Файл: Сравнительный анализ взглядов Платона и Аристотеля на идеальное государство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В государстве должно господствовать право, а не люди. Законы — это уравновешенный разум, которому не мешают эмоции, симпатии, антипатии. Искусство законодателя состоит в том, чтобы создавать законы, соответствующие государству, а не подгонять государственный строй к придуманным законам.

Платон считал, что люди в обществе должны играть разные социальные роли. Природные склонности должны найти наилучшее применение. Поэтому необходимо воспитание, поддержание общих убеждений. В этом и состоят функции государства, которое должно претворить порядок идей в политический и социальный порядок. Главная цель государства всегда одна и та же - воспитание человека. Если граждане правильно воспитаны, между ними не будет конфликтов и ими даже не нужно будет управлять, поскольку каждый сам будет видеть в чем состоят добро, долг, справедливость. Для каждого класса в зависимости от его природных задатков Платон создает особую систему воспитания и образования.

По Аристотелю образование должно быть одинаковым и обязательным для всех граждан. Занятия в системе образования он делит на «такие, которые приличны для свободнорожденных людей, и на такие, которые свойственны несвободным».

Наибольшее внимание во всей социальной сфере Аристотель уделяет воспитанию и образованию молодежи: «Законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи… Воспитание должно соответствовать каждому государственному строю»

В античной Греции философия стала мировоззренческой основой политических и правовых учений. Это предопределило постановку таких вопросов, как причины возникновения государства и законов, их взаимодействие и общие закономерности развития. Теоретический подход к изучению политики и права в древнегреческих учениях отделяется от практико-прикладных описаний техники государственного управления.

Громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии оказало учение Платона. Под его воздействием складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи “правления философов” и “мудрых законов” были восприняты многими мыслителями эпохи Просвещения.

Именно у древнегреческих философов мы находим первые в истории определения государства и закона, классификации форм государственной власти
, концепции перехода от одного политического устройства к другому.

Далеко за пределы античности вышло влияние политико-правовых идей Аристотеля. Широкое распространение в последующей политической мысли получило предложенное им определение государства как объединения граждан ради общего блага. Взятое вне своего контекста, оно оказалось весьма удобным, поскольку позволяло защищать различные социальные интересы. Оставалось только уточнить, кого следует включать в состав граждан и что нужно понимать под общим благом. Отдаленные отголоски этого определения слышны в современных концепциях государства всеобщего благоденствия.

Таким образом, можно отметить, что обращаясь к проблемам социального характера, Аристотель и Платон исходят из необходимости обеспечения достойной жизни гражданам справедливого государства.

Несмотря на различные видения моделей идеального государства, они сходятся во мнении, что труд и воспитание граждан являются неотъемлемой частью благосостояния общества.