Файл: Особенности формирования саморегуляции в деятельности дошкольников сдвг в доо.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Контуры фигуры

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).


Линии

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Типы животных

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Агрессивность

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.



Творческие возможности

Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название

Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).» [19]

2. 2. Организация эксперимента в ДОУ


Констатирующий этап
Таблица 1. Протокол учета выполнения диагностических заданий исследования уровня переключения и распределения внимания на начало эксперимента («Проставь значки»)




ФИО

Баллы

1.

Богдан

3

2.

Ксюша

8

В результате проведенного исследования было установлено, что у Богдана очень низкий уровень распределения внимания. В то время, как у Ксюши он высокий.

Диаграмма 1


Таблица 2. Протокол учета выполнения диагностических заданий исследования оценки объема внимания на начало эксперимента (методика «Запомни и расставь точки»).



ФИО

Баллы

1.

Ксюша

8

2.

Богдан

4

По методике «Запомни и расставь точки», мы выявили следующие результаты: у Ксюши высокий уровень объёма внимания, а у Богдана – низкий.

Диаграмма 2.



По итогам проведенных методик «Проставь значки» и «Запомни и расставь точки», мы можем сделать вывод, что у Богдана имеются трудности в удержание внимания, он легко отвлекается на посторонние стимулы, ему трудно сосредоточится на выполнение задания, не может удержать цель задания до окончания его.

Таблица 3. Протокол учета выполнения диагностических заданий исследования уровня саморегуляции на начало эксперимента (Методика "Изучение саморегуяции")




ФИО

Уровень

1.

Ксюша

1

2.

Богдан

5


Данные свидетельствуют, что Ксюша принимает предоставленное задание полностью, сохраняет цель задания до конца занятия, работает сосредоточенно, не отвлекаясь, допуская ошибки, она исправляет их самостоятельно. Для нее важно, чтобы работа была не только качественной, но и аккуратной. Богдан принимает цель задания частично, возникает сложность сохранить ее в полном объёме до конца, при выполнении допускает ошибки не только из – за невнимательности, но и из –за недостаточности сохранения информации в памяти, во время выполнения задания может «вскакивать» и передвигаться по группе, задает много вопросов, не относящие к выполняемому заданию. Ошибки не замечает, после подсказки педагога об ошибке не исправляет, работа выполнена не аккуратно, по окончанию задания, оставляет работу без внимания.

Диаграмма 3.



Таблица 4. Протокол учета выполнения диагностических заданий исследования уровня саморегуляции на начало эксперимента

ФИО

Уровни

самооценка

тревожность

агрессия

Ксюша

адекватная

низкий

низкий

Богдан

заниженная

повышенный

повышенный

По результатам методики можно сделать выводы, что у Ксюши имеются 2 признака агрессии (что говорит о низком уровне агрессии), тревожность у нее проявляется слабо, уровень самооценки нормальный (адекватно оценивает себя и свои возможности). У Богдана выявлено 3 признака агрессии, он нарисовал своему животному клыки, шипы, когти острые, комментируя это тем, что это всё нужно для защиты, так как на животное нападают, можно сделать вывод, что у ребенка защитная агрессия. У мальчика повышенный уровень тревожности. Уровень самооценки можно считать – низкий, что отрицательно влияет на формирование ребенка, на его общение со сверстниками и в целом жизни в коллективе.