Файл: Особенности формирования саморегуляции в деятельности дошкольников сдвг в доо.doc
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
с другими мотивами. У ребенка проявляется желание соответствовать социальным требованиям, как только ребенок усвоил правила как пользоваться каким – либо предметом, он переход к усвоению взаимодействия в социуме. Притягательность личности взрослого, его деятельности, взаимоотношений, с одной стороны, и определенные требовании, предъявляемые к детям в этот период, с другой, порождают формирование необходимых привычек поведения, а также внутреннего обобщенного значения многих этических норм, которые ориентируют детей в том, что «хорошо» а что «плохо». [1, 12]
Л.С. Выготский и рассматривал игру как «школу произвольного поведения». Он подчеркивал: «Личностная саморегуляция начинает проявляется у детей в возрасте одного года, с появлением речи… В игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением». [6, 34]
Детский психолог Смирнова Е.О. в своей статье «Дошкольник в современном мире» подчеркивает: «При помощи игры дети копируют модели поведения взрослого. Игрушки – это слово при помощи, которых дети выражают увиденное поведение. Это так называемая сюжетная игра. Игра по правилам появляется у детей в возрасте пяти лет, именно поэтому дети младшего возраста любят играть одни. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. В процесс саморегуляции личность включается уже всеми своими специфическими процессами и свойствами. Этими феноменами являются, прежде всего, мотивационные процессы, сознание и самосознание личности»
[14, 77].
Педагог Меремьянина О.Р. пишет: «Появление рефлексии у дошкольников, способствует личностной саморегуляции. Развитие личностной саморегуляции связано с осознанием и усвоением нравственных норм и правил как собственных эталонов поведения, переносом их в самодеятельность. У детей, имеющих опыт положительной саморегуляции формируется адекватная самооценка, появляется способность контролировать свои эмоции и поведение, это помогает им решить несложные проблемы. На этапе появления устойчивого нравственного мотива рефлексия начинает регулировать направленность желаний детей» [12,112].
Смирнова Е.О. также связывает саморегуляцию и агрессивность: «Саморегуляция так же устраняет такое нежелательное поведение как агрессивность, дети старшего дошкольного возраста уже должны уметь справляться с агрессивностью. Существует закономерность, у детей до трёх лет не происходит настоящее агрессивное поведение – это проявление темперамента с короткими вспышками гнева, основной пик приход на 4 – 5 лет, но потом убывает. В страшим дошкольном возрасте дети усваивают определённые нормы поведения и проявление агрессии ослабевают. В правильном проявление данной эмоции детям могут помочь родители, они должны посвящать ребенка во все эмоции которые существуют, как в положительные так и в отрицательные, говорить какие эмоции чувствуют взрослые, самому вести себя так как хотели бы что бы вел себя ребенок при возникновение злости, грусти, радость, научить справляться со злостью ( потопать можно, создать мешочек для криков, либо повесить дома грушу, так же можно нарисовать свой гнев, слепить – потом разрушить и.т.п), через
сказки, ребенок примеряет на себя модель определённого персонажа, который и поможет ребенку справиться с агрессией…Коммуникативная готовность очень важна, что бы дети могли контролировать свои вспышки агрессивности, она заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми, соблюдать определенные правила и нормы. Так же стоит отметить, что в дошкольном возрасте успешная социализация детей помогает преодолеть им агрессивное поведение, они становятся более внимательны к окружающим, проявляется понимание, забота и готовность к сотрудничеству с детьми и взрослыми. Дошкольники умеют даже почувствовать и сочувствовать состоянию окружающих, происходит осознание, что каждый испытывает разные эмоции и они не обязательно должны быть схожи с его, поэтому происходит адекватное реагирование на переживание других людей. К 6-7 годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль». [14, 67]
Для формирования личностной саморегуляции необходимы особые педагогические условия, которые бы поддерживали процесс развития активности, сферу ценностей и рефлексию. Важно помочь старшим дошкольникам выбирать правильные цели, насыщать их жизнь всеми видами активности: общением, творчеством, интересом к знаниям. Необходимо сформировать адекватную самооценку и осознанность собственной деятельностью.
Личностная саморегуляция – фундаментальная функция индивида, «которая предполагает рефлексию смысла собственной и
совместной деятельности, ее социальной и личностной значимости, возможностей личностной самореализации через эту деятельность» [11,43]
§2. Особенности формирования саморегуляции деятельности дошкольников с СДВГ в ДОО
Первые упоминания об СДВГ встречается уже боле 160 лет назад. К началу двадцатого века проблема чрезвычайно подвижных детей вызывает тревогу у специалистов педагогики и медицины.
Доктор медицины Левин после длительных наблюдений написал: «органическое поражение мозга, является одной из причин тяжелых форм двигательного беспокойства, а одной из лёгкой формы – неправильное поведение родителей, нарушения взаимопонимания к детям, утеря интереса». [7, 82]
С.Д. Клементьев дал следующее определение детям, имеющим подобные отклонения: «Заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальным уровнем, с нарушением поведения от лёгкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательных функций… индивидуальные различия у детей могут быть результатом генетических нарушений, инсультов в перинатальном периоде, заболеваний или травм в периоды критического развития центральной нервной системы или других органических причин неизвестного происхождения» [7,43].
Одна из важных проблем, которая возникает у гиперактивных детей, это повышенная переключаемость с одной деятельности на другую. Это происходит быстро и непроизвольно. Ребёнок отвлекается на малейшие звуковые и зрительные раздражители, которые другими сверстниками игнорируются
[13,18]. Поэтому очень важно научить ребенка контролировать себя, сформировать саморегуляцию.
Одно из важных условий для продуктивной работы по формированию саморегуляции - личностно ориентированный подход, принятие ребенка таким, какой он есть. Важно понять ребенка, его проблемы и желания. Педагог принимает сложности ребенка в сосредоточении, в соблюдении правил, в невозможности удержать цель до конца занятия. Он сочувствует своему воспитаннику, но верит в его успехи.
Васильева А.А. пишет: «Нарушение внимания и явления гиперактивности-импульсивности приводят к тому, что ребенок представляет большое беспокойство для окружающих его взрослых, часто вмешивается в чужие разговоры, может брать чужие вещи, в большинстве случаев ведет себя совершенно непредсказуемо, на внешние раздражители избыточно реагирует. Также такие дети с трудом адаптируются в коллективе, часто стремятся к лидерству, но не имеют под собой фактического подкрепления. Вступают в конфликты со сверстниками и педагогами, нетерпеливы и импульсивны, что усугубляет проблемы в обучении. Проблема социальной незрелости, недостаточной сформированности школьной мотивации, позиции ученика проявляется в нарушении у ребенка произвольного внимания, точности выполнения задания и нарушении саморегуляции деятельности. Возникновение осложнений с концентрацией внимания, а также проявление поведенческого расстройства у детей с синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью позволяет рассматривать их в рамках проблемы становления процессов саморегуляции деятельности человека» [4, 15]
Автор подчеркивает: «Саморегуляция деятельности человека прежде всего определяется стратегическими установками сознания. При несформированности таких стратегий саморегуляции произвольной деятельности, как целеполагание, моделирование, планирование и самоконтроль, ребенок неосознаваемо воспринимает окружающее. Анализируя его произвольную деятельность, мы обнаруживаем следующие основные элементы, определяющее ее содержание: мотивация субъекта, побуждающая его к деятельности; цель, на достижение которой деятельность направлена; план, с помощью которого будет осуществляться деятельность. При этом ребенок должен удерживать цель деятельности, моделировать и формулировать в уме задачу, решение которой приведет его к цели, прогнозировать ее план, выбирать средства для достижения, проверять результаты. Ребенок должен научиться сам преодолевать трудности в работе и доводить дело до конца» [4,15]
Л.С. Выготский и рассматривал игру как «школу произвольного поведения». Он подчеркивал: «Личностная саморегуляция начинает проявляется у детей в возрасте одного года, с появлением речи… В игре дети намного опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением». [6, 34]
Детский психолог Смирнова Е.О. в своей статье «Дошкольник в современном мире» подчеркивает: «При помощи игры дети копируют модели поведения взрослого. Игрушки – это слово при помощи, которых дети выражают увиденное поведение. Это так называемая сюжетная игра. Игра по правилам появляется у детей в возрасте пяти лет, именно поэтому дети младшего возраста любят играть одни. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. В процесс саморегуляции личность включается уже всеми своими специфическими процессами и свойствами. Этими феноменами являются, прежде всего, мотивационные процессы, сознание и самосознание личности»
[14, 77].
Педагог Меремьянина О.Р. пишет: «Появление рефлексии у дошкольников, способствует личностной саморегуляции. Развитие личностной саморегуляции связано с осознанием и усвоением нравственных норм и правил как собственных эталонов поведения, переносом их в самодеятельность. У детей, имеющих опыт положительной саморегуляции формируется адекватная самооценка, появляется способность контролировать свои эмоции и поведение, это помогает им решить несложные проблемы. На этапе появления устойчивого нравственного мотива рефлексия начинает регулировать направленность желаний детей» [12,112].
Смирнова Е.О. также связывает саморегуляцию и агрессивность: «Саморегуляция так же устраняет такое нежелательное поведение как агрессивность, дети старшего дошкольного возраста уже должны уметь справляться с агрессивностью. Существует закономерность, у детей до трёх лет не происходит настоящее агрессивное поведение – это проявление темперамента с короткими вспышками гнева, основной пик приход на 4 – 5 лет, но потом убывает. В страшим дошкольном возрасте дети усваивают определённые нормы поведения и проявление агрессии ослабевают. В правильном проявление данной эмоции детям могут помочь родители, они должны посвящать ребенка во все эмоции которые существуют, как в положительные так и в отрицательные, говорить какие эмоции чувствуют взрослые, самому вести себя так как хотели бы что бы вел себя ребенок при возникновение злости, грусти, радость, научить справляться со злостью ( потопать можно, создать мешочек для криков, либо повесить дома грушу, так же можно нарисовать свой гнев, слепить – потом разрушить и.т.п), через
сказки, ребенок примеряет на себя модель определённого персонажа, который и поможет ребенку справиться с агрессией…Коммуникативная готовность очень важна, что бы дети могли контролировать свои вспышки агрессивности, она заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми, соблюдать определенные правила и нормы. Так же стоит отметить, что в дошкольном возрасте успешная социализация детей помогает преодолеть им агрессивное поведение, они становятся более внимательны к окружающим, проявляется понимание, забота и готовность к сотрудничеству с детьми и взрослыми. Дошкольники умеют даже почувствовать и сочувствовать состоянию окружающих, происходит осознание, что каждый испытывает разные эмоции и они не обязательно должны быть схожи с его, поэтому происходит адекватное реагирование на переживание других людей. К 6-7 годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль». [14, 67]
Для формирования личностной саморегуляции необходимы особые педагогические условия, которые бы поддерживали процесс развития активности, сферу ценностей и рефлексию. Важно помочь старшим дошкольникам выбирать правильные цели, насыщать их жизнь всеми видами активности: общением, творчеством, интересом к знаниям. Необходимо сформировать адекватную самооценку и осознанность собственной деятельностью.
Личностная саморегуляция – фундаментальная функция индивида, «которая предполагает рефлексию смысла собственной и
совместной деятельности, ее социальной и личностной значимости, возможностей личностной самореализации через эту деятельность» [11,43]
§2. Особенности формирования саморегуляции деятельности дошкольников с СДВГ в ДОО
Первые упоминания об СДВГ встречается уже боле 160 лет назад. К началу двадцатого века проблема чрезвычайно подвижных детей вызывает тревогу у специалистов педагогики и медицины.
Доктор медицины Левин после длительных наблюдений написал: «органическое поражение мозга, является одной из причин тяжелых форм двигательного беспокойства, а одной из лёгкой формы – неправильное поведение родителей, нарушения взаимопонимания к детям, утеря интереса». [7, 82]
С.Д. Клементьев дал следующее определение детям, имеющим подобные отклонения: «Заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальным уровнем, с нарушением поведения от лёгкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательных функций… индивидуальные различия у детей могут быть результатом генетических нарушений, инсультов в перинатальном периоде, заболеваний или травм в периоды критического развития центральной нервной системы или других органических причин неизвестного происхождения» [7,43].
Одна из важных проблем, которая возникает у гиперактивных детей, это повышенная переключаемость с одной деятельности на другую. Это происходит быстро и непроизвольно. Ребёнок отвлекается на малейшие звуковые и зрительные раздражители, которые другими сверстниками игнорируются
[13,18]. Поэтому очень важно научить ребенка контролировать себя, сформировать саморегуляцию.
Одно из важных условий для продуктивной работы по формированию саморегуляции - личностно ориентированный подход, принятие ребенка таким, какой он есть. Важно понять ребенка, его проблемы и желания. Педагог принимает сложности ребенка в сосредоточении, в соблюдении правил, в невозможности удержать цель до конца занятия. Он сочувствует своему воспитаннику, но верит в его успехи.
Васильева А.А. пишет: «Нарушение внимания и явления гиперактивности-импульсивности приводят к тому, что ребенок представляет большое беспокойство для окружающих его взрослых, часто вмешивается в чужие разговоры, может брать чужие вещи, в большинстве случаев ведет себя совершенно непредсказуемо, на внешние раздражители избыточно реагирует. Также такие дети с трудом адаптируются в коллективе, часто стремятся к лидерству, но не имеют под собой фактического подкрепления. Вступают в конфликты со сверстниками и педагогами, нетерпеливы и импульсивны, что усугубляет проблемы в обучении. Проблема социальной незрелости, недостаточной сформированности школьной мотивации, позиции ученика проявляется в нарушении у ребенка произвольного внимания, точности выполнения задания и нарушении саморегуляции деятельности. Возникновение осложнений с концентрацией внимания, а также проявление поведенческого расстройства у детей с синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью позволяет рассматривать их в рамках проблемы становления процессов саморегуляции деятельности человека» [4, 15]
Автор подчеркивает: «Саморегуляция деятельности человека прежде всего определяется стратегическими установками сознания. При несформированности таких стратегий саморегуляции произвольной деятельности, как целеполагание, моделирование, планирование и самоконтроль, ребенок неосознаваемо воспринимает окружающее. Анализируя его произвольную деятельность, мы обнаруживаем следующие основные элементы, определяющее ее содержание: мотивация субъекта, побуждающая его к деятельности; цель, на достижение которой деятельность направлена; план, с помощью которого будет осуществляться деятельность. При этом ребенок должен удерживать цель деятельности, моделировать и формулировать в уме задачу, решение которой приведет его к цели, прогнозировать ее план, выбирать средства для достижения, проверять результаты. Ребенок должен научиться сам преодолевать трудности в работе и доводить дело до конца» [4,15]