию в своем подразделении.

21

19

7.6 Непредсказуемость оперативной обстановки

19

21

7.7 Собственные ошибки и просчеты в работе*

38

54

7.8 Нехватка времени*

30

42

7.9 Необоснованные требования со стороны чиновников и проверяющих организаций.

10

34

7.10 Несоответствие между затраченными усилиями и реальными результатами*

38

62

7.11 Если у вас есть руководитель: Отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководства

35 (влияют существенно)

30(влияют существенно)

7.12 Если у вас есть руководитель: Чрезмерный контроль со стороны руководства, необоснованное вмешательство в работу

47 (влияет существенно)

27(влияет существенно)


Анализ результатов.

Серьезные различия по оценке влияния стресса на мужчин и женщин наблюдаются по следующим позициям:

1. По объективным источникам производственного стресса, у мужчин ниже, чем у женщин, 20 против 38%;

2. Уровень оценки внутрифирменных проблем у мужчин тоже ниже, чем у женщин – 35 и 48%;

3. Субъективный фактор также находится на довольно высоком уровне, 43 и 61% соответственно.

По основным источникам стресса наблюдается значимое различие. Так, мужчин в большей степени обеспокоены подчинёнными (25% и 18%); руководством - 40% и 30%. клиентами – 67% и 42%.

У женщин большее беспокойство вызывают партнёры – 29% и 17%, чиновники – 16 и 5%, проверяющие органы – 37% и 5%. Женщин, также сильно беспокоят коллеги по работе – 32 и 2% у мужчин. Самые высокие баллы (актуальный стрессовый фактор) и у мужчин и у женщин получили клиенты (67% и 42%).

Кроме того высокий средний показатель имеет чрезмерный контроль со стороны руководства (47% и 27% баллов у женщин). У женщин высокие баллы имеют место по пунктам: низкая мотивация сотрудников (52% и 38% у мужчин); несоответствие между затраченными усилиями и реальными результатами – (62% и 38% у мужчин); собственные ошибки и просчёты – (54% и 38% у мужчин).

По пункту 8 и мужчины и женщины почти единогласно отметили, что «влияют незначительно»

Женщины в в качестве профессионального стресса в большей степени оценивают проблемы несоответствия затраченных усилий и полученных результатов (62% против 35% у мужчин); мужчины – чрезмерный контроль со стороны руководства (47% против 27% у женщин).

Из анализа следует, что для основными источниками стресса являются субъективные причины и внутрифирменные факторы. Женщин в большей степени беспокоит нехватка времени, низкая мотивация сотрудников, собственные ошибки и просчеты, несоответствием между результатами работы и затраченными усилиями. Мужчин беспокоит сильный контроль со стороны руководства, отсутствие внимания к нуждам подразделения. Основными источниками стресса считают субъективные причины, высокая загруженность, проблемы общения с людьми. Эти данные подтверждают гипотезу, о том, что на мужчин и женщин действуют разные факторы стресса.

Причины этих различий можно обьяснить традиционными общественными и семейными ценностями.

Методика 3. «Прогноз» - определение уровня нервно-психической устойчивости (Приложение «В»). Результаты тестирования представлены в таблицах 3,4 и рисунке 4.

Таблица 3 - Результаты тестирования по методике «Прогноз» (баллы, уровни)