Файл: Практическая работа 3 Решение экспериментальных задач по теме Неметаллы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 375
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №3
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»
Цель работы: закрепление знаний по теме «Неметаллы», закрепление умений практически осуществлять последовательные превращения веществ.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, растворы серной кислоты, гидроксида натрия, сульфата меди (II), хлорида натрия, карбоната натрия, фосфата натрия, нитрата серебра ,силикат натрия, сульфат натрия, хлорид аммония, хлорид бария.
Ход работы
Задача 1(Опыт№1). Провести реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты.(Определение ионов водорода и сульфат-ионов в растворе серной кислоты.). Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде. Результат работы оформлять в виде таблицы. Последняя колонка- выводы.
Цель опыта | Формула и название вещества | Что делали, наблюдали, уравнения реакции | |
Задача 1.Опыт №1 Доказать, что H2SO4 состоит из H+и сульфат-ионов | H2SO4 – серная кислота, лакмус, BaCl2 – хлорид бария | Раствор H2SO4, находящийся в пробирке, делим на 2 части, т.е. отливаем в другую пробирку. В одну пробирку добавляем лакмус (или метилоранжевый), раствор стал красным, значит среда кислая. Кислая среда определяется наличием ионов H+. Во вторую пробирку приливаем раствор BaCl2, выпадает белый осадок, значит там присутствуют сульфат-ионы. H2SO4 + BaCl2 → BaSO4↓ + 2HCl белый 2 H+ + SО42- + Ba 2+ + 2Cl- → BaSO4↓ + 2H+ + 2Cl- Ba2+ + SO4 2- → BaSO4↓ | H2SO4 состоит из ионов H+, т.к. при действии лакмуса или метилоранжевого, раствор красный, это говорит о наличии H+; и из сульфат-ионов, т.к. BaCl2 является качественным реактивом на сульфат-ионы. |
Задача 2.(Опыты а) и б) ) Используя имеющиеся реактивы, практически осуществить превращения веществ по следующей схеме:
а) CuSO4 → Cu(OH)2 → CuCl2
б) Fe2 (SO 4 )3 → Fe(OH)3 → FeCl3
Задача 3. В трех пробирках находятся растворы
а) карбонат натрия, силикат натрия, хлорид натрия;
б) карбонат калия, силикат калия, хлорид магния.
Используя необходимые реактивы, распознайте каждый из растворов.
Задача 4.а) Проведите качественную реакцию на фосфат-ион.
б) Проведите качественную реакцию на сульфат-ион.
Цель опыта | Формулы и названия вещества | Что делали, наблюдали, уравнения реакции | Выводы |
Задача 2 Опыт а) Осуществить превращения веществ | CuSO4 сульфат купрума Cu(OH)2гидроксид купрума CuCl2хлорид купрума | -в пробирку с сульфатом меди приливаем раствор гидроксида натрия, выпадает осадок синего цвета CuSO4+2NaOH= Cu(OH)2↓+Na2SO4 Cu2+ + 2OH— = Cu(OH)2↓ - в пробирку с выпавшим осадком приливаем соляную кислоту, осадок растворяется Cu(OH)2↓ + 2HCl = CuCl2 + 2H2O Cu(OH)2↓ + 2H+ = Cu2+ + 2H2O | Осуществили превращения : из сульфата купрума получили гидроксид купрума,а из него-хлорид купрума. |
Задача 3 Опыт а) Распознать каждый из растворов. | Na2CO3 карбонат натрия + H2SO4 серная кислота Na2SiO3 силикат натрия NaCl хлорид натрия | Во все три пробирки приливаем раствор серной кислоты. В пробирке №1 с карбонатом натрия наблюдаем выделение пузырьков газа. Na2CO3 + H2SO4 = Na2 SO4 + H2O + CO2↑ 2H+ + CO32- = H2O + CO2↑ В пробирке №2 с силикатом натрия образуется студенистый осадок. Na2SiO3 +H2SO4 = Na2SO4 + H2SiO3↓ 2H+ + SiO32- = H2SiO3↓ В третьей пробирке будет хлорид натрия. | В первой пробирке –карбонат натрия Во второй пробирке – силикат натрия Признаков реакции нет |
Задача 4 Опыт а) Провести качественную реакцию на фосфат-ион. | Na3PO4 фосфат натрия AgNO3 нитрат серебра | В пробирку с раствором фосфата натрия приливаем раствор нитрата серебра. Выпадает осадок желтого цвета Na3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4↓ + 3NaNO3 3Ag+ + PO43- = Ag3PO4↓ | Качественной реакцией на фосфат-ион является ион-серебра |
Для образца решения задач 2,3,4 вам даны описания опытов а).Вы должны оформить работу самостоятельно с опытами б).Реакции необходимо написать в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде!!!
Общий вывод-по цели работы
Работу выполнить на двойном листочке и принести в школу до 23 февраля.