Файл: 15. Что общего видите в деятельности Петра i и Екатерины ii. Есть ли различие в их подходах к реформированию различных сфер жизни общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Еще проживая в Москве, Екатерина II после коронации, ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали и учили. Из дома они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге. Екатерина II, как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Екатерина II приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены права. Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины II. Она постоянно заботилась о том, чтобы было больше лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь. Екатерина II путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом, она общалась с вельможами и с простыми крестьянами. Забота Екатерины II о Просвещении выражалась, в частности, в открытии училищ. Императрица велела открывать училища повсюду. Императрица покровительствовала ученым и писателям. Вовремя первой турецкой войны в стране началась эпидемия чумы. Только в Москве за год умерло 50 тысяч человек. Неграмотный народ не соблюдал элементарных карантинных правил. Тогда в Москву были посланы опытные начальники. Приняты были строгие меры. Для пострадавшего народа были сделаны облегчения: устроили приют для сирот, дали работу бедным, стали покупать в казну изделия ремесленников, не имевших покупателей.

По итогу оба императора имели почти одинаковые задачи для государства. Реформы Петра носили не только политический, но и просветительский характер. С его именем связано приобщение российской школы к европейской культуре. По его приказам создается сеть школ. В 1725 г. была открыта Петербургская академия с университетом и гимназией. Большую заботу о развитии воспитания и просвещения проявляла и Екатерина II. Привлекала к организации образования многих крупных гуманитариев европейской культуры. Созданы основы системы российского образования от народных школ и учреждений до университетов и академии, сформированы его идеология и содержание.
Однако многие их начинания внешне эффектные, задумывавшиеся с широким размахом, приводили к скромному результату или давали не ожидаемый и часто ошибочный результат.



Глава 4. Работа с историческими источниками.

Текст 13

Министр государственных имуществ П. Д. Киселев провел реформу, которую считают одним из немногих удавшихся мероприятий правительства той эпохи. Он считал, что опыт этой реформы станет основой для шага, которого ждали от правительства либерально настроенные деятели. Но император, показав однажды Киселеву множество папок с документами по данному вопросу, сказал: «Три раза начинал я это дело и три раза не мог продолжать его; видно это перст Божий».
Вопросы к тексту:


1. Какой император упоминается в этом документе?

Ответ: Упоминается император Николай I.


2. О каком вопросе шла речь?

Ответ: Речь шла об отмене крепостного право.


3. Какую реформу провел П.Д. Киселев, в чем ее смысл и результат?

Ответ: Киселёв проводил реформирования государственных деревень с государственными крестьянами, чтобы защитить их от произвола помещиков.


4. В чем причина нерешительности императора?

Ответ: Причина нерешительности императора Николай I, в том, что он опасался противодействия дворянства.
Текст 18

Интервью Сталина, напечатанное в газете "Правда":


Вопрос: Как Вы расцениваете последнюю речь г. Черчилля, произнесенную им в США?

Ответ: Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.


Вопрос: Можно ли считать, что речь г. Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?

Ответ: Безусловно, да. По сути дела г. Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И г. Черчилль здесь не одинок,- у него имеются друзья не только в Англии

, но и в США.
Вопросы к тексту:


1. Когда была произнесена упоминаемая речь Черчилля?

Ответ: Речь произнесена 5 марта 1946 году.


2. Какой период начался с этого времени? Как долго он продолжался?

Ответ: С этого время началась холодная война, которая длилась почти 43 года.


3. Почему Черчилль выступил с этими заявлениями?

Ответ: Потому что Черчилль опасался грядущей коммунистической угрозы по отношению к Западу.

4. Какие последствия имела эта речь, проиллюстрируйте примерами характер этих последствий.

Ответ: Последствия имела о начале холодной войны между СССР и Англией с США. И чуть не превратилось в третью мировую войну с применением атомного оружия.
Экзаменационный вопрос

34. Образование СССР.

Выбор путей объединения.

В 1917 г. на территории бывшей Российской империи образовался ряд независимых национальных государств. В годы Гражданской войны сложился военно-политический союз советских республик. В 1921—1922 гг. в большинстве республик у власти находились национальные коммунистические партии, входившие в состав единой РКП (б). В каждой действовали свои конституция, органы государственной власти и управления. В тот же период началось экономическое и политическое объединение советских республик в федеративный союз. Это объединение проходило в форме заключения соглашений и союзных договоров между РСФСР и другими республиками. Однако эта система оказалась недостаточно эффективной, что привело к возникновению конфликтов между руководством РСФСР и ряда республик.

В августе 1922 г. по предложению Политбюро ЦК была создана комиссия для решения вопроса о взаимоотношениях РСФСР и национальных советских республик. Председателем комиссии был И.В. Сталин, который возглавлял наркомат по делам национальностей. Он подготовил проект создания будущего государства, предусматривавший вхождение Украины, Белоруссии и закавказских республик в РСФСР на правах автономных республик — проект автономизации. Согласно проекту автономизации ВЦИК и СНК РСФСР становились высшими органами государственной власти в новом государстве. Против автономизации выступил ЦК Грузии. К КП Белоруссии высказался за конфедеративное устройство будущего государства.

В октябре 1922 г. на Пленуме ЦК РКП (б) первоначально был одобрен проект автономизации. Его направили на рассмотрение В.И. Ленину, отошедшему из-за болезни от руководства страной. В.И. Ленин был сторонником
федеративного устройства государства. В итоге Пленумом ЦК РКП (б) был принят ленинский проект создания будущего государства.

Союз Советских Социалистических Республик.

Актом учреждения СССР стал договор, заключенный между четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией. Они образовали новое государство — Союз Советских Социалистических Республик. Договор устанавливал разграничение компетенций между новыми правительственными органами Союза ССР и республиканскими органами. 30 декабря 1922 г. союзный договор был одобрен I Всесоюзным съездом Советов. Был избран новый Центральный Исполнительный Комитет СССР.

В 1922 г. были подготовлены и утверждены Уголовный и Гражданский кодексы, проведена судебная реформа, упразднены революционные трибуналы, учреждалась и регламентировалась деятельность прокуратуры и адвокатуры, конституционно закреплялась цензура. ВЧК времен Гражданской войны была преобразована в Государственное политическое управление (ГПУ), а затем — в ОГПУ при СНК СССР. 31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была принята Конституция СССР, состоявшая из двух разделов: первое это декларации об образовании СССР; и второе это договора об образовании СССР.

В Конституции указано:

1) СССР — федерация равноправных суверенных государств.

2) Декларировалась возможность выхода из СССР союзной республики и невозможность изменить её границы без согласия самой республики.

3) Устанавливалось единое гражданство СССР.

4) Избирательная система носила классовый характер:

- существовали ограничения в правах бывших дворян, чиновников, священнослужителей;

- выборы в Советы — не прямые, не тайные, не равные.

Согласно Конституции за каждой республикой сохранялось право свободного выхода из Союза. Территория любой республики не могла быть изменена без ее согласия. У республик имелись свои органы управления и свои конституции, но основные полномочия передавались союзным органам.

Высшим органом власти по Конституции был съезд Советов Союза. Его выборы проходили на основе избирательного права с ограничительными цензами. Избирательного права были лишены представители бывших эксплуататорских классов, духовенство, бывшие царские офицеры. Местные Советы избирались непосредственно мужчинами и женщинами старше восемнадцати лет.

Национально-государственное строительство.


Создание СССР требовало активизации национально-государственного строительства. Уже в Договоре об образовании СССР происходило разграничение функций между республиканскими и центральными органами власти. Был избран состав ЦИК СССР во главе с М. Калининым и СНК СССР во главе с В. Лениным. В компетенции центральных союзных органов находились вопросы внешней политики и торговли, функционирования общесоюзных транспортных систем, связи, а также организация и контроль финансов и обороны. Высшим органом государственной власти стал Всесоюзный съезд Советов.

Важнейшее значение в процессе национально-государственного строительства имело принятие 31 января 1924 г. Конституции СССР. Конституция — нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой в государстве. В нём закреплены основы государственной политической, экономической и правовой систем, а также определён правовой статус государства и личности, круг их прав и обязанностей.

Конституция закрепила разделение полномочий между общесоюзными и республиканскими органами. Высшей законодательной властью в период между проведением съездов Советов наделялся Всесоюзный центральный исполнительный комитет (ВЦИК) СССР. Он состоял из двух палат: Совета Союза и Совета национальностей. Раздел о правах и свободах граждан дублировал соответствующие положения Конституции РСФСР 1918 г.

Национально-государственная политика СССР.

В 1920-е гг. на территории Средней Азии возникли Туркменская и Узбекская ССР, вступившие в 1925 г. в СССР, и Киргизская АССР в составе РСФСР. В 1929 г. от Узбекистана отделился Таджикистан. В 1924 г. ряд районов с преобладанием белорусского населения перешел из РСФСР в Белорусскую ССР. В составе Украинской ССР образовалась Молдавская АССР.

С самого начала национально-государственная политика СССР отличалась противоречивостью и непоследовательностью. В 1921—1922 гг. большинство национальных коммунистических партий были очищены от «подозрительных элементов». В Туркестане местные партийные организации потеряли 75 % коммунистов, в Грузии — 38 %, в Армении — 27 %. Русские составляли 55 % членов компартии Украины.

Желая уничтожить традиции неславянского населения, центральные власти боролись с «пережитками феодального и первобытнообщинного строя». В противовес религиозным судам создавались народные суды. Что касается религии, то к мусульманам вначале относились с большей терпимостью, чем к православным. Им предоставлялась свобода веры и гарантировалась неприкосновенность культовых сооружений.