Файл: Уравнение и его корни. Линейное уравнение с одной переменной Цель урока усвоение понятий уравнение, корни уравнения, линейное уравнение с одной переменной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока Уравнение и его корни. Линейное уравнение с одной переменной

Цель урока: усвоение понятий: уравнение, корни уравнения, линейное уравнение с одной переменной.

Задачи урока:

Образовательные

  1. Создать условия, обеспечивающие усвоение понятий: уравнение, корни уравнения, линейное уравнение с одной переменной

  2. Активизировать имеющиеся сведения учащихся об уравнениях

  3. Выяснить, что значит решить уравнение

  4. Систематизировать и расширить знания об уравнениях

Развивающие

  1. Продолжить развитие навыков устной и письменной речи, вычислительных навыков учащихся

  2. Развивать у учащихся память и мыслительные операции

Воспитательные

  1. Воспитывать познавательный интерес учащихся через использование исторического материала

  2. Прививать самостоятельность и любознательность

Тип урока: урок изучения новых знаний

Интерактивные технологии: «микрофон», «незаконченное предложение»

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку: наличие учебников, рабочих тетрадей

II. Мотивация урока

  1. Историческая справка об уравнениях

Искусство решать уравнения зародилось очень давно в связи с потребностью практики. В древних математических задачах Египта, Междуречья, Индии, Китая, Греции неизвестные величины выражали число павлинов в саду, количество быков в стаде, совокупность вещей, учитываемых при раздели имущества. Хорошо обученные науке счета писцы, чиновники и посвященные в тайные знания жрецы довольно успешно справлялись с такими задачами.

Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что 3-4 тысячи лет до нашей эры египтяне и вавилоняне уже умели решать простейшие уравнения, вид которых и приемы решения были не похожи на современные. Однако, ни в одном папирусе, ни в одной глиняной табличке не дано описание этих приемов. Авторы лишь изредка снабжали свои числовые выкладки скупыми комментариями типа: «Смотри!», «Делай так!», «Ты правильно нашел».

Греки унаследовали знания египтян, и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий ученый Диофант Александрийский (III век). Его «Арифметика» - это собрание задач на составление уравнений с систематическим их решений.


О Диофанте писали:

«Посредством уравнений, теорем

Он уйму всяких разрешил проблем:

И засуху предсказывал, и ливни.

Поистине его познанья дивны»

Однако, первым руководством по решению задач, получившим широкую известность, стал труд узбекского ученого IXв. Мухаммеда Бен Мусы аль-Хорезми. Его книга, переведенная в XVII веке на латинский язык, стала родоначальником европейских учебников алгебры. Слово «аль - джебр» взятое из арабского названия его трактата – «Китаб аль – джебр Вальмукабала», что в переводе означает «Книга о восстановлении и противосставлении» - со временем превратилось в знакомое слово «алгебра». «Восстановление» означает превращение отрицательного числа в положительное при перенесении из одной половины уравнения в другую. Но так как в те времена отрицательные числа не считались настоящими числами, то операция «аль- джебр» (алгебра), как бы возвращающая число из небытия в бытие, казалось чудом этой науки, которую в Европе после этого называли «великим искусством» рядом с «малым искусством» - арифметикой

III. Актуализация опорных знаний

Назовите ключевые слова темы урока?

Интерактивная технология микрофон (даются правила проведения интерактивных упражнений)



Равенство, содержащее переменную, называется уравнением с одной переменной

1. Определите является ли данная запись уравнением

а) у + 5 = 4,2 в) 19 * 6 – 14 = 100

б) х – 4 г) 1,5х – 1,8 = 7,2

Корнем уравнения называется значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство

2. Является ли число 3 корнем уравнения:

а) 2 + 6х = 20; б) (х – 4) (х + 4) = 7 в) 5(2х – 1) = 8х+1

Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что корней нет

3. Какое из уравнений не имеет корней

а) |х| = 5; б) |х| = 0; в) |х| = -1

Итак, ребята, мы повторили все понятия, которые вы знали ранее

А сейчас мы познакомимся с определением равносильных уравнений

Уравнения, имеющие одни и те же корни или не имеющие корней называют равносильными

Какие свойства мы применяли при решении уравнений?



Свойства

1.Если в уравнении перенести слагаемые из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному

2.Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному

4. Какое из уравнений равносильно уравнению 3х – 5 = 25

а) (х-10) (х+2) = 0; б) 5х = 50

Работаем в поинте

IV. Изучение нового материала

Сегодня мы знакомимся с названием первого вида уравнения: линейное

Ребята, откройте, учебник на стр. 28 (п.7). Найдите его определение

ах = в, где х – переменная, а и в – некоторые числа

1) если а ≠ 0, то х = в / а 2) если а =0, в≠????, 0 х = в (решений нет)

3) если а =0, в=????, 0 х = 0 (бесконечное множество решений)

Решить самостоятельно:

2х + 5 = 2х + 7 2) 3(х + 2) + х = 6 + 4х

V. Обобщение и систематизация изученного материала

Задание «Отгадай задуманное слово»

Решить подряд уравнения:

  1. х – 3,8 = 4; 2) 6у = 4,2; 3) -6n = 30; 4) 1/3х = 25; 5) -17 + х = 14;

7) -8у = 8; 6) 2х + 20 = 23 – х;

Таблица - ключ

75

-5

-1

-7,8

1

-75

7,8

3

31

7

0,7

е

г

а

и

р

н

а

к

б

о

л



Получили слово алгебра (аль-джебр, взятое из арабского названия трактата)

VI. Домашнее задание. Выучить п.6, 7, решить №119, 127(а, в) №129(а, в)

VII. Подведение итогов урока

Учитель: Давайте еще раз коротко повторим о том, с чем мы познакомились на уроке.

Закончите предложение

- Тема урока сегодня…

- Сегодня я узнал (а)…

На уроке мне было…

Выставление оценок