Файл: Особенности формирования саморегуляции в деятельности дошкольников сдвг в доо.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для формирования навыков саморегуляции необходимо развить контроль за произвольностью, то есть внимательностью. А это большая проблема для детей с СДВГ. Если развивать произвольную саморегуляцию деятельности, то это окажет огромное влияние на коррекцию воспитания и обучения детей с СДВГ.

Помощь таким детям обязательно должна быть комплексной – как диагностической, так и консультативной. Важно вести работу не только с ребенком, но с педагогами и с родителями. Это часто дает хорошие и надежные результаты работы. Продуктивно использовать анкеты и опросники для родителей.

«В модуле основных коррекционно-развивающих занятий упражнения и задания для детей были подобраны таким образом, чтобы в ходе их выполнения вектор мыслительного процесса опирался бы на выделение в целевом действии существенного алгоритма. Осуществлялся поиск правил эффективного действия и основных условий, реализующих это правило, то есть того, что определяет не случайное, а осознанное достижение намеченной цели: регулирующая деятельность через конечный результат, который выступает в форме задания» [4, 16].

Васильева подчеркивает: «Психическое здоровье отражает способность человека мыслить, принимать целенаправленные решения, уметь выделять главное, находить недостающую информацию. Скорость принятия решений, их правильность, объем, уровень влияют на эффективность жизни человека, его социальную значимость. Психическое здоровье не только ребенка, но и взрослого человека, проявляется в способности мыслить позитивно и оперативно, в умении адаптироваться в жизни и социуме. Именно поэтому такая черта человеческой деятельности, как произвольная саморегуляция, – это еще одна из слабых сторон ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» [4, 17].

Выводы по 1 главе

Многие авторы подчеркивают, что «очень важно изменить окружение ребенка как в семье, так и в детском саду, с целью создания благоприятных условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения ребёнком личностно значимых жизненных выборов. Взрослый должен помнить о том, что внутренний мир ребёнка является автономным
и независимым. В процессе сопровождение, так же важно создавать «ситуацию выбора», где ребёнок мог бы сам находить самостоятельные решения.

Работа с родителями является обязательным пунктом в сопроводительной деятельности, так как основная проблема лежит в взаимоотношении в семье, где все придерживаются разных моделей воспитания, отношения в таких семьях в основном бывают напряженными и конфликтные, родители не довольным поведением своего ребенка, они находятся в тревожном состояние, так как получают осуждение от окружающих, в этот момент они начинают ругать своего ребенка, проявлять агрессивное поведения, что делают только хуже, родители просто не понимают, что ребенок не из -за вредности так ведет себя, ребенок становится заложником своего поведения и ему сложно справиться самостоятельно с этим, поэтому так важна помощь и понимание взрослых… Занятие способствует как внешней, эмоциональной, так и внутренней, содержательной, самоактуализации личности. Процесс развития даёт возможность ребёнку ошибаться и исправлять свои ошибки. Осуществление работы в данных направлениях помогает строить коррекционно развивающую работу с детьми наиболее полно, систематически и в разные отрезки времени. Именно это, дает возможность получить наилучшие результата.

Чтобы укрепить и сохранить здоровье детей, необходимо использовать направленную коррекцию механизмов регуляции личности через обучение детей навыкам произвольной саморегуляции деятельности уже на этапах дошкольного детства. Ребенок, здоровый психически, является счастливым, живущим в гармонии с собой. Он умеет защититься и не чувствует дискомфорт внутри себя. Такие дети легко воспринимают других людей, обладают чувством юмора. Они склонны к творчеству и креативу.



Ребенок с СДВГ не умеет контролировать себя, не обладает навыками саморегуляции, а это значит, что он не сможет добиться успехов, даже при наличии высокого уровня интеллектуального потенциала. Низкая успеваемость снизит самооценку, а с возрастом ребенок столкнется с большим количеством проблем в отношениях как со сверстниками, так и с взрослыми людьми. Научить ребенка саморегуляции в деятельности – это обучить успешному контролю своего поведения, независимо от эмоционального состояния. Детям с синдромом гиперактивности важно уделять как можно больше внимания, родителям следует окружить таких малышей заботой и любовью. Правильная коррекция и адекватный подход к воспитанию и обучению позволяют добиться заметных положительных результатов.


Глава 2. Диагностика развития саморегуляции в деятельности и оценивание результатов выполнения детьми с СДВГ диагностических заданий с опорой на заданные критерии

§1. Методы исследования развития саморегуляции в деятельности у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.

Мы, группа педагогов, в декабре 2022г. начали педагогический эксперимент по диагностики развития саморегуляции в деятельности дошкольников. Эксперимент проводился на базе МБОУ г. Ивантеевка «СОШ №7», в старшей группе «Капелька». В группе есть мальчик Богдан, ему 5 лет. Наблюдая за ним, мы не заметили официального диагноза. Но мы предполагаем, что у него есть гиперактивность и дефицит внимания. Поэтому мы решили провести педагогический эксперимент по диагностики у Богдана развития саморегуляции в деятельности. Так же в исследовании приняла участие девочка Ксюша такого же возраста, у которой не наблюдаются симптомы СДВГ.

Для исследования развития саморегуляции в деятельности мы использовали несколько методик.

  1. Методика «Проставь значки» (Р.С. Немов)

«Методика «Проставь значки» используется для диагностики свойств внимания, таких как переключение и распределение. Также с помощью этого теста можно увидеть особенности темпа деятельности, проявление признаков утомления и пресыщения.

Что необходимо для проведения методики?

Бланк с напечатанными геометрическими фигурами.

Простой карандаш.

Секундомер.

Инструкция к методике

Детям даётся следующая инструкция «Перед вами листок бумаги, на котором нарисованы различные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, кружок, ромб. Сейчас мы посмотрим, какие вы шустрые. Вам нужно как можно быстрее и без ошибок расставить следующие знаки: в квадрат — галочку, в треугольник — чёрточку, в кружок — плюсик, а в ромб — точку. Когда я скажу тебе «начинай», то ты всё это будешь делать как можно быстрее. По моему сигналу «Стоп» расставлять знаки надо прекратить. Поняли? Ну, молодцы. Начали!».

Психолог фиксирует в протоколе время и количество знаков, закодированных за 2 минуты.

Обработка результатов

После проведения методики психолог вычисляет общий показатель переключения и распределения внимания ребёнка по формуле:


S=(0,5*N-2,8n) / 120

где S — показатель переключения и распределения внимания;

N — количество геометрических фигур, просмотренных и по­меченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания.

Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

10 баллов — показатель S больше чем 1,00.

8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов — показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5 баллов — показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.

0-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития

Количество баллов Вывод об уровне переключения и распределения внимания

10 баллов Очень высокий уровень

8-9 баллов Высокий уровень

6-7 баллов Средний уровень

4-5 баллов Низкий уровень

0-3 балла Очень низкий уровень» [16]

2. Методика «Запомни и расставь точки» (Р.С. Немов)

«С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.

Стимульный материал: Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Описание: Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов:

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).