Файл: Курсовая работа По дисциплине Теории государства и права Историческое развитие права.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
§ 1. Функции социальных норм первобытного общества
§ 2. Виды социальных норм первобытного общества
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВА
ГЛАВА 3. ДИСКУССИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПРАВА
§ 1. Причины плюрализма подходов к пониманию происхождения права
§ 2. Общая характеристика классических и новых теорий происхождения права.
осуществлялось в силу подражания, привычки поступать так, как поступают другие, как поступают все. Здесь главную роль имеет общественное мнение. Связь между обычаями и общественным мнением очень тесна. Определенные формы поведения и общения людей, поддержанные общественным мнением, закреплялись в традициях. Также общественное мнение имело огромный авторитет жизни общества. Если общественное мнение перестает поддерживать те или иные традиции, то они отмирают или превращаются в простые общественные нормы. Механизм подражания – один из древнейших психологических пластов общественного сознания, и именно он лежит в основе появления традиций и обычаев, и следования им.15
Следующими социальными нормами первобытного общества являлись первобытные нормы морали. Нормы морали – это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Эти нормы основывались на свободном и личном убеждении человека. Основываясь на своем представлении о добре и зле человек устанавливал сам для себя моральные нормы, контролируемые через духовные средства, такие как чувства долга и самооценку поведения. Также указывали на то, что честно, справедливо или постыдно, не по совести, в общем содержали указания, что «хорошо», а что «плохо».16
Моральные нормы становились в последствии общими, так как большинство людей жили примерно в одинаковых жизненных условиях, которые формировали в людях какое-то общее понимание о добре и зле.
Наравне с нормами морали в первобытном обществе были религиозные нормы. Религиозные нормы – это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Такие религиозные представления складывались в обществе из-за недостатка знаний об явлениях природы. Не способность объяснить такие явления, люди часто приписывали их к чему-то божественному. Они сами придумывали божественных существ и стали поклонятся ему. По началу нормы носили утешающий и объяснительный характер, но потом они стали регулятивными. В частности, предписывали правила поведения как божественный указ. За нарушение религиозных норм были также санкции в виде гнева богов. Обычно регулирование общественных отношений происходило через обряды и жертвоприношения.17
Религиозные нормы в свою очередь, закреплялись в обществе мифами. Миф это - древнее народное сказание о легендарных героях
, богах, о происхождении явлений природы, духах и обожествленных героях, возникшее в первобытном обществе. Для первобытных людей мифы являлись чем-то наподобие уставов, которые указывали что можно делать, а что нельзя. Мифология представляла набор хороших и плохих примеров о богах или о легендарных героях, которые объясняли, как люди должны взаимодействовать с окружающим миром и с друг другом.18
Обряды и ритуалы тоже являются одной из форм воздействия на первобытное общество. Они являются частью норм обычаев, мифов и религиозных норм, посредством которых эти нормы реализуются. Учеными давно указано на связь обряда с мифом. Эта связь заключается в выражении мифа через обряд, одновременно миф выступает как объяснение или обоснование совершаемого обряда. Также и с религиозными нормами. Через обряды и ритуалы религиозные нормы закрепляют в обществе божественные начала. Фиксация и многократное повторение обрядов и ритуалов становится в последствии обычаем.
В научном сообществе есть спор о том, что у данных слов разное значение. Согласно определениям, некоторых ученых, слова «обряд» и «ритуал» имеют разную интерпретацию, но словарное определение, и другие источники показывают, что слово «ритуал» является синонимом слова «обряд».
Все выше указанные нормы первобытного общества по содержанию регулировали социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд других необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ. Они выражались в разных способах регулирования – запретах, дозволениях и позитивном обязывании. Появляются способы регулирования, которые указывают что можно делать, что нельзя и что обязательно надо делать.
Запреты существовали в виде табу, подкрепленными религиозными верованиями для недопущения определенного поведения. Например, запрет инцестов. Запрет на брак между кровными родственниками служил для нормального воспроизводства общин, кланов, других групп. Дозволения или разрешения также определяли поведение человека или объединений людей в присваивающей экономике. Они регулировали способ охоты, собирательства пищи. Указывали на вид животных и время охоты на них, указывали на вид растений и сроки их сбора, указывали на территории где можно охотиться и т.д. Целью позитивного обязывания было организовать необходимое поведение человека в процессе строительства жилища, приготовления пищи, разжигание костров и изготовления орудия.
19
Однако все эти способы регулирования не были направлены на изменение природных условий и выделение человека из природы. Они обеспечивали наиболее эффективные формы присвоения предметов природы и их переработки, их приспособления для удовлетворения потребностей человека.
Тема формирования права весьма значимо для предмета теории и истории права. Она остается недостаточно изученной, потому что практически нет письменных источников. Для понимания происхождении права необходимо учитывать ряд смежных отраслей знания, таких как антропология, психология, этнология, религиоведение и другие. Такой комплексный подход дает большее понимание об формировании социальных норм в первобытном обществе.
Социальные нормы появились не одномоментно. Ведь как известно, что культуре предшествует предкультура. Это относится и к социальным регуляторам. Не важно, как называется переходный период, важно то, что один тип регулирования сменяется на другой. От сюда исходит то, что возникновению права должны предшествовать какие-то формы и конструкции с которых и начнется правовое развитие. Поэтому в начальных стадиях данного процесса социальные нормы выражались в зародышевых формах, и сосуществовали в слитности или синкретности. Такое проявление социальных норм получили название мононормы или мононорматика. Такую концепцию появления права высказали историки Алексеев Валерий Павлович и Першиц Абрам Исаакович. Под мононормой понимается слитная норма первобытного общества, которые включали в себя нормы морали, религии и права. Такая концепция слияния норм первобытного общества категорически отрицалось некоторыми учеными. Такое отрицание обосновывается тем, что мононорма при своем понимании, уже включает в себя нормы морали, религии и права, создавая иллюзию того, что каждый из этих регуляторов ко времени его формирования уже самостоятельно функционировал. В действительности ни один из этих социальных регуляторов не функционировал в первобытном обществе в полной мере. Мононормы по сути, являются исходной исторической формой происхождения каждого из выше указанных норм. Слитный характер мононорм обусловлен не только тем, что включает в себя разные элементы социального регулирования, но и тем что само слияние происходит на уровне человеческого сознания т.е. слитным восприятием зарождающегося социального мира, который воспринимался первобытным человеком как продолжение мира природного. Незнание особенностей развития данного мира обусловило его восприятие через призму религиозных верований. Следствием этого была размытость границ между реальным и нереальным миром.
20
Эта концепция требует более глубоких исследований и размышлений, но ясно одно, то что концепция мононорм уменьшает значимость дифференцированного изучения социальных норм первобытного общества.
Существует множество трактовок понимания слова право. Право представляет собой, сложное, многогранное явление, выражающийся в множестве понятий. Можно обобщить это понятие как систему правил поведения установленных государством и обеспеченных в случае их невыполнения его принудительной силой. Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Значит из этого можно сказать, что право есть некий продукт государственной деятельности. Я так не думаю, потому что все выше указанное говорит о том, что право появилось раньше, чем государство. Даже если говорить, что происхождение государства и права это единый обусловленный процесс, так как любое государство формирует, принимает соответствующие законодательные акты, а право закрепляет обязательные действия органов этого государства, регламентирует деятельность государственных должностных лиц, надо принимать во внимание что в первобытном общинном строе государства как такового не было, но были некие социальные регуляторы, которые регулировали отношения между людьми. Можно сказать, что так и зародилось право. Оно было не таким каким мы понимаем его в современном мире.
Возникновение права – это долгий процесс, протекающих на протяжении многих поколений. В начале появлялись отдельные элементы права, отдельные правовые идеи и принципы. Впоследствии данные правовые элементы разрастались и объединились в единую и согласованную правовую систему определенного общества. Возникновение и развитие права это неоднозначный процесс, который формировался и изменялся под давлением материальных и духовных факторов. Под материальными факторами необходимо понимать те внешние условия в которых развивается право. Сюда относятся прежде всего территория где живет общество. Ведь правообразование зависело живет ли общество на берегу реки или вдали от него, на равнине или среди гор. Под духовным фактором понимается то, что право является результатом сознания человека и развивается в меру развития его сознания и его потребностей. Их представления об окружающем мире, процессов, протекающих вокруг них, а также стремление человека к саморегуляции и приравнивании таких процессов к божественному началу способствовали появлению более структурированной правовой системы.
Следующими социальными нормами первобытного общества являлись первобытные нормы морали. Нормы морали – это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Эти нормы основывались на свободном и личном убеждении человека. Основываясь на своем представлении о добре и зле человек устанавливал сам для себя моральные нормы, контролируемые через духовные средства, такие как чувства долга и самооценку поведения. Также указывали на то, что честно, справедливо или постыдно, не по совести, в общем содержали указания, что «хорошо», а что «плохо».16
Моральные нормы становились в последствии общими, так как большинство людей жили примерно в одинаковых жизненных условиях, которые формировали в людях какое-то общее понимание о добре и зле.
Наравне с нормами морали в первобытном обществе были религиозные нормы. Религиозные нормы – это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Такие религиозные представления складывались в обществе из-за недостатка знаний об явлениях природы. Не способность объяснить такие явления, люди часто приписывали их к чему-то божественному. Они сами придумывали божественных существ и стали поклонятся ему. По началу нормы носили утешающий и объяснительный характер, но потом они стали регулятивными. В частности, предписывали правила поведения как божественный указ. За нарушение религиозных норм были также санкции в виде гнева богов. Обычно регулирование общественных отношений происходило через обряды и жертвоприношения.17
Религиозные нормы в свою очередь, закреплялись в обществе мифами. Миф это - древнее народное сказание о легендарных героях
, богах, о происхождении явлений природы, духах и обожествленных героях, возникшее в первобытном обществе. Для первобытных людей мифы являлись чем-то наподобие уставов, которые указывали что можно делать, а что нельзя. Мифология представляла набор хороших и плохих примеров о богах или о легендарных героях, которые объясняли, как люди должны взаимодействовать с окружающим миром и с друг другом.18
Обряды и ритуалы тоже являются одной из форм воздействия на первобытное общество. Они являются частью норм обычаев, мифов и религиозных норм, посредством которых эти нормы реализуются. Учеными давно указано на связь обряда с мифом. Эта связь заключается в выражении мифа через обряд, одновременно миф выступает как объяснение или обоснование совершаемого обряда. Также и с религиозными нормами. Через обряды и ритуалы религиозные нормы закрепляют в обществе божественные начала. Фиксация и многократное повторение обрядов и ритуалов становится в последствии обычаем.
В научном сообществе есть спор о том, что у данных слов разное значение. Согласно определениям, некоторых ученых, слова «обряд» и «ритуал» имеют разную интерпретацию, но словарное определение, и другие источники показывают, что слово «ритуал» является синонимом слова «обряд».
Все выше указанные нормы первобытного общества по содержанию регулировали социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд других необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ. Они выражались в разных способах регулирования – запретах, дозволениях и позитивном обязывании. Появляются способы регулирования, которые указывают что можно делать, что нельзя и что обязательно надо делать.
Запреты существовали в виде табу, подкрепленными религиозными верованиями для недопущения определенного поведения. Например, запрет инцестов. Запрет на брак между кровными родственниками служил для нормального воспроизводства общин, кланов, других групп. Дозволения или разрешения также определяли поведение человека или объединений людей в присваивающей экономике. Они регулировали способ охоты, собирательства пищи. Указывали на вид животных и время охоты на них, указывали на вид растений и сроки их сбора, указывали на территории где можно охотиться и т.д. Целью позитивного обязывания было организовать необходимое поведение человека в процессе строительства жилища, приготовления пищи, разжигание костров и изготовления орудия.
19
Однако все эти способы регулирования не были направлены на изменение природных условий и выделение человека из природы. Они обеспечивали наиболее эффективные формы присвоения предметов природы и их переработки, их приспособления для удовлетворения потребностей человека.
Тема формирования права весьма значимо для предмета теории и истории права. Она остается недостаточно изученной, потому что практически нет письменных источников. Для понимания происхождении права необходимо учитывать ряд смежных отраслей знания, таких как антропология, психология, этнология, религиоведение и другие. Такой комплексный подход дает большее понимание об формировании социальных норм в первобытном обществе.
Социальные нормы появились не одномоментно. Ведь как известно, что культуре предшествует предкультура. Это относится и к социальным регуляторам. Не важно, как называется переходный период, важно то, что один тип регулирования сменяется на другой. От сюда исходит то, что возникновению права должны предшествовать какие-то формы и конструкции с которых и начнется правовое развитие. Поэтому в начальных стадиях данного процесса социальные нормы выражались в зародышевых формах, и сосуществовали в слитности или синкретности. Такое проявление социальных норм получили название мононормы или мононорматика. Такую концепцию появления права высказали историки Алексеев Валерий Павлович и Першиц Абрам Исаакович. Под мононормой понимается слитная норма первобытного общества, которые включали в себя нормы морали, религии и права. Такая концепция слияния норм первобытного общества категорически отрицалось некоторыми учеными. Такое отрицание обосновывается тем, что мононорма при своем понимании, уже включает в себя нормы морали, религии и права, создавая иллюзию того, что каждый из этих регуляторов ко времени его формирования уже самостоятельно функционировал. В действительности ни один из этих социальных регуляторов не функционировал в первобытном обществе в полной мере. Мононормы по сути, являются исходной исторической формой происхождения каждого из выше указанных норм. Слитный характер мононорм обусловлен не только тем, что включает в себя разные элементы социального регулирования, но и тем что само слияние происходит на уровне человеческого сознания т.е. слитным восприятием зарождающегося социального мира, который воспринимался первобытным человеком как продолжение мира природного. Незнание особенностей развития данного мира обусловило его восприятие через призму религиозных верований. Следствием этого была размытость границ между реальным и нереальным миром.
20
Эта концепция требует более глубоких исследований и размышлений, но ясно одно, то что концепция мононорм уменьшает значимость дифференцированного изучения социальных норм первобытного общества.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВА
Существует множество трактовок понимания слова право. Право представляет собой, сложное, многогранное явление, выражающийся в множестве понятий. Можно обобщить это понятие как систему правил поведения установленных государством и обеспеченных в случае их невыполнения его принудительной силой. Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Значит из этого можно сказать, что право есть некий продукт государственной деятельности. Я так не думаю, потому что все выше указанное говорит о том, что право появилось раньше, чем государство. Даже если говорить, что происхождение государства и права это единый обусловленный процесс, так как любое государство формирует, принимает соответствующие законодательные акты, а право закрепляет обязательные действия органов этого государства, регламентирует деятельность государственных должностных лиц, надо принимать во внимание что в первобытном общинном строе государства как такового не было, но были некие социальные регуляторы, которые регулировали отношения между людьми. Можно сказать, что так и зародилось право. Оно было не таким каким мы понимаем его в современном мире.
Возникновение права – это долгий процесс, протекающих на протяжении многих поколений. В начале появлялись отдельные элементы права, отдельные правовые идеи и принципы. Впоследствии данные правовые элементы разрастались и объединились в единую и согласованную правовую систему определенного общества. Возникновение и развитие права это неоднозначный процесс, который формировался и изменялся под давлением материальных и духовных факторов. Под материальными факторами необходимо понимать те внешние условия в которых развивается право. Сюда относятся прежде всего территория где живет общество. Ведь правообразование зависело живет ли общество на берегу реки или вдали от него, на равнине или среди гор. Под духовным фактором понимается то, что право является результатом сознания человека и развивается в меру развития его сознания и его потребностей. Их представления об окружающем мире, процессов, протекающих вокруг них, а также стремление человека к саморегуляции и приравнивании таких процессов к божественному началу способствовали появлению более структурированной правовой системы.