Файл: Программа по работе с детьми с высоким уровнем школьной тревожности или пережившими конфликтные ситуации в школе Педагогпсихолог.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Удовольствие



Любовь, радость, счастье







Презрение

Удивление

Отвержение Принятие






Страх, страдание







Отвращение Гнев

Неудовольствие
Основные эмоции человека (по Изарду): интерес, удовольствие, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх и тревога, смущение, стыд.


  1. «Крокодил» – карточки с названиями чувств и эмоций.

На первом этапе ребята по очереди вытаскивают карточки, на которых написано название чувства. Получившие карточки читают, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изображают это состояние, используя жесты, мимику, интонации. Группа смотрит и старается понять, какое чувство изображается. Ведущий показывает, остальные пытаются угадать. Кто угадал – водит дальше.


  1. «Интонация» - стандартную фразу («Идет бычок качается») надо произнести таким образом, чтобы выразить эмоцию, написанную на карточке.




  1. Обсуждение того, что больше помогает – мимика или интонация.




  1. Турнир «Словарь эмоций» – группа делится на 2 команды. Каждая команда в течение 10 минут должна составить как можно более длинный список эмоциональных состояний. Это будут и отрицательные, и положительные эмоции, и промежуточные – например, заинтересованность, нетерпение (предвкушение радостного события + тревожное ожидание чего-то неприятного), взволнованность (воодушевление + нервозность). Побеждает команда, обнаружившая наибольшее количество эмоциональных состояний.

После этого начинается турнир. Каждая команда называет состояние, если состояние уже было названо другой командой, повторять его нельзя. Проигрывает та команда, список которой будет исчерпан первым.


Обсуждение: какие новые состояния для себя открыли. В жизни мы часто ограничиваемся 2-3 словами для описания нашего эмоционального состояния – Супер! ОК! Неважно. Использование же более богатого словаря эмоций передает партнеру по общению сигнал о том, что его эмоциональное состояние действительно имеет значение для его собеседника. Будучи названным, эмоциональное состояние утрачивает свою интенсивность и власть над человеком.


  1. Шеринг.




  1. «Импульс»



ЗАНЯТИЕ № 5

«Проявление эмоций и чувств»
1. Приветствие.
2. НАСТРОЕНИЯ

Начните ходить по комнате, при этом ощутите все свое тело, свои ноги и ступни, руки и кисти, позвоночник и голову… Заметьте, какие части тела вы ощущаете, как бодрствующие, а какие как сонные. А теперь подумайте о настроении, с которым вы начали упражнение, и выразите это настроение походкой. Пожалуйста, при этом не разговаривайте и не обращайте внимания на членов группы. (15 секунд)

А теперь вы должны выразить походкой другое настроение. Представьте себе, что вы совсем обессилели. Ходите некоторое время как человек, который очень устал. (15 секунд)

А теперь идите как совершенно счастливый человек, получивший чудесное известие. (15 секунд)

Теперь – как очень пугливый человек. (15 секунд)

Дальше идите как лунатик, бредущий во сне с открытыми глазами. (15 секунд)

А сейчас идите как гений – вы только что получили Нобелевскую премию. (15 секунд)

А теперь идите как предельно собранный человек, станьте канатоходцем, идущем по проволоке. (15 секунд)

И в заключение вы сами можете придумать, что вам хотелось бы выразить своей походкой… (15 секунд)

Остановитесь на минуту и попытайтесь понять, как вы себя чувствуете в данный момент. Возвращаясь на свое место, выразите всем телом свое настроение.
3. Обсуждение видов эмоций (положит – отрицательные, базовые – зависящие от культуры и т.д.)

Обсуждаются также функции эмоций – выясняется, что нет бесполезных эмоций, чувства и эмоции являются самым быстрым источником информации о том, что происходит вокруг. «Речь в защиту страха». В то же время, любое чувство может блокировать поступающую из внешнего мира информацию. Например, слишком сильная радость от полученной «5» иногда не позволяет заметить, что сосед получил «2».


  1. «Польза и вред эмоций»


Возможность обращения каждой эмоции как на пользу человеку, так и во вред ему. Необоснованность однозначного разделения эмоций на полезные и вредные.

Пример: страх. Вред страха – удерживает человека от того, что иногда необходимо сделать. Польза страха – позволяет человеку уберечься от лишнего риска.

Ребята работают в малых группах. Каждая группа получает карточку, на которой перечислены названия 4-х эмоций. Нужно заполнить таблицу:

Эмоция

Ее польза

Ее вред

Радость







Злость







Печаль







Скука







Стыд







Ребятам, заполняя таблицу необходимо подумать о том, что хорошего и что плохого связано с заданными эмоциями. Желательно проиллюстрировать свои рассуждения примерами из жизни (не называя имен).

По завершении работы результаты каждой микрогруппы обсуждаются. Получается, что каждая эмоция нужна.

5. Упражнение “Скульптор и глина”.

Все подростки делятся на пары. Каждая пара договаривается, кто будет «скульптором», а кто «глиной». Каждый «скульптор» должен задумать какое-то чувство, записать его на листочек, спрятать его и никому не показывать.

После того как название скульптуры загадано, «скульптор разминает глину»: делает легкий массаж, чтобы из мягкой податливой глины вылепить задуманную скульптуру.

Затем скульптор ставит статую в нужную позу, придает ее лицу нужное выражение и произносит магическую фразу: «Шедевр закончен!» От «скульптуры» требуется только одно: назвать себя, т. е. указать, какое чувство выражается данной позой и мимикой. Получив от «скульптуры» ответ, «скульптор» достает карточку с тайной записью. Если ответ совпадает с замыслом, «скульптура» отправится на выставку шедевров.

Если зрители на выставке тоже угадывают название, автор шедевра получает звание «Лучший выразитель чувств».

Каждый участник группы должен получить возможность испытать себя в обеих ролях.


Обсуждение: как участники ощущали себя в роли «скульптора», «глины», «посетителей выставки»? Какие качества необходимы для «скульптора», чтобы создать удачное творение? А для «глины»? Поняла ли «глина», что из нее хотели слепить? Чем определялась понятливость творческих замыслов для зрителей?

Психологический смысл: Для «скульптора» - это развитие экспрессивности и умения выражать свои эмоции и чувства, а также эффективный способ получения обратной связи. Для «глины» упражнение работает главным образом на развитие пластики и способности к эмпатии. Для группы в целом упражнение имеет сплачивающий эффект.
6. Практическая работа с материалом «Внешние проявления эмоций»






Участникам демонстрируется разнообразный иллюстративный материал (см. выше) – сразу всем или по кругу. Участники выдвигают гипотезы о том, какие эмоции изображены на этих картинках и в каких именно деталях мимики они выражаются.

Когда участники освоятся с этой работой, можно привлечь и более сложный материал – реальные фотографии с полным обликом людей, переживающих эмоции. Можно использовать произведения искусства («Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Репина, «Явление Христа народу» А. Иванова).
7. Шеринг.
8. «Импульс»


ЗАНЯТИЕ № 6

«Выражение эмоций и чувств»
1. Приветствие.

2. Игра-соревнование «Замороженные»

Участники неподвижно сидят в кругу и изображают «замороженных» - людей без эмоций, не реагирующих ни на что происходящее вокруг (при этом закрывать или отводить глаза им нельзя, они должны смотреть вперед). Водящий входит в центр круга и пытается «разморозить» кого-нибудь из них – своими жестами, мимикой, высказываниями вызвать у него ответную мимику или какое-нибудь движение тела. Ему нельзя делать только две вещи: прикасаться к другим участникам и ругаться нецензурными словами. Кто «разморозился», т.е. допустил выразительную мимику или движение, выходит в центр и присоединяется к водящему, теперь они вместе пытаются активизировать других участников уже вдвоем. Каждый последующий «разморозившийся» тоже выходит к ним. Кто продержится в кругу дольше всех?

Обсуждение: Что помогало не реагировать на происходящее вокруг
, внутренне отгораживаться от других людей? В каких жизненных ситуациях может пригодиться такой навык? А какие действия окружающих легче всего выводили из этого состояния?
Психологический смысл: тренируются навыки саморегуляции, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия.



  1. Обсуждение. Зачем мы так долго учились понимать собственные эмоциональные состояния и состояния другого человека? Чтобы чувства не мешали, а помогали нам строить отношения с другими людьми и собой. Для того, чтобы понять, как этого достичь, выбирается ситуация в том или ином классе, но довольно обобщенная, и анализируется по предложенной Г. Цукерман схеме:


Ф акт Чувства Подавить «Можно лопнуть»

Человека Выразить Чтобы всем стало обидно

Чтобы никому не было обидно
4.Упражнение «Поиск способов безопасного выражения чувств» – ребята работают в малых группах. Каждая микрогруппа получает карточку с заданием в виде ситуации, в которой человек должен, не допустив ущемления своих интересов, не испортить отношения с партнером по взаимодействию. Конкретные ситуации ведущий подбирает исходя из специфики класса. В качестве примера можно привести такую ситуацию: «несколько раз откладывали сроки сдачи сочинения, ученик написал его, но забыл принести; учитель не верит». Участники каждой микрогруппы должны сформулировать все возможные исходы ситуации, согласно схеме, иллюстрировав их репликами сторон, и представить группе свои варианты решения предложенной им ситуации. Задача ведущего – организовать обсуждение таким образом, чтобы его итогом стало формулирование алгоритма «Я-высказывания», который записывается:

  1. объективное описание ситуации

  2. описание своих чувств

  3. аргументированные предложения по улучшению общения.


Наверняка, у каждого из вас есть то, что его раздражает. Попробуем сформулировать свою мысль по принципу «Я-высказывания».
Упражнение «Формулировка» – ребята работают в малых группах. Нужно переформулировать обидные высказывания, предложенные на карточке, в необидные с использованием алгоритма «Я-высказывания». Высказывания «подслушиваются» на группе в предыдущих занятиях. По завершении