Файл: белгородский государственный национальный исследовательский университет (ниу БелГУ) Индивидуальный проект День лидера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)


Индивидуальный проект

«День ЛИДЕРА»

Несветаевой Марии Аркадьевны

обучающегося 2 курса, группы 92082125

ВВЕДЕНИЕ

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств. Обобщенный портрет настоящего лидера таков. Это волевой человек, он способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Лидер независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны. Он надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.

Для современного общества актуальна потребность в  социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях перехода на новые стандарты образования главенствующие задачи включают в себя формирование позитивных лидерских качеств личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах социализации. Проблемы формирования социально-активной позиции обусловлены рядом факторов:


  • размытостью ценностных ориентиров в ближайшем окружении ребенка;

  • отсутствие ценностей системы в организации воспитательного пространства социума;

  • негативность к самостоятельным действиям, потребность воспитанников в перекладывании ответственности за решение проблем на взрослых.

Для того чтобы дети смогли эффективно пользоваться своими гражданскими правами, выполнять общественные обязанности необходимо помочь им в достижениях этого уровня  социальной зрелости, который определит  их потребность в развитии лидерских качеств, поможет осознать необходимость активной жизненной позиции. В настоящее время решение этой задачи возможно через систему детских общественных и творческих объединений, чтобы подрастающее поколение в будущем могло бы взять на себя ответственность за решение задач экономического, политического и культурологического характера.

Подрастающее поколение, как показала практика, не всегда правильно трактуют понятие «активная жизненная позиция», а иногда даже затрудняются дать определение. В ходе реализации программы у учащихся должны быть четко сформировано данное понятие как - формирование позитивного отношения к жизни и умения организовывать людей, единомышленников.

Материалы , практические занятия призваны создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, используя различные виды деятельности, помочь определить стратегию и тактику работы с организаторами коллективной жизни  лагеря. День лидера несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых  призвана сформировать лидерскую позиции учащихся с помощью определенной системы знаний, умений, навыков, приобщить их к  организационной и управленческой культуре.

Цели и задачи

День лидера - предоставляет возможность создать благоприятные условия для развития и проявления лидерских качеств детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Этот день имеет социально-психологическую и культурологическую направленность и предполагает апробацию форм и современного содержания обучения через:

  • изучение психологических основ управления, манипулирования массовым сознанием;

  • формирование личностных качеств.

Этот день является 

профессионально-прикладной. Жизненные планы, ценностные ориентации, интересы и намерения детей среднего и старшего возраста различаются, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни. Профессионально-прикладная направленность обеспечивает формирование навыков и умений руководства.

Цель : создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки лидерских качеств детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Задачи :

Образовательные: помощь в формировании лидерских качеств воспитанников, навыков и умений руководить, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии;

Развивающие: помощь в развитии аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритично относиться к себе;

Воспитательные: создание условий для нравственного становления воспитанников, мотивации к социально значимой деятельности, активизации самоуправления, благоприятного психологического климата, снижения уровня тревожности в детском коллективе.

Коммуникативные: построение прочного диалога между педагогическим отрядом и детьми

Психологическое обеспечение  включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

  • проведение психологического тестирования воспитанников с целью выявления личностных установок;

  • побуждение учащихся к практической и творческой деятельности;

  • применение индивидуальных, групповых и массовых форм на занятиях.

 

Предполагаемый результат

После дня лидера воспитанники получают управленческий опыт, активизируют свою жизненную позицию, вырабатывают определенный подход к решению сложных социально-психологических проблем.

Ключевые навыки и умения, формируемые у воспитанников в ходе дня лидера:

  • аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать собственные выводы и заключения);

  • проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);

  • коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);

  • рефлексивные (умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития);

  • исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).


Система оценки и стимулирования деятельности детей

Во время лагерного конкурса оцениваются все стороны жизни её участников: дисциплина, степень активности в различных видах деятельности. В конце дня актив лагеря совместно оценивают результат активности отряда и выдают листья для дерева определенного цвета.

Зеленым цветом делается отметка, если отряд добился каких-то успехов (например, стал победителем в конкурсе);

Красным – отряд принимал активное участие в данном виде деятельности (очень старался);

Желтым – просто принимал участие.

В конце смены подводятся итоги и присуждаются звания по следующим номинациям:

• самый интеллектуальный;

• самый любознательный;

• самый активный;

• самый спортивный;

• самый трудолюбивый.

За активное участие в работе лагеря детям вручаются грамоты и подарки.

Режим дня

8:00-8:10 подъем

8:10-8:20 зарядка

8:20-8:50 водные процедуры

8:50-9:00 «Линейка успехов» (рассказываем о сегодняшнем дне)

9:00-9:30 завтрак

9:30-10:30 уборка территории

10:30-12:00 экологическая акция «Чистота спасет мир»

12:30-13:00 свободное время

13:00-13:30 обед

14:00-16:00 тихий час

16:00-16:30 полдник

16:30-18:30 конкурс поделок из вторсырья «Природа и фантазия»

19:00-19:30 ужин

20:00-21:00 конкурс стихотворений и песен «Мы с природой едины»

21:00-21:15 второй ужин

21:15 дискотека

22:00-22:30 (у младших) водные процедуры

22:30-23:00 (у старших) водные процедуры

22:00 (у младших) сон

23:00 (у старших) сон

«Линейка успехов»

Ведущий: Здравствуйте, дети! Мы рады приветствовать вас на торжественной линейке! Сегодня у нас с вами «День Лидера». Этот день обещает быть насыщенным, веселым и очень интересным! В этот день мы подготовили для вас несколько мероприятий:

  1. «Я-Лидер»

  2. «Верёвочка»

  3. «Карабас»

По итогу всех этих мероприятий – самый лучший отряд на весь следующий день получает небольшие привилегии, в виде дополнительного времени посещения бассейна

Я — лидер

Ведущий. Первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. Начали!

(Для выполнения этого задания всем членам команды необходимо договориться. Именно эту функцию берет на себя человек, стремящийся к лидерству.)

Ведущий. Второе задание. Здесь необходимо, чтобы (без предварительной договоренности) быстро встала половина команды. Начали!


(Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные участники группы, включая лидера.)

Ведущий. Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, начали!

(Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.)

Ведущий. Задание четвертое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только один трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. Начали!

(Проведя эту игру, можно увидеть наличие и состав микрогрупп коллектива. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным».)

Верёвочка

Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих в них ребят). Ребята встают в круг и берутся дву¬мя руками за веревку, которая находится внутри круга (если под рукой нет веревки, можно просто взяться за руки) . Всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник (круг, квадрат, прямоугольник, ромб, эллипс, треугольники различного вида).

В ходе выполнения этого упражнения возможны интересные наблюдения: каким образом будет организовано построение, кто возьмет на себя роль руководителя, как будет решена проблема построения фигуры вслепую?. Практика этой игры показывает, что обычно функции руководителя на себя берут лидеры.

«Карабас»

Следующей подобной игрой будет игра «Карабас». Для проведения игры ребят рассаживают в круг, вместе с ними садится ведущий, который предлагает условия игры Ведущий произносит слово «КА-РА-БАС» и показывает на вытянутых руках какое-то количество пальцев. Ребята должны не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько поднятых пальцев. Те кто чаше всего будут вставать – это «совесть группы», они наиболее ответственные и активные.