Файл: Программа по работе с детьми с высоким уровнем школьной тревожности или пережившими конфликтные ситуации в школе Педагогпсихолог.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оптимальной является ситуация, когда круг составляют 8 человек, юноши и девушки стоят через одного. Обмен впечатлениями происходит после каждого качания.

Необходимо следить, чтобы качающие не применяли излишнюю физическую силу, так как это не только снижает эффект упражнения, но и может привести к развалу круга. Упражнение ориентировано не на проявление физической силы, а взаимной ответственности и эмпатии.

Обсуждение: Что вы чувствуете, когда к вам прикасаются руками? Бывают руки мягкие и надежные, их прикосновение приятно. Если же руки жесткие, грубые – их прикосновение не радует. А какие руки у вас? Кстати, а доверяете ли вы собственным рукам?
Психологический смысл: стимулирует взаимное доверие участников, развивает умение расслабиться, снять напряжение, создает возможность тактильного контакта.
5. Упражнение «Трон»

В круг ставится стул-трон (желательно его оформить соответствующим образом). Каждый участник группы по очереди садится на трон, а остальные члены группы подходят к нему по одному кладут правую руку на плечо и «восхваляют» сидящего. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

6.Шеринг

7. «Импульс»
ЗАНЯТИЕ № 12

«Психодрама»
Поскольку одной из сложностей Вовы З. был ответ у доски и другие публичные выступления и ситуации проверки знаний и умений, которые мы связали с возможной конфликтной самооценкой (помимо отсутствия навыков), то было решено одно из занятий посвятить психодраматическим этюдам. Они направлены на развитие самопринятия, осознание конфликта и работу с ним, взгляд на проблему со стороны.

  1. Приветствие




  1. Разогрев «Антикварный магазин игрушек»

Участникам предлагается закрыть глаза и представить себе антикварный магазин игрушек, где собраны всевозможные игрушки разных времен и стран. Далее предлагается поисследовать этот магазин, и найти ту игрушку, которая максимально на тебя похожа. Далее ребята описывают эту игрушку, говорят, чем она на них похожа. Как они себя чувствуют в этом магазине игрушек.


  1. Работа с проблемой. Участникам предлагается поработать с той сложностью, из-за которой они здесь. Разыгрывается ситуация, в подходящий момент можно осуществить деролинг (обмен ролями), а также применить технику зеркала – протагонист становится зрителем, найдя себе замену – так у него появляется возможность посмотреть на ситуацию со стороны.


Я применяла следующую модификацию этого упражнения: ребенок выбирал помощников не только на роли реальных лиц, но и на роли своих чувств и эмоций. У него таким образом возникала возможность увидеть свои чувства, принять их, посмотреть, как они могут ответить. Кроме того, в фазе «сверхреальности» можно было проститься со своим страхом, увеличить уверенность в себе, попросить неуверенность и застенчивость оставаться тихими и маленькими в конкретных ситуациях.


  1. Обсуждение, благодарности участникам.




  1. «Живой кокон» - это упражнение особенно необходимо протагонистам, но и всем ребятам после серьезной работы полезно получить поддержку от других участников. Ведущий становится в центр круга, а остальные участники «разогревают» свои ладони и кладут их на ведущего, чтобы передать ему энергию группы. Ведущий может контролировать этот процесс и давать указания – куда нужно «доложить» ладоней, а откуда убрать. Желательно, чтобы ведущими побыли все, или хотя бы все те, кто принимал активное участие в психодраме.




  1. Шеринг




  1. «Импульс»


ЗАНЯТИЕ № 13

«Ищу друга»
1. Приветствие

2. короткий разогрев («Гамбург ночью»).

Пожалуйста, образуйте группы по 6 человек в каждой. У вас есть 2 минуты, чтобы изобразить звуковой портрет известного города: вы должны производить шумы, звуки и шорохи, которые можно услышать в ночном Гамбурге. Вы можете задействовать не только свой голос, но и тело – чтобы производить одновременно несколько звуков. Подумайте о том, что в Гамбурге много источников шума: ночью прибывают корабли в гавань, в аэропортах садятся и взлетают самолеты, на больших улицах слышно движение транспорта, в центре мы слышим музыку и голоса тысяч ночных гуляк. Разумеется, мы слышим еще много-много всего разного. Поразмыслите 2 минуты над тем, какие звуки вы будете воспроизводить. Через 2 минуты мы все собираемся здесь. И тогда каждая команда покажет, каков Гамбург ночью. Сначала каждая команда изображает собственную акустическую картину, а потом все команды делают это одновременно. Это создает впечатляющую картину ночной жизни города.
3. «Ищу друга»

Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то – множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордо звать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.



С этого момента я становлюсь редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «ищу друга». Каждый из вас может поместить в нашу газету объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, каким он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Следует только помнить, что объявлений о поиске друзей будет много и вам надо позаботиться, чтобы именно ваше привлекло внимание.

Возьмите листы бумаги, фломастеры – творите! Время на подготовку – 10 минут.

Спустя отведенное время ведущий предлагает развесить листы на стенах. Подписывать их не нужно. Участники молча читают объявления. Каждый имеет право нарисовать красный кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание, и он готов связаться с его подателем. Можно ограничить выбор таких объявлений, например, тремя.

Теперь можно снять листы с объявлениями. Посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество красных кружков на ваших листах. Пусть каждый по кругу назовет одну цифру – количество доставшихся вам выборов.

Вот теперь и наступит самый важный момент игры. Ведущий предлагает обсудить вопросы:

Чем характеризуется объявление, набравшее наибольшее число заинтересованных ответов?

Что помешало вам откликнуться на другие объявления? (Речь идет об объявлениях, не получивших ни одного выбора, если такие окажутся)

Вполне вероятно, что наименьшее количество красных кружков будет на тех объявлениях, в которых подробно перечислены требования, предъявляемые к будущему другу. Естественно, нелегко соответствовать такому запросу. Не каждый обладает такими замечательными качествами как «преданность», «готовность бросить все и прийти на помощь», «умение хранить тайны» или «владение карате или кун-фу». И потом самое главное: в таких объявлениях ищут друга, который должен что-то давать, и ничего не предлагают взамен. Подобное потребительское отношение к другу, от которого требуется служить подателю объявления, вряд ли встретит понимание и сочувствие. Опыт показывает, что гораздо больший интерес и симпатию вызывают объявления, в которых человек предлагает то, чем он владеет в общий котел дружбы, т.е. он готов именно к дружеским взаимоотношениям,
предполагающим умение не только брать, но и давать.

Разумеется, ведущему не нужно с пафосом мудрого наставника проповедовать эти истины несмышленышам. Его задача – организовать обсуждение, дискуссию, а подростки сами сумеют прийти к тем выводам, которые уже заложены в результатах социометрии объявлений. Осознание того факта, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому, быть полезным для него, происходит постепенно, через анализ конкретного материала объявлений.

Достаточно плавным и логичным будет переход к обсуждению человеческих качеств, важных для подлинной дружбы. И здесь неоценимую помощь окажут те объявления, в которых уже изложены позиции учеников по поводу наиболее ценных достоинств друга. Естественно, ведущему нельзя упускать возможность подвести участников группы к рефлексии и инвентаризации собственных качеств, помочь возникновению продуктивных обратных связей, мотивировать желание самоизменений.

4. «Общий ритм». Теперь давайте попробуем сделать общий ритм. Все знают мелодию «We will rock you»? Отлично. Вот только каждый из вас может делать только одно движение (топ левой ногой, топ правой ногой или хлопок руками). Вот по кругу нам надо воссоздать мелодию (топ-топ-хлоп, топ-топ хлоп). Попробуем?

5. Шеринг.
«Импульс»



ЗАНЯТИЕ №14

«Я – это Я или Личный герб и девиз»
1. Приветствие.
2. Разминка – произвольно двигаясь по кабинету сказать: «Привет!» и поздороваться за руку с как можно большим количеством участников
3. «Спутанные цепочки» - Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается «поворачивание шарниров» - изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек, либо несколько независимых кругов или пар.

4. «Личный герб и девиз» – Девиз и герб являются символами, которые предоставляют возможность человеку в свободной и лаконичной форме отобразить жизненную философию и свое кредо. Это один из способов заставить человека задуматься, сформулировать, описать и представить другим главнейшие стержни своих мировоззренческих позиций.

Упражнение начинается с выполнения хорошо известной методики «Кто Я?» (человек должен ответить на этот вопрос 10-ю различными словами или словосочетаниями). Это задание участники группы выполняют на специальных карточках, которые затем крепятся к груди. Присутствующие получают возможность свободно двигаться по комнате и читать карточки с ответами других членов группы. Этот этап упражнения сам по себе имеет важный психологический эффект – люди знакомятся друг с другом и теми способами, которые могут быть избраны для самопредставления и всегда открывают что-то новое.

Итак, вы увидели, как велико разнообразие способов ответить на этот емкий вопрос «Кто я?». Кто-то в первых пунктах просто сообщает о принадлежности к человеческому роду, кто-то предлагает свои социальные характеристики – «школьник», «сестра», «сын». Кто-то подчеркивает наиболее ценимые в себе качества – «интеллектуал», «добрая душа».

Но давайте немного пофантазируем. Вообразим, что мы все принадлежим к знатным и древним родам и приглашены на праздничный бал в средневековый королевский замок. Благородные рыцари и прекрасные дамы подъезжают к воротам замка в золоченых каретах, на