Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 701
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Институт среднего профессионального образования
(ИНСПО)
| |
РЕФЕРАТ
ТЕМА: «Я» или «Мы»: взаимодействие людей в обществе
Реферат выполнила С. С. Капустина
(подпись)
Курс, специальность 1 курс, 44.02.02 Преподавание в начальных классах
(код, наименование)
Группа 1
Преподаватель З. З. Енух
(подпись)
Краснодар
2023
Содержание
| |
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Взаимодействие людей…………………………………………………5
1.1. Определения терминов взаимодействия……………………………………5
1.2. Этапы взаимодействия……………………………………………………….6
Глава 2. Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми………………………………………………………….7
2.1. Понятие характера…………………………………………………………..7
2.2. Типы характеров и их особенности………………………………………8
Глава 3. Проблемы взаимодействия людей…………………………………9
3.1. Проблема становления личности и самосознания в процессе социального взаимодействия…………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………12
Введение
Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Основу этих связей и отношений составляет взаимодействие людей.
Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.
Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.
Под взаимодействием в отечественной социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «Я — Он», «Мы — Они», координировать усилия между собой. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.
Объект исследования: взаимоотношение людей в обществе.
Гипотеза: существует какой-то определённый вид взаимодействия, который помогает быстрее адаптироваться в обществе.
Цель: выявить, какие взаимодействия строятся у людей в обществе.
Поставленная цель определяет выбор комплекса задач:
-
Разобрать взаимодействия людей; -
Проанализировать влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми; -
Рассмотреть проблемы взаимодействия людей;
Актуальность: Человек, как космобиопсихосоциальное существо, самый активный из всех живых существ в области взаимодействия, потому что он достаточно глубоко сознает природу и сущность взаимодействия, ее цели и результаты.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего развития науки и могут быть использованы при выполнении дипломной работы на выпускном курсе.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в педагогической практике при проведении учебных занятий по обществознанию.
Структура проекта включает в себя введение, основную часть, содержащую теоретические аспекты, касаемые данной темы, заключения и списка используемых источников.
Методическая значимость основана на:
- теоретический анализ научной литературы;
- наблюдение и сбор фактов;
- метод научных абстракций;
- анализ и синтез;
- системный подход.
Глава 1. Взаимодействие людей
1.1. Определения терминов взаимодействия
Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга.
Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.
Взаимодействие обычно классифицируют по форме. В этом случае различают межличностное и межгрупповое взаимодействие, межличностные отношения и общение.
Межличностные отношения (синоним: взаимоотношения) - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, в которых проявляется система их межличностных установок, ориентации, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности'. Они возникают и развиваются в процессе совместной деятельности и общения.
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия2. Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.
Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают.
1.2. Этапы взаимодействия
Можно разделить процесс взаимодействия людей на три этапа (уровня): начальный, средний и заключительный.
На своем начальном этапе (низшем уровне) взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.
Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или не принятии партнерами по взаимодействию друг друга. Отношения приятия-неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения (скольжение взгляда, отдергивание руки при пожатии, отворачивание головы, тела, отгораживающие жесты, «кислая мина», суетливость, убегание и т.п.) или прекращения установившегося контакта.
На среднем этапе процесса взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, развивающееся постепенно активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.
Обычно различают три формы или модели организации совместной деятельности: 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого; 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.
Вместе с тем в это время взаимодействие людей активно сопровождается или опосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, получивших название совместимости-несовместимости (или срабатываемости-несрабатываемости).
Глава 2. Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми
2.1. Понятие характера
Взаимоотношения личности с окружающей средой проходят сложный путь развития. Эти взаимоотношения зависят от жизненного опыта, поэтому ограничены возрастными возможностями восприятия и понимания не только себя, но и окружающих людей. Человек отличается от любого другого индивидуальным психологическим своеобразием, т.е. характером.
Характер – это совокупность индивидуальных особенностей личности, которые формируются, складываются и проявляются в общении, взаимодействии с окружающими, а также деятельность, выражающаяся в типичных способах поведения.
Характер является приобретенной личностной особенностью человека, формирующейся на протяжении всей его жизни. На характерных особенностях отпечатываются образ мыслей, чувств, индивидуальный опыт, а также особенности деятельности. В связи с изменением условий и формированием определенного образа жизни меняется и сам характер. На человека большое влияние оказывает не только общество, но и его социальное окружение.
Характерные особенности человека определяют его жизненную направленность, духовные и материальные потребности и устойчивые убеждения. Это влияет на понимание собственного смысла жизни и определение стоящих целей и задач перед человеком.
2.2. Типы характеров и их особенности
Карл Густав Юнг (1875-1961) разработал типологию характеров, положив в основу их деление по типу экстраверсия-интроверсия.
Экстравертные типы характера:
Экстравертный ощущающий тип – разумность, нет склонности к рефлексии, чувствительность, умение наслаждаться;
Экстравертный интуитивный тип – всегда находится в поиске новых возможностей, нет уважения к окружающим людям и их чувствам. Людей такого типажа считают авантюристами, чаще всего они выбирают профессии, где требуется интуитивная деятельность;
Экстравертный мыслительный тип – человек такого типажа строит жизнь на основе собственных интеллектуальных выводов. При этом если человек идеалист, то он пытается принести всему человечеству благо и при этом не боится использовать самые нечестные, не дисциплинарные способы борьбы;
Экстравертный чувствующий тип – чувства преобладают над разумом, поэтому типаж более подходит женщинам.
Интровертные типы характера:
-
Интровертный ощущающий тип – спокоен во взаимодействии с людьми, иногда пассивен, отличается самообладанием, что связано с тем, что причина или объект волнения чаще всего обесцениваются; -
Интровертный интуитивный тип – интуиция создает образ мечтателя или художника. Человек подобного типажа является «загадкой» для своего круга знакомых, в его творческих особенностях окружающие видят необычные, порой абсурдные вещи, а сама личность считает себя непризнанным гением; -
Интровертный мыслительный тип – мыслительная деятельность человека исходит из субъективной основы. Человек направлен внутрь себя, на собственные мысли, часто чувствует себя неловко, молчалив; -
Интровертный чувствующий тип – преобладает субъективное чувство, такой человек молчалив в общении, малопонятен и труднодоступен. Люди такого типажа могут прятаться за разными масками, скрывать свой внутренний мир от окружающих, поэтому большинство людей не может догадываться о том, каковы их настоящие мотивы и мысли.
Глава 3. Проблемы взаимодействия людей