Файл: Отчет о прохождении производственной практики (педагогической практики) Батралиева Айман Арушевна.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольные работы и коллоквиумы – это формы промежуточной аттестации знаний студентов. Контрольная работа – письменная, а коллоквиум – это беседа преподавателя со студентами для выяснения их знаний. Проводятся они, как правило, несколько раз в семестр, завершают собой изучение важных тем и разделов курса, их результаты учитываются при выставлении зачетов и сдаче экзаменов.
При затруднениях в учебной работе студенты имеют возможность получить консультацию. По форме консультации делятся на групповые, поточные, индивидуальные, по содержанию – на вводные, тематические и предэкзаменационные. Значение консультации состоит в том, что она является формой и методом организации самостоятельной работы студента в процессе усвоения знаний. На консультациях студенты получают сведения о необходимой научной и учебной литературе, приемах самостоятельной работы, требованиях к рефератам, докладам, письменным работам, разъяснения преподавателя по тем вопросам, которые появились у них в ходе учебного процесса.
Самостоятельная работа – основа успешной работы студентов. Она чрезвычайно важна для профессиональной подготовки специалистов.
Практика занимает особое место в учебном процессе. Она является связующим звеном между теоретической и практической подготовкой будущего специалиста по социальной работе. В ходе практики решается сложная задача формирования необходимых умений и профессионально значимых личностных качеств. Она, с одной стороны, позволяет проверить усвоение теоретических знаний, полученных в процессе учебы, с другой, - помогает глубже осознать проблемы, связанные с областью, в которой студент проходит практику. Материалы, полученные в ходе практик, как правило, ложатся в основу экспериментальной части курсовых и выпускных квалификационных работ.
Учебный план предусматривает выполнение студентами курсовых и выпускных квалификационных работ. Это сложный вид учебно-исследовательской работы, который необходим для формирования профессионала по социальной работе и выполняет следующие цели: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных профессиональных задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы, овладение общими принципами и методами исследования; формирование и развитие умения логично и грамотно излагать литературные данные и материалы собственного исследования; активное участие в становлении теории и практики социальной работы в России. Эти виды работ выполняются, начиная с 3 курса, а на
младших курсах студенты пишут рефераты, которые являются определенным подготовительным этапом и помогают овладеть навыками изучения учебной и научной литературы.
Предварительной аттестацией студентов (чаще всего по результатам лабораторных и практических работ) является зачет. Он предваряет экзамен. Зачеты и экзамены – не только средство контроля за знаниями студентов, но и средство получения обратной информации в учебном процессе, которая необходима как преподавателю для коррекции преподавания, так и студенту для точного определения своих успехов в овладении профессией.
Главное в экзамене – углубление и систематизация знаний. Вместе с тем экзамен – это проверка знаний, умений и навыков, а также общего развития студентов. Экзамены проводятся как по билетам, так и по устным вопросам экзаменатора, возможна компьютерная версия экзамена, но обязательно по действующей учебной программе.
Преподаватель имеет право поставить “зачтено” или экзаменационную оценку “автоматом” – по результатам работы студента на лекциях, семинарских, лабораторных и практических занятиях, контрольных работ, коллоквиумов и текущих собеседований.
По результатам экзаменов выставляются оценки: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”. Отметка “отлично” выставляется студенту за глубокое и прочное усвоение программного материала, грамотное, доказательное и логически стройное его изложение, знание литературы.
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения. Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания:
-
Словесные - рассказ, беседа, инструктаж и др.; -
Практические - упражнение, тренировка, самоуправление и др.; -
Наглядные - иллюстрирование, показ, предъявление материала.
Другая классификация методов воспитания построена на основе учета структуры личности:
-
Методы формирования сознания - рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование и др.; -
Методы формирования поведения - упражнение, тренировка, самоуправление; -
Методы формирования чувств - одобрение, похвала, порицание, контроль и др.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
1.Объяснительно-иллюстративный метод обучения (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал) - осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия и т.п. Деятельность ученика направлена на получение информации и узнавание, в результате формируются «знания - знакомства»).
2.Репродуктивный метод (преподаватель составляет задание для учащихся на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т.д.; в результате формируются «знания-копии».
3.Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.
4.Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод, одной из разновидностей которого является эвристическая беседа - проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах.
5.Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
2. Освоение рабочей программы дисциплины Б1.Б7. Экономическая теория
2.1 Наименование дисциплины, цели и задачи изучения
Дисциплина Б1.Б.7 «Экономическая теория» относится к дисциплинам базовой части образовательной программы.Целью освоения дисциплины является формирование навыков моделирования поведения экономических агентов на микро- и макроуровне для учета экономической ситуации и последствий государственной политики, навыков использования основ экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах.
Задачами дисциплины являются:
- сформировать знания об основных понятиях и категориях экономической теории, механизме ценообразования в условиях рынка, макроэкономических проблемах на современном этапе развития;
- сформировать умения анализировать во взаимосвязи экономические процессы, явления на микро- и макроуровне;
- сформировать навыки моделирования поведения экономических агентов, оценки экономической ситуации и последствий государственной политики.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Дисциплина Б1.Б.7 «Экономическая теория» обеспечивает овладение следующими компетенциями: Способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах и Способность использовать закономерности и методы экономической науки при решении профессиональных задач.
В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:
А) Знание: закономерности развития экономических процессов; Умение: ориентироваться в экономических процессах; Навыки: анализа и оценки экономических процессов.
Б) Знание: закономерностей экономической науки; Умение: обосновывать и использовать закономерности экономической науки при решении профессиональных задач; Навыки: использования закономерностей экономической науки при решении профессиональных задач.
Указание места дисциплины в структуре образовательной программы. Б1.Б.7 «Экономическая теория» осваивается на 1 курсе в 1-2 семестрах - по очной и заочной форме обучения. Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области истории и обществознания, а также использования основ экономических и математических знаний.
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических и астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся. Общая трудоемкость дисциплины Б1.Б.7 «Экономическая теория» на 1 семестр в зачетных единицах – 4 ЗЕ(144 академических часов (АК)/ 108 астрономических часов (АС)).
Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем:
- по очной форме: 62 часа, в том числе 30 часов - лекции, 32 часа - семинарские занятия и 69 часов отведено на самостоятельную работу обучающихся;
Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом –зачет.
Таблица № 1
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических и астрономических часов и видов учебных занятий
№ п/п | Наименование тем | Объем дисциплины, час. | Форма текущего контроля успеваемости, промежу-точной аттестации | |||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | ||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||
Очная форма обучения | ||||||||
| 1 семестр. Раздел 1. Микроэкономика | | | | | | | |
1. | Предмет экономической теории, её эволюция. Методы экономических исследований. | 22 | 4 | | 4 | | 14 | РЗ; Кол. |
2. | Основы экономической организации производства. Экономические системы | 22 | 4 | | 4 | | 14 | К |
3. | Теория спроса и предложения. | 29 | 8 | | 8 | | 13 | РЗ |
4. | Теория конкуренции. Типы рыночных структур. | 21 | 4 | | 4 | | 13 | К |
5. | Издержки предприятия. Валовой доход и прибыль | 28 | 6 | | 8 | | 14 | РЗ |
6. | Рынки факторов производства. Виды доходов в рыночной экономике | 22 | 4 | | 4 | | 14 | РЗ |
| Промежуточная аттестация | | | | | | | Зачет |
| Итого | 144 АК/108 АС (4 ЗЕ) | 30 | | 32 | | 82 | |