Файл: Глоссарий Теория организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глоссарий

Теория организации- дисциплина и наука, изучающая организации, как объект управления и как субъект коллективной трудовой деятельности людей.

Теория организации- наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явления, её эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия её частей и элементов между собой , а также с внешней средой для достижения намеченных или проектирования новых целей.

Предмет- то чем занимается наука, то что она изучает.

Периодизация- деление процессов на периоды в соответствие с определенными признаками или принципами.

Управленческие революции – качественные преобразования управления в процессе исторического развития общественно-экономических формаций.

Модель организационного потенциала- промышленная организация рассматривается как система, осуществляющая взаимосвязи с источниками ресурсов и с внешней средой.

Организация (как процесс)- посредством которого создаётся и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.

Организация как совокупность взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

Неформальная организация- это система непредписанных социальных ролей, неформальных институтов и санкций , эталонов поведения, переданных обычаями и традициями, которые возникают спонтанно в ходе ежедневных взаимодействий.

Формальная организация- организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование- в НПА, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.

Коммерческие организации-организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.


Некоммерческие организации- организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.

Система- целое, созданное из частей и элементов целенаправленной деятельности и обладающее новыми свойствами, отсутствующими у элементов и частей, его образующих.

Система- объективная часть мироздания, включающая схожие и совместные элементы, образующие особое целое, которое взаимодействует с внешней средой.

Элемент-простейшая, неделимая часть системы.

Подсистемы-совокупность взаимосвязанных элементов обладающие свойствами системы.

Связь - ограничение степени свободы элементов.

Жизненный цикл организации - это совокупность стадий развития, которые проходит организация за период своего существования.

«Эволюционный период»- непрерывный рост организации идёт без особых осложнений и проблем, которые бы могли вызвать смерть организации.

Закон - отражение объективных и устойчивых зависимостей (связей) проявляющихся в природе, обществе и человеческом мышлении.

Закономерность - объективно существующая устойчивая связь между явлениями и их причинами.

Синергия - совместное и однородное функционирование элементов системы.

Развитие – это необратимое направленное, закономерное изменение материи и сознания.

Анализ - процедура мысленного или фактического деления целого на части для глубинного изучения его составляющих определения оптимального состава и улучшения элементов целого.

Синтез – обратное действие, направленное на согласование и улучшение основных характеристик частей с последующим воссозданием из них целого.

Принцип - основное исходное положение какой либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и тд.

Специализация – эффективное средство роста производительности труда.

Властные полномочия – это официальное и законное присущее любой управленческой должности, право принимать решения, отдавать приказания и распределять ресурсы для достижения желательных для организации результатов.



Централизация – принятие решений концентрируется на верхних уровнях организации.

Децентрализация – полномочия по принятию решений передаются на низовые уровни организации.

Динамика – это развитие организационных систем и их поступательное движение вперёд к новым целям под влиянием приложенных к ним воздействий (сил).

Статика – это уравновешенное состояние организационной системы, в котором она находится, независимо от изменений, происходящих во внешней среде.

Рационализация – усовершенствование, более целесообразная организация чего – либо.

Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Решение – основной продукт труда менеджера.

Запрограммированные – число альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Реализация решения – меры по конкретике решения и доведения его до исполнения.

Организационная структура – форма распределения функций управления между структурными подразделениями предприятия с указанием состава и взаимной соподчиненности данных структурных подразделений.

Охват контролем – это число подчинённых, которые отчитываются перед одним руководителем.

Функционализация – это разнообразие заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достичь целей организации.

Масштаб работ – это количество выполняемых работ, их объём.

Депортаментализация – выделение обособленных подразделений в структуре организации.

Централизация – концентрация властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией.

Децентрализация – передача или делегирование прав и ответственности, за ряд ключевых решений на нижние уровни управления орагнизацией.

Культура – это всё, что создано человеческим обществом благодаря физическому и умственному труду людей в отличие от явлений природы.

Субкультура – совокупность ценностей, отличающих ту или иную подгруппу в рамках организации.


Лидерство – это способность человека оказывать влияние на людей и тем самым направлять их действия для достижения конкретных целей.

Власть – это потенциальная или реальная возможность влияния на поведение других людей.

Убеждение – это эффективная передача своей точки зрения.

Властные отношения – объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым, материально-техническим, вопросам без согласия с высшим руководством.

Распоряжение – сообщение, передаваемое руководителем подчиненному касающееся содержания и результатов его деятельности.