Файл: Отчет о прохождении производственной практики (педагогической практики) Батралиева Айман Арушевна.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примечание:
Формы текущего контроля: решение задач (РЗ), тестирование (Т), компендиум (К), коллоквиум (Кол), деловая игра (ДИ).
Содержание дисциплины. Раздел 1. Микроэкономика.
Тема 1. Предмет экономической теории, её эволюция. Методы экономических исследований
Предмет экономической теории и ее методология. Роль экономики в хозяйственной практике. Основы экономического анализа. Структура и функции экономической теории.
Производство и экономические блага. Проблема экономического выбора. Граница производственных возможностей. Проблемы экономической организации производства – ограниченность ресурсов и безграничность потребностей.
Основные направления экономической теории, этапы развития экономической теории. Современные экономические теории. Меркантилизм – первая концепция рыночной экономической теории. Классическая политэкономия: зарождение, общие признаки и этапы развития. Марксизм.
Тема 2. Основы экономической организации производства. Экономические системы
Основные экономические системы. Характеристика чистого капитализма. Особенности командно-административной экономики. Смешанная экономика. Основные модели смешанной экономики.
Разгосударствление и приватизация: сущность, цели, методы, темпы, приоритеты. Специфика переходной экономики. Проблемы и особенности разгосударствления и приватизации в России. Содержание категории "собственность". Субъекты и объекты собственности. Право собственности. Формы собственности, их многообразие.
Структурная перестройка экономики России. Роль государства в рыночной экономике.
Тема 3. Теория спроса и предложения
Потребительский спрос, его факторы. Кривая спроса. Предложение, его факторы. Кривая предложения. Рыночная цена. Равновесная цена, ее функции. Виды рыночного равновесия.
Эластичность спроса и предложения. Кривые эластичности. Индивидуальный и рыночный спрос Цены "пола" и "потолка". Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса.
Тема 4. Теория конкуренции. Типы рыночных структур. Сущность конкуренции, функции, формы, методы, последствия. Формы конкуренции: совершенная и несовершенная конкуренция. Условия функционирования рынка совершенной конкуренции. Виды рынков с несовершенной конкуренцией: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Антимонопольное регулирование экономики и его методы.
Тема 5. Издержки предприятия. Валовой доход и прибыль
Виды издержек. Анализ издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах. Структура издержек производства. Краткосрочный и долгосрочный периоды в деятельности фирмы.
Безубыточный объем производства. Закон относительного возрастания затрат. Эффект масштаба. Выручка и прибыль. Норма прибыли (рентабельность). Принцип максимизации прибыли.
Тема 6. Рынки факторов производства. Виды доходов в рыночной экономике
Факторы производства, их классификация. Спрос, предложение и ценообразование на факторы производства. Закон замещения факторов производства. Внутреннее равновесие фирмы. Заработная плата, ее уровень и динамика. Номинальная и реальная заработная плата. Рынок капитала и процент; инвестиции. Дисконтирование. Рынок земли. Дифференциальная рента. Цена земли.
2.2. Материалы текущего контроля успеваемости
Раздел 1. Микроэкономика
Типовые задания по теме 1. Предмет экономической теории, её эволюция.
Задача 1.
На острове живут пять человек. Они занимаются сбором бананов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 бананов, либо 10 черепаховых яиц.
а) Постройте границу производственных возможностей экономики этого острова в виде отрезка.
б) Предположим, на остров завезена новая техника, с помощью которой каждый сможет собирать ежедневно по 28 бананов. Внесите изменения в график.
Задача 2.
Частное предприятие производит два товара: футболки и майки. Три работницы. Светлана производит за час либо 5 футболок, либо 3 майки; Татьяна производит либо 3 футболки, либо 2 майки; Надежда производит либо 1 футболку, либо 4 майки. Длительность рабочего дня 5 часов. Построить кривую производственных возможностей предприятия за один рабочий день в виде отрезка и, отметив соответствующие точки на графике, ответьте на вопрос: может ли предприятие произвести в течение одного рабочего дня: а) 45 футболок и 10 маек, б) 30 футболок и 30 маек?
Задача 3.
Частное предприятие производит два товара: шарфы и шапки. Три работницы. Екатерина производит за час либо 4 шарфа, либо 1 шапку; Лера производит либо 2 шарфа, либо 3 шапки; Виктория производит либо 3 шарфа, либо 3 шапки. Длительность рабочего дня 5 часов. Построить кривую производственных возможностей предприятия за один рабочий день в виде отрезка и, отметив соответствующие точки на графике, ответить на вопрос: может ли предприятие произвести в течение одного рабочего дня: а) 15 шарфов и 20 шапок, б) 10 шарфов и 30 шапок?
Задача 4.
Страна производит автомобили и пушки. Используя данные, приведенные в таблице, рассчитайте альтернативные издержки производства одного дополнительного автомобиля: Рисунок 1
автомобили | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
пушки | 0 | 5 | 10 | 15 | 20 |
Вопросы для проведения коллоквиума:
-
Назовите наиболее важные положения экономической теории известных представителей меркантилизма в Англии: У. Стаффорда, Т.Манна, во Франции - А.Монкретьена. -
Назовите основные положения экономического учения У.Петти - основоположника классической школы политической экономии в Англии, его основные труды. -
Назовите основные положения экономического учения Н.Буалгильбера - основоположника классической школы политической экономии во Франции, его основные труды. -
Охарактеризуйте вклад в экономическую теорию основоположника школы физиократов Ф.Кенэ. -
Раскройте основные положения экономической теории, разработанные А.Смитом, назовите его основные труды. -
Назовите основные труды Д.Рикардо. Раскройте основные положения экономической теории, разработанные Д.Рикардо. -
Дайте краткую характеристику экономических взглядов Ж.-Б.Сэя - представителя экономической мысли начала XIX в. во Франции. -
Дайте краткую характеристику экономических взглядов Т.Мальтуса - представителя экономической мысли начала XIX в. во Франции. -
Дайте характеристику основных направлений экономической теории К.Маркса - экономического направления, выражающего интересы рабочего класса в эпоху сложившегося капитализма. -
Раскройте значение "маржиналистской революции" в развитии экономической теории. Покажите вклад ее наиболее известных представителей - У. Джевонса, К.Менгера, Л.Вальраса (первый этап маржинализма), А. Маршалла, Дж. Кларка (второй этап), К.Менгера - основоположника ее австрийской школы; О.Бем-Баверка, Ф.Визера, А.Маршалла - основателя кембриджской школы. -
Дайте характеристику экономической школы институционализма, ее основных положений, экономического учения Т.Веблена. -
Дайте краткую характеристику "кейнсианской революции" в экономической науке и основ методологии экономического анализа Дж.Кейнса, основ его экономического учения. -
Дайте характеристику экономических взглядов М.Фридмана и его вклада в теории денег и денежного обращения.
Типовые задания по теме 2. Основы экономической организации производства. Экономические системы
Вопросы для составления компендиума
-
Традиционная система -
Командно-административная система -
Рыночная система -
Смешанная экономика -
Национальные модели смешанной экономики (американская, шведская, японская, российская, германская, китайская и т.п.) -
Переходная экономика
Типовые задания по теме 3. Теория спроса и предложения
Задача 1.
Определите (покажите на графике), как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений в спросе и предложении на равновесную цену и равновесное количество товара (уменьшится, увеличится или останется неизменным):
а) предложение уменьшилось, спрос не изменился;
б) спрос уменьшился, предложение не изменилось;
в) предложение увеличилось, спрос не изменился;
г) спрос увеличился, предложение не изменилось;
д) спрос уменьшился, предложение увеличилось;
е) спрос увеличился, предложение уменьшилось;
ж) спрос уменьшился, предложение уменьшилось;
з) спрос увеличился, предложение увеличилось.
Задача 2.
Рисунок 2
Цена за ед. товара (ден. ед.) | Объем спроса (шт.) | Объем предложения (шт.) |
8 | 70 | 10 |
16 | 60 | 30 |
24 | 50 | 50 |
32 | 40 | 70 |
40 | 30 | 90 |
Используя данные, приведенные в таблице, постройте на графике кривые спроса и предложения некоторого товара на рынке.
а) определите по графику параметры равновесия (равновесная цена и равновесное количество товара);
б) определите объем дефицита (излишка) на рынке данного товара в том случае, если фиксированная цена составит 16 ден. ед. за единицу товара; 32 ден. ед. за единицу товара.
Задача 3.
Функция спроса на товар Х имеет вид Q
D = 7 – Р. Функция предложения этого товара выражена уравнением QS= – 5 + 2Р. Определите равновесную цену и равновесный объем товара. Предположим, государство установило цену товара на уровне 3 ден. ед., рассчитайте объем дефицита или избытка, который возникнет на рынке в результате государственного вмешательства.
Задача 4.
Функция спроса на товар описывается уравнением QD=18 – 2Р. Функция предложения имеет вид QS=4Р. Определите совокупный доход продавцов при установлении фиксированной цены равной 2 денежным единицам.
Задача 5.
Определите коэффициент ценовой эластичности спроса, если цена на пылесос возросла с 3000 рублей до 3600 рублей, при этом величина спроса снизилась на 20%.
Типовые задания по теме 4. Теория конкуренции. Типы рыночных структур
Вопросы для составления компендиума:
1. Совершенная конкуренция
2. Монополия
3. Олигополия
4. Монополистическая конкуренция
Типовые задания по теме5. Издержки предприятия. Валовой доход и прибыль
Задача 1.
Бухгалтер вашей фирмы потерял отчетность по издержкам предприятия. Он смог вспомнить только несколько цифр. Вам для прогноза вашей деятельности нужны и остальные данные. Сумеете ли вы их восстановить?
Рисунок 3
Q | АFC | VC | ATC | MC | TC |
0 | | | | | |
10 | | | | | |
20 | 5 | | | | |
30 | | | | 11 | 390 |
40 | | 420 | | | |
50 | | | 14 | | |
Задача 2.