Файл: Программа по работе с детьми с высоким уровнем школьной тревожности или пережившими конфликтные ситуации в школе Педагогпсихолог.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1-ый способ. Заигранная пластинка

Этим способом можно отстаивать свои права, если они ущемлены. Никто на вас не нападает, но ваши права нарушены, и вы заявляете об этом. Имейте в виду, что этот способ раздражает людей. Используйте его с умом и осторожно. Подходит он для общения с незнакомыми людьми или при сильном нарушении личных прав, когда другая сторона не слышит вас.

Спокойное повторение того, чего вы хотите, снова и снова. Учит настойчивости, а также тому, что вы не обязаны объяснять причины своих желаний. Помогает не раздражаться заранее. Достигаемый эффект: позволяет вам чувствовать себя комфортно, игнорируя попытки манипулировать вами, взывания к логике. Вы настойчиво продвигаетесь к желаемой цели.

Повторяйте свое требование снова и снова, не повышая голоса, без гнева и раздражения. При этом можно заменять слова на близкие по значению, не меняющие общего смысла.

Например, вы приходите в магазин. Полчаса назад вы купили мясо и забыли его здесь.

  • Я был здесь, купил мясо и забыл его у вас.

  • Ну и что?

  • Мне нужно мое мясо.

  • Посмотрите дома, в другой сумке.

  • Я уже смотрел. Я точно знаю, что забыл его здесь. Мне нужно мое мясо.

  • Ничем не могу помочь.

  • Мне нужно мое мясо.

  • Очередь волнуется!

  • Я вижу это, но мне нужно мое мясо.




2-й способ. Игра в туман.

Этот способ предполагает демонстрацию согласия с правдой, заключенной в словах «нападающего» на вас человека, в целом, с тем, что его мнение может быть справедливым в определенных ситуациях или для какой-то группы людей. Подходит в том случае, если вы сейчас не готовы серьезно обсуждать вопрос или разговор идет не с близким человеком. Если вы готовы в будущем обсудить проблему, лучше сначала сказать об этом: «Сейчас я не готов об этом говорить. Давайте обсудим это вечером.» И только если вас не услышали, используйте этот способ.

Учит спокойно воспринимать критику в свой адрес, признавать свои ошибки, на которые указывает оппонент, как вполне возможные. Пусть то, что вам говорят, верно, - вы все равно остаетесь судьей самому себе. Достигаемый эффект: позволяет не реагировать на критику обеспокоенностью и необходимостью защищаться, и тем самым показывает вашему критику бесплодность его попыток.

Ключевое выражение: «Возможно, это так…»

Пример:

  • Ты опоздала – это ужасно!

  • Давай поговорим об этом завтра.

  • Ты опять пришла поздно!

  • Да, действительно, я пришла поздно (согласие с правдой).

  • Если ты будешь приходить так поздно, ты можешь заболеть.

  • Наверное, это так. Можно заболеть, если ложиться поздно спать. (Согласие в принципе.)





3-й способ. Негативное заявление

Если вы действительно сделали ошибку и вас критикуют, используйте «Негативное заявление».

Учит признавать свои ошибки и вину (не извиняясь за них). Вы просто соглашаетесь с враждебной или конструктивной критикой своих недостатков. Достигаемый эффект: позволяет спокойнее принимать обвинения в свой адрес (не стараясь обороняться или отрицать ошибку) и, в то же время, уменьшить враждебность вашего критика.

Ключевое выражение: «Да, я действительно плохо поступил.»

Примеры:

  • Ты разговаривал очень грубо.

  • Да, действительно, я не сдержался.

  • Это было глупо с твоей стороны.

  • Мне самому это не нравится.


4-й способ: негативные расспросы.

Негативные расспросы неплохой способ ответа на неоправданную критику.

Стимулируют высказывать критику в ваш адрес: тем самым вы вынуждаете вашего оппонента быть более уверенным и не использовать против вас манипуляции. Достигаемый эффект: позволяет вам спокойно выяснить, что вашему близкому человеку в вас не нравится, с тем, чтобы улучшить дальнейшие взаимоотношения.

Ключевое выражение: «Что плохого в том, что…?»

Примеры:

  • Это ужасно – читать только детективы!

  • Что плохого в том, что я читаю детективы?

  • Это безвкусица!

  • Что плохого в том, чтобы быть иногда безвкусным?

  • Ты что, не хочешь дать мне поносить твою кофточку?

  • Ты знаешь, действительно не хочу.

  • Ты просто жадина!

  • Что плохого в том, чтобы иногда побыть жадиной? Уж какая есть.


8.Шеринг

9. «Импульс»
ЗАНЯТИЕ № 9

«Эмпатия»
1. Приветствие.
2. Обсуждение. С помощью чего люди понимают друг друга? Зачем нужна эмпатия? Стихотворение «Горе козла» Ю. Саакяна:

Сверчок горевал, свою участь кляня:

«Не сплю я, бессонница мучит меня!»

Козел не ответил, он только жевал.

Казалось, он молча переживал.

Скорбела кукушка: «В конце-то концов

Осталась я в мире одна, без птенцов!»

Козел не ответил, он только жевал.

Казалось, он молча переживал.

Плакала мышка: «Беда, беда!»

Мышиную норку разрыла сова!»

Козел не ответил, он только жевал.

Казалось, он молча переживал.

И поняли мышка, кукушка, сверчок

Что все их несчастья – так, пустячок.


Что в целой вселенной нет злейшего зла,

Нет горя сильнее, чем горе козла.

К своему несчастью, козел не умел сочувствовать другим. Эмпатия – это умение понимать состояние другого человека. Без него невозможно строить бесконфликтное, эффективное общение.
3. Упражнение «Магическое число «семь» - Разбейтесь, пожалуйста, на тройки и встаньте, образуя треугольник, примерно на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Левую руку положите на плечо соседа, а правая должна свободно свешиваться вниз. Вы сможете сейчас провести интересный эксперимент, в котором вам отчасти понадобятся ваши математические способности, но в гораздо большей степени – интуиция. С помощью интуиции мы догадываемся о таких вещах, о которых не знаем или которые не можем доказать.

Вы заинтересованы? Тогда вытяните правую руку прямо перед собой и несколько раз энергично сожмите кулак. Рассмотрите в отдельности каждый палец и поупражняйтесь пару раз в том, чтобы показывать разное число пальцев. Покажите друг другу 5 пальцев, 3 пальца, 2 пальца.

Я уверена, что теперь вы готовы к игре. Объясняю правила. Левая рука лежит на плече соседа, а правой вы встряхиваете перед собой, сжав кулак. Один из вас при этом громко говорит заклинание: «Крибле, крабле, бумс!» В то мгновение, когда произнесено слово «бумс», каждый из вас выбрасывает правой рукой произвольное количество пальцев, протягивая при этом руку вперед. Ваша задача – не договариваясь, выбросить такое количество пальцев, чтобы в вашей тройке их сумма составляла число «7».

Давайте договоримся так: когда ваша интуиция сработает, и магическое число семь получится в вашей тройке, изобразите победный клич индейцев, похлопывая себя ладонью по губам. Прежде чем начать игру, я хотела бы 5 секунд послушать этот победный клич в вашем исполнении.


  1. Обсуждение «В чем проявляется эмпатия?» Список эмпатийных проявлений появляется на доске – сочувствие чужому горю, «заражение» смехом, «попадание» со своими шутками в те моменты, когда они уместны, переживание чужой ситуации как своей и т.д.




  1. Бумажное зеркало – тест Меграбьяна на эмпатию (опционально)




  1. Развиваем эмпатию. «Передача цвета» – все садятся в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Каждый пытается настроится на волну соседа. Ведущий пускает влево (или вправо) цвет – пожимает руку и «передает» цвет, который видит. Далее, участник, принявший цвет, передает его дальше по кругу, пока тот не вернется к ведущему. После этого происходит обсуждение – каждый рассказывает о том, какой цвет принял и передал, что при этом испытывал и т.д.





  1. Шеринг




  1. «Импульс»


ЗАНЯТИЕ № 10

«Эмпатия, комплименты»


  1. Приветствие




  1. «Слепой и поводырь»

Группа разбивается на пары, в которой первые номера становятся «слепыми» - завязывают глаза шарфом. Вторые же номера становятся «поводырями» - их задача провести слепых через лабиринт из стульев так, чтобы «слепые» остались целыми и сохранными, а также не чувствовали дискомфорта. Потом пара меняется ролями и упражнение повторяется, меняется маршрут прохождения.

Обсуждение: как себя чувствовали в каждой роли, в какой роли лучше, почему?
Психологический смысл: развитие доверия, эмпатии, новый сенсорный опыт.


  1. «Кто сказал мяу?» – каждый по очереди встает спиной к кругу. Ведущий показывает на кого-то из сидящих в кругу рукой. Тот говорит «мяу!». Стоящий у доски отгадывает, кто сказал «мяу». Есть три попытки. По желанию водящего игру можно повторить. Обсуждение – что помогало определить, кто говорил? Помогли ли знакомые интонации? Очень часто бывает, что именно они и помогают.




  1. Дальше задание усложняется – тот, на кого показал ведущий, подходит и трогает водящего за плечо. Обсуждение строится по тому же принципу – необходимо вычленить «эмпирические закономерности» угадывания.




  1. Упражнение «Комплименты»

Говорите по очереди друг другу комплименты. Найдите, что можно похвалить в партнере. Сделайте это громко, в глаза, красиво. Но учтите, что он тоже будет делать вам комплименты. Кто больше сможет сказать доброго о другом? Кто сможет сделать такой комплимент, что партнер откажется от борьбы? Учтите, нельзя повторяться, копировать партнера, не комментируйте комплименты партнера, но благодарите его за них.
Обсуждение: Виды комплиментов:

  • косвенный – хвалится не сам человек, а то, что для него дорого (собака владельца, дети родителей, машина автолюбителя)

  • «минус – ПЛЮС» - сначала дается небольшой минус, а потом – огромный плюс: «вы не хороший работник, вы … ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ!!!

  • Сравнение с чем-то самым близким для делающего комплимент: «Я хотел бы иметь такого сына как вы»

  • Комплимент-критика – по форме делается комплимент, а по содержанию критика («Какие у тебя красивые желтые зубы»



Как ответить на комплимент:

  • улыбка

  • комплимент на комплимент

  • «Это благодаря вам»



  1. Упражнение «Тренировка комплиментов»

Пара садится напротив друг друга. Первый номер делает комплимент, второй номер – реагирует. Если комплимент понравился – стул придвигается к участнику под № 1, если нет – отодвигается от него. Задача участника под номером один – максимально сократить расстояние между парой. Второй участник может варьировать оценку за комплимент расстоянием – чем сильнее понравился/не понравился комплимент, тем больше расстояние. При этом нужно еще и ответить на комплимент, а также объяснить, чем он нравится или не нравится. После пяти комплиментов игроки меняются ролями.

Обсуждение: какие комплименты больше всего нравились? К какому типу они относятся? Или дело не в типе комплимента? А в чем?
Психологический смысл: тренировка умений делать комплименты и отвечать на них.


  1. Шеринг




  1. «Импульс»


ЗАНЯТИЕ № 11

«Поддержка»
1. Приветствие
2. Упражнение «Ладошка»

Положите на лист бумаги ладонь и обведите ее. На каждом пальчике напишите, пожалуйста, по одной положительной черте характера, присущей вам. Подпишите листочек и передайте по кругу. Получив листочек участника группы, на ладони напишите одну положительную черту, которая на ваш взгляд наиболее характерна для этого человека. Листочек, обойдя круг. Возвращается к хозяину. После этого члены группы обмениваются переживаниями.
3. Упражнение «Смогу!».

Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу, ладони к ладоням, образуют пару и начинают борьбу. Первый член пары произносит слова: «Ты не сможешь!», обращенные к партнеру, стоящему напротив, тот отвечает: «Я смогу!». Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом, образуют новую пару. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

4. Упражнение «Свечка»

В этом упражнении происходит качание человека в небольшом плотном кругу. Все участники группы становятся в круг. Один из участников становится в центр круга и, закрыв глаза, падает на руки партнеров, а те подхватывают его и передают от одного к другому. Упражнение выполняется молча. Диаметр круга – 1,5 м., водящий находится в центре.