Файл: Программа по работе с детьми с высоким уровнем школьной тревожности или пережившими конфликтные ситуации в школе Педагогпсихолог.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
работы получившиеся формулировки обсуждаются, «Я-высказывание уточняется».
Можно попробовать поиграть в картинки Розенцвейга, причем ответить нужно Я-высказыванием.
Упражнение «Я-послания» – каждый получает карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Нужно подумать о том, какие приятные моменты возникают в общении с человеком, имя которого написано на карточке. Свои соображения придется выразить прилюдно, используя уточненный и упрощенный алгоритм Я-высказывания.

Обсуждение своих чувств в роли говорящего и получающего Я-послания.
Шеринг
«Импульс».

Занятие № 7.

«Саморегуляция»
Упражнение 1. «Времена года».

Участники по очереди придумывают и изображают фигуру, которая соответствует весеннему, зимнему, осеннему, летнему настроению. Затем говорят, какой она будет на ощупь, в какой цвет они бы ее раскрасили, с каким чувствами она ассоциируется.
Эмоциональность делает нас людьми и отличает от роботов. Однако интеллигентность – это и культура выражения эмоций. Эмоциональная распущенность постыдна. Эмоциональная необузданность приводит к ошибкам, конфликтам, неприятностям и изоляции. Культурный человек контролирует свои эмоции.

Но что же делать со своими эмоциями, как справиться со своим напряжением? Существуют приемы саморегуляции

.





















Упражнение 2: «Копилка».

Работа в малых группах. Каждая группа составляет свой список способов снятия напряжения. Обсуждение в кругу, составление общего списка приемов снятия напряжения.

  1. Физические упражнения.

  2. Релаксационные упражнения.

  3. Дыхательные упражнения.

  4. Словесные внушения.

  5. Визуализация, медитация.

  6. Экспрессивные методы.

  7. Письма.


Упражнение 3. Управление ритмом дыхания.

Дыхание – это основа жизни, это то, без чего человек не может жить.

На вдохе происходит активация психического состояния, на выдохе – успокоение.

«Ритмичное дыхание» (это упражнение используется, когда вы чувствуете тревогу, волнение или вам «просто не по себе»).

Сядьте, выпрямив спину и сложив руки на коленях. Положите руку на запястье другой руки и считайте пульс: 1-2-3-4-5-6; 1-2-3-4-5-6 и т.д. Затем начните выполнять упражнение - «Полное дыхание»: медленно сделайте полный вдох на : ударов пульса. Задержите дыхание на 3 удара пульса. Выдохните медленно в течение 6 ударов пульса. Отдохните перед вторым вдохом в течение 3 ударов пульса. Упражнение выполняется медленно.

(6 –3 – 6 – 3)
«Дыхание на счет 7-11» (это упражнение помогает снять сильное физическое напряжение, не выходя из стрессовой ситуации).

Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе. Концентрируйте внимание на своем дыхании.

Упражнение 4. Словесные внушения.

Другой способ расслабиться можно было бы назвать «волшебное слово». Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести это волшебное слово и почувствуем себя увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада» и т.д. Главное, чтобы они помогали вам. Давайте попробуем.

Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните или вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными («Я спокоен»).

Упражнение 5. Регулирование мышечного тонуса.

«Снятие напряжения в 12 точках».

  1. Плавное вращение глазами. Зафиксируйте свое внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на более близкий предмет.

  2. Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь.

  3. Займитесь челюстью и зевните несколько раз.

  4. Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону.

  5. Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите.

  6. Расслабьте запястья и поводите ими.

  7. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук.

  8. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте 3 глубоких вдоха.

  9. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад из стороны в сторону.

  10. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.

  11. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки.

  12. Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх; повторите 3 раза.



Упражнение на релаксацию.

Упражнение 6. Оперирование чувственными образами.

Сядьте удобно. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Медленно и глубоко вдыхайте, и выдыхайте воздух.

C каждым вдохом и выдохом вы все больше успокаиваетесь и сосредотачиваетесь на своих ощущениях. Дышите легко и свободно.

Я буду произносить отдельные слова, а вы представьте их образы.

Зрительные образы:

  1. Апельсин

  2. Море

  3. Поляна

  4. Цветы

  5. Птица

  6. Светлый

  7. Играть

  8. Нежный

  9. Плести

Слуховые образы:

  1. Скрежет колеса

  2. Звон колокольчика

  3. Звуки скрипки

  4. Завывание ветра

  5. Эхо

  6. Звук капающей из крана воды

  7. Пение птиц

  8. Шум волны

  9. Шепот

Телесные представления:

  1. Прикосновения к шелку

  2. Колючий снег

  3. Холодный ветер

  4. Прикосновение ко мху

  5. Теплая вода

  6. Колкая иголка

  7. Нежный пух

  8. Прикосновение к рыбьей чешуе

  9. Горячий пар

Осязательные и обонятельные образы:

Вкус только что разрезанного лимона

Вкус шоколада

Икра красная крупная

Аромат розы

Запах моря

Свежесрезанный гриб
Шеринг
«Импульс»

ЗАНЯТИЕ № 8

«Публичное выступление»


    1. Приветствие

2. Разминка «КАРНАВАЛ ЗВЕРЕЙ»

Я хочу предложить вам игру, в которой вы станете одним из предложенных мною животных. У этих животных разные голоса, и сначала мы все вместе попытаемся их изобразить:

- Какой голос у комара?

- Какой голос у змеи?

- Какой голос у кошки?

- Какой голос у волка?

- Какой голос у филина?

- Какой голос у лягушки?

- Какой голос у медведя?

Теперь мы знаем голоса этих семи животных. Встаньте, пожалуйста, в большой круг. Вы должны выбрать каким именно животным будете вы. Выбрали? Теперь закройте глаза и в течение 10 секунд походите по комнате в молчании. Двигайтесь медленно, стараясь не натыкаться друг на друга.

Теперь воспроизведите голос вашего животного. Используйте этот голос как призывный клич, поскольку ваша цель – найти всех животных вашего вида. Не открывая глаз и чутко прислушиваясь, найдите тех членов группы, которые выбрали себе то же животное, что и вы. Если вы нашли «животное» с тем же голосом, дайте ему руку, идите дальше вместе и слушайте голоса других, чтобы найти своих соплеменников. У вас две минуты, чтобы найти «родственников».

Комментарий. Это очень хорошая игра, придающая группе свежую энергию и предоставляющая много возможностей для веселья. Закрытые глаза, с одной стороны, усиливают слуховые способности участников, а с другой – создают атмосферу таинственности и загадочности. Это пробуждает детский опыт и удовлетворяет потребность объединения с другими.
3. Обсуждение «Публичное выступление». Когда оно происходит? Какие основные ошибки делают выступающие? Как их избежать? Почему страшно выступать перед большой (и даже маленькой) аудиторией? Как справиться с этим состоянием? Что делать, чтобы выглядеть во время выступления «на все 100»?


  1. Упражнение «Я расскажу вам про…»

На столе раскладываются карточки рубашками вверх. Ребятам объясняется, что каждый из них вытащит бумажку, на которой будет написано слово. Необходимо будет рассказать о нем по плану, не употребляя его название (то слово, которое написано на бумажке). Вместо этого слова можно говорить «бип». Группе необходимо отгадать, о чем говорится. При этом перебивать выступающего нельзя. В сообщении можно придерживаться следующего плана:

- Что это?

- Как выглядит?

- Для чего используется?

- Где можно найти?

Сообщение должно продолжаться две минуты.

Все сообщение снимается на видеокамеру.

Когда все участники выступят, происходит небольшое обсуждение:

- Как себя чувствовали во время выступления?

- Что мешало, а что помогало выступать?

- Было ли это похоже на публичное выступление?


  1. Теперь отснятые выступление отсматриваются. При этом после каждого выступления происходит обсуждение: группа должна высказать свое мнение, найти достоинства и недостатки (причем как в содержательной стороне выступления, так и в невербальном выражении эмоций). Таким образом, группа выходит на обсуждение того, каким образом нужно выстроить выступление, чтобы не путаться, как простроить материал, чтобы всем было понятно, о чем идет речь. Как себя вести во время выступления. Естественно, ведущий принимает активное участие в дискуссии и корректирует ее ход.


Психологический смысл: обратная связь участникам об их поведении во время публичных выступлений, выяснение других способов поведения. Отработка невербального поведения во время публичного выступления.


  1. Упражнение «Копилка»

Как преодолеть волнение во время публичного выступления? Что помогает справиться с эмоциями? Каждому участнику предстоит припомнить хотя бы одну ситуацию, когда он рассказывал что-то группе людей и при этом не волновался. Необходимо объяснить, что помогло не волноваться. Кроме того, припоминается предыдущее занятие («Саморегуляция»), где прорабатывались способы регуляции своего эмоционального состояния.

7. Отработка полученной информации в упражнении «Доклад»

В этом упражнении отрабатываются все знания, полученные в ходе упражнения. Каждый участник получает листок с информацией (для достижения дополнительной цели – знакомства со способами отстаивания своих прав – мы использовали 4 варианта: 4 способа отстаивания своих прав). Участникам дается 7 минут на подготовку. После чего каждый из них выступает с докладом по теме, обозначенной у него на листе. После выступления каждый участник получает обратную связь.

РАЗДАТОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: