Файл: Курсовая работа По дисциплине Теории государства и права Историческое развитие права.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
§ 1. Функции социальных норм первобытного общества
§ 2. Виды социальных норм первобытного общества
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРАВА
ГЛАВА 3. ДИСКУССИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПРАВА
§ 1. Причины плюрализма подходов к пониманию происхождения права
§ 2. Общая характеристика классических и новых теорий происхождения права.
Развитие права можно разделить на три стадии. Такое разделение процесса развития правовой системы, даст более систематизированное понимание особенностей возникновения и развития права. Также такая систематизация предоставляет более глубоко рассмотреть нюансы каждой стадии данного развития отдельно. Помогает разделить процесс развития права на определенные промежутки времени человеческой истории.
Первая стадия развития права или как еще ее называют архаичное право. Этот период связан с первыми первобытными обществами людей. Право в это период развития имело местный или локальный характер. Это означает что в это период у каждого племени, общины, фратрии, или народа были свои социальные регуляторы. Местами у некоторых племен они совпадали. Это обосновано близкими по характеру и свойствам внутренними процессами общины, но иногда даже племена в пределах одного государства имели разные отличия. От сюда и происходит название племенное право.
Однако есть и альтернативное название этого периода развития права – обычное право. Такое название произошло из-за характера самих правовых норм общины. Они носили характер обычаев. Это следствие неукоснительное выполнение устоявшегося модели поведения, при многократном повторении которого нормы воспринимаются нечто обыденное. Нося нерефлексивный характер не нуждаются в логическом обосновании. Обычаи использовались как социальные регуляторы отношений не самим народом и соплеменниками, а выделяющимися тогда органами управления. Именно вожди, совет старейшин, жрецы и другие выступали как органы управления.
Если верить некоторым источникам, то нормы архаичного права носили устный характер. Причина этому само развитие устной речи. Люди на протяжении многих лет до появления письменности обходились без письменного закрепления норм. И потом в конце, на позднем этапе архаичного периода развития права появляются письменные закрепления. Они по сути являлись закреплением тех самых норм, которые носили устный характер.21
Самые первые письменные доказательства существование архаичного права являются папирусные документы, надписи на каменных плитах или памятниках в Египте. Письменные правовые нормы были в Вавилоне, это были законы царя Хаммурапи. Законы Соломона в Древней Греции, Законы Ману в древней Индии, Законы XII Таблиц, которые являются первым письменным римским правовым источником. В Европе одним из первых письменных правовых источников считается Солическая правда, а среди первых англосаксонских источников являются Законы Этельберга, в России первым письменным правовым источником считается Русская Правда. Все эти источники являются лишь малой частью архаичного права, потому что большая часть норм была в устном виде и передавались из поколения в поколения в виде пословиц. поговорок, устных преданий и рассказов о разрешении споров.
Также необходимо отметить казуистический характер правовых норм данного периода. Это означает что, норма формировалась в результате разрешения отдельных случаев. Все эти нормы были несистематизированны, большое количество норм строились по простому принципу расположения.22
Большинство данных правовых источников составлены на основе обычаев и религиозных верований. Так, например, Законы Ману являются даром для человечества от мифического бога Ману. Законы регулировали поведение людей в их повседневной жизни. Подробно описывается происхождение варн по религиозному учению, указываются назначение каждой варны, привилегии высших варн.
Далее на смену архаичному праву приходит корпоративное право или же сословное. Это уже вторая стадия развития права. Слово “корпорация” (от лат. corporatio) означает объединение, сообщество, союз, группа лиц, объединенных общностью интересов. Люди объединялись не только по характеру общих интересов, но и по сплоченности. В это период происходит расслоение общества на сословия. Предмет регулирования корпоративного права не охватывал всех сторон жизни общества, а лишь отношения внутри сословия. Люди объединялись в корпорации с другими людьми со схожестью взглядов, интересов, деятельности и потребностей. Данные корпорации могли охватывать очень широкий круг лиц, который был абстрактен и открыт. Поэтому трудно определить кто и какое количество лиц входили в ту или иную корпорацию. Появлялись политические корпорации, имущественные, профессиональные союзы, религиозные объединения и др. Корпорации могли основываться на любых других общих для людей интересах. Общество расслоилось на феодалов, духовенство, крестьян, ремесленников и купцов. Основой такого деления является земельная собственность и отношение людей на земельные ресурсы производства.
В процессе изменения структуры общества, разделением на сословия и дифференциация общества на социальные группы, возникает потребность в урегулировании таких социальных групп. На смену архаичному праву приходят новые возникшие нормативные системы. Эти системы создавались на основе преимущественных интересов каждого отдельного сословия. Такие разносословные системы одновременно вписывали данные сословия в общую систему развития общества.
Феодальное право, крепостное право, церковное право, полицейское право, гильдейское право, торговое или купеческое право. Именно эти нормативные системы регулировали общественные отношения отдельных социальных групп. Конечно же эти правовые системы корреспондировали соответствующим им сословиям. Но даже тогда большую часть регулятивных функций несла церковь и религиозные нормы. Церковь занимала важное место в жизни людей. Являясь центральным ядром общества, она держала всю власть в своих руках и ставила государственный аппарат себе на службу.
Сословное т.е корпоративное право было далеко от понятия настоящего права, оно было скорее протоправо. Очевидно, что оно не было универсальным, и регулировал отношения внутри сословия, да и еще не очень эффективно.
Так, например, частые разборки проводили между собой феодалы. Многочисленные споры из-за земли, порядок приобретения земельного участка, и взаимоотношения между собственниками данной земли регулировалось феодальным правом. Земля в Росси признавалась собственностью правителя, и он имел полное право распоряжаться этой собственностью как хотел. В основном он даровал земельные участки своим подданным, тем кто был у него на службе. Феодалы, которые получали землю, должны были нести личные повинности к государю, которые потом превратились имущественные обязательства. К личным повинностям можно отнести обязательную военную службу, право правителя или сеньора женится на дочери вассала и др. Сеньоры были популярны в Европе, там в отличие от России каждый собственник или держатель земли должен был иметь сеньора т. е покровителя.23
Вернемся к спорам. Споры между феодалами разрешались судом. Суд в феодальном праве носил коллективный характер и был в виде собраний. Собрания, которые принимали решения по вопросам в интересах сословия. Сам процесс судопроизводства носил устный и неформальный характер, который фиксировался большим количеством людей.24
В отличие от феодального права в крепостном праве не было судов. Правосудие над крепостным крестьянином осуществлял сам помещик. Крестьяне часто становились жертвами произвола своих помещиков, иногда их наказывали даже за самые мелкие провинности. Некоторые помещики любили применять разные способы наказания за серьезные нарушения, совершенные крестьянами. В судебной деятельности, если ее можно так назвать, фигурировали и другие лица. Эти люди обычно участвовали в роли обвинителей или свидетелей, что тоже не всегда было в пользу крепостных.25
Со временем аппарат управления стал создавать нормы крепостного права, которые регулировали отношения между крепостными крестьянами и помещиком, но даже при таком регулировании помещики действовали самовольно.
Из-за такой жестокости и самовольности помещиков, участились случаи побега крестьян от своих помещиков, учинялись бунты, забастовки и крестьянские восстания. Крестьяне отказывались от верной службы своим помещикам из-за их нежелания делать хоть какие-либо уступки. Такое развитие крепостного права стало одной из главных причин Октябрьской революции, которая нанесла огромный удар по процессу развития России.
Перейдем к гильдейскому праву. Нормы данного правового института закрепляли привилегии гильдии и регулировали внутренние организацию производства. Само слово гильдия означает объединение городских ремесленников одной или похожих специальностей. Нормы регламентирующие привилегии гильдий были в различных формах права, таких как обычаев, прецедентов, договоров и указов. Целью норм гильдейского права было в отстаивании интересов той или иной профессиональной группы и для облегчения этого процесса создавались гильдии. Но большинство норм гильдейского права регулировали внутреннюю деятельность самих гильдий. Существовали разные гильдии по общностям специальностей. Например, морские гильдии, производственные, горные, гильдии банкиров, гильдии лиц свободных профессий и другие. Правосудие в системе гильдейского права осуществлял третейский суд. Судьями избирались лица, пользовавшихся особым уважением среди коллег. В основном судьи решали спорные вопросы, возникшие в повседневной деятельности гильдии.26
Постепенно государство начинает понимать всю пользу деятельности гильдий. В процессе их деятельности появляются новые товары, которые удовлетворяют различные потребности общества. Повышается общее благосостояние людей. Позитивный сценарий развития гильдейского права в дальнейшем приводит к появления новых профессий.
В гильдии объединялись не только ремесленники, но торговцы. Торговцы сыграли не мало важную роль в развитии государства. Деятельность купцов и торговцев расширило сельскохозяйственное производство, которое привело к росту сельскохозяйственной продукции, к росту населения и многие другие события, способствовавшие развитию общества. Такое развитие купечества нуждалась конечно же в регулировании. Отношений внутри самого торгового сословия регулировались нормами торгового права. Поначалу нормы торгового права составляли сами купцы, но потом, когда торговая деятельность увеличивала масштабы, то формирование норм перешло к ярморочным комитетам и торговым судам.
Нормы торгового права были в форме торговых обыкновений, торговых обычаев, торговых прецедентов и письменных коммерческих договоров. Из этих форм особенно выделялся коммерческий договор, потому что с увеличением торгового оборота возникла потребность в обеспечении стабильной торговой деятельности. Нарушение прав торговых отношений, налагались санкциями. А правосудие совершалось торговыми судами. С начала суд состоял из местных купцов и был непрофессиональным, потом когда купцы начали объединятся в гильдии появлялись гильдейские суды, но все также непрофессиональные.
27
Еще одной системой периода корпоративного права является церковное право. Иногда ее называют каноничным правом. Такое название оно получило от слова канон. Это слово означает прут, измерительную палочку, в последствии данное слово применялось для обозначения норм поведения, составленные синодами, епископами или вселенскими соборами.
Церковные нормы существовали как в письменной форме, так и в неписьменной. В отличие от других систем сословного права, в церковном праве часто использовались письменные источники права. Первым письменным источником церковного права принято считать решения христианских собраний по вопросам управления, постановления крупных церковных единств, папские декреталии, постановления синодов, вселенских соборов и отдельные указы епископов. К неписьменным источникам можно отнести церковные обычаи. Обычаи признавались источниками с некоторыми условиями. Условия были таковы: обычаи должны существовать не менее 40 лет, они должны быть разумны и их соблюдение в церковной области должны иметь законодательную автономию. Следующим источником является церковная судебная практика в виде приговоров. Данные приговоры становились образцами для разрешения аналогичных дел в будущем. Также были вспомогательные источники церковного права, это были мнения авторитетных канонистов по церковным вопросам. Нормы были в форме ответов на вопросы, трактатов и толкований. Спорные ситуации, возникавшие в церкви, разрешались церковным судом. С начала церковная власть распространялась только в пределах церковной юрисдикции, но потом их власть распространилась в отношении светских лиц. Церковный суд был очень систематизирован, потому что до созревания светской власти основную нагрузку несла не себе церковь. Основной вклад системы церковных судов является развитие в области процессуальной техники. Так, правосудие стало носить писанный характер, начали вести протокол слушаний. Появилось понятие лжесвидетельство, появился институт представительства, этим занимались адвокаты.28
Нормы корпоративного права были как в письменной, так и в устной форме, некоторые нормы имели казуистичный характер, но в особенности большинство норм были смешаны с неюридическими нормами. Правосудие все еще смешано с управленческой деятельностью. Недостатком можно считать не профессиональность судей и систему доказательств. Можно сказать, что корпоративное право даже со своими недостатками было достаточно развито для своего времени.