Файл: Практическая работа 3 Решение экспериментальных задач по теме Неметаллы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 375

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №3
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»

Цель работы: закрепление знаний по теме «Неметаллы», закрепление умений практически осуществлять последовательные превращения веществ.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, растворы серной кислоты, гидроксида натрия, сульфата меди (II), хлорида натрия, карбоната натрия, фосфата натрия, нитрата серебра ,силикат натрия, сульфат натрия, хлорид аммония, хлорид бария.

Ход работы

Задача 1(Опыт№1). Провести реакции, подтверждающие качественный состав серной кислоты.(Определение ионов водорода и сульфат-ионов в растворе серной кислоты.). Написать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде. Результат работы оформлять в виде таблицы. Последняя колонка- выводы.


Цель опыта

Формула и название вещества

Что делали, наблюдали, уравнения реакции




Задача 1.Опыт №1

Доказать, что H2SOсостоит из H+и сульфат-ионов

H2SO– серная кислота, лакмус,  BaCl2 – хлорид бария

Раствор H2SO4, находящийся в пробирке, делим на 2 части, т.е. отливаем в другую пробирку. В одну пробирку добавляем лакмус (или метилоранжевый), раствор стал красным, значит среда кислая. Кислая среда определяется наличием ионов H+.

Во вторую пробирку приливаем раствор BaCl2, выпадает белый осадок, значит там присутствуют сульфат-ионы.

H2SO+ BaCl→ BaSO4 + 2HCl 

                                               белый

2 H+ SО42- + Ba 2+ + 2Cl→ BaSO4↓ + 2H+ + 2Cl-

Ba2+ + SO4 2- → BaSO4

H2SOсостоит из ионов H+, т.к. при действии лакмуса или метилоранжевого, раствор красный, это говорит о наличии H+; и из сульфат-ионов, т.к. BaCl2 является качественным реактивом на сульфат-ионы.



Задача 2.(Опыты а) и б) ) Используя имеющиеся реактивы, практически осуществить превращения веществ по следующей схеме:

а) CuSO4 → Cu(OH)2 → CuCl2

б) Fe2 (SO 4 )3 → Fe(OH)3  →   FeCl3

Задача 3. В трех пробирках находятся растворы
а) карбонат натрия, силикат натрия, хлорид натрия;
б) карбонат калия, силикат калия, хлорид магния.
Используя необходимые реактивы, распознайте каждый из растворов.

Задача 4.а) Проведите качественную реакцию на фосфат-ион.
б) Проведите качественную реакцию на сульфат-ион.


Цель опыта

Формулы и названия вещества

Что делали, наблюдали, уравнения реакции

Выводы

Задача 2

Опыт а) Осуществить превращения веществ

CuSO4 сульфат купрума

Cu(OH)2гидроксид купрума

CuCl2хлорид купрума

-в пробирку с сульфатом меди приливаем раствор гидроксида натрия, выпадает осадок синего цвета

CuSO4+2NaOH= Cu(OH)2↓+Na2SO4

Cu2+ + 2OH = Cu(OH)2

- в пробирку с выпавшим осадком приливаем соляную кислоту, осадок растворяется

Cu(OH)2↓ + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

Cu(OH)2↓ + 2H+ = Cu2+ + 2H2O

Осуществили превращения : из сульфата купрума получили гидроксид купрума,а из него-хлорид купрума.

Задача 3

Опыт а)

Распознать каждый из растворов.


Na2CO3 карбонат натрия + H2SO4 серная кислота


Na2SiO3 силикат натрия
NaCl хлорид натрия


Во все три пробирки приливаем раствор серной кислоты.

В пробирке №1 с карбонатом натрия наблюдаем выделение пузырьков газа.

Na2CO3 + H2SO= Na2 SO+ H2O + CO2

2H+ + CO32- = H2O + CO2
В пробирке №2 с силикатом натрия образуется студенистый осадок.

Na2SiO3 +H2SO4 = Na2SO+ H2SiO3

2H+ + SiO32- = H2SiO3

В третьей пробирке будет хлорид натрия.


В первой пробирке –карбонат натрия

Во второй пробирке – силикат натрия
Признаков реакции нет

Задача 4

Опыт а)

Провести качественную реакцию на фосфат-ион.



Na3PO4 фосфат натрия
AgNO3 нитрат серебра

В пробирку с раствором фосфата натрия приливаем раствор нитрата серебра. Выпадает осадок желтого цвета

Na3PO4 + 3AgNO3 = Ag3PO4↓ + 3NaNO3

3Ag+ + PO43- = Ag3PO4


Качественной реакцией на фосфат-ион является ион-серебра


Для образца решения задач 2,3,4 вам даны описания опытов а).Вы должны оформить работу самостоятельно с опытами б).Реакции необходимо написать в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде!!!

Общий вывод-по цели работы

Работу выполнить на двойном листочке и принести в школу до 23 февраля.