Файл: Разработка урока литературы по программе В. Я. Коровиной 6 класс. Тема урока Легенда. Легенда об Арионе одна из знаменитых легенд греческой мифологии. Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разработка урока литературы по программе В. Я. Коровиной – 6 класс.
Тема урока: Легенда. Легенда об Арионе - одна из знаменитых легенд греческой мифологии.

Содержание .

Вступительное слово учителя. Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями, произведениями, но нам необходимы уже полученные знания. Поэтому, я надеюсь на вашу помощь и поддержку. Что в названии темы вам знакомо? Поговорим об этом.

  1. Проверка домашнего задания.

Верно ли утверждение?

Задание: Выберите верные утверждения: (П)

1

У всех древних народов были свои мифы. (а)

2

Мифы создавались только в Древней Греции и Древнем Риме.(б)

3

Мифы появились задолго до письменности.(г)

4

У мифов нет автора, т. к. это произведения, созданные фантазией народа. (д)

5

В мифах древние люди выражали свои представления о зарождении мира.(е)

6

Мифы рассказывают о богах и подвигах великих людей – героев. (е)

7

Создателем древнегреческих мифов является Гомер (ж)

8

В мифах древнегреческие поэты рассказывали о богах. (з)

9

«Илиада» и «Одиссея» - мифы (и)

10

В произведениях Гомера изображены великие испытания, выпавшие на долю богов: Гефеста и Одиссея. (к)

11

Сюжетной основой произведений Гомера послужили события Троянской войны.(л)

12

Авторами переводов произведений Гомера являются А. С. Пушкин, А. А. Фет(м)

13

Сюжеты Древнегреческой мифологии являются источником вдохновения поэтов, художников. (н)


Вывод: что мы знаем о мифах?

Ключ:

верные ответы-1-а,3-г, 4-д, 5-е, 6-е, 11-л, 13-н. Соберите слово из полученных ответов

11, 5, 3, 6, 13,4, 1. (легенда)
2.Новый материал.

А) Сообщение темы урока.
Легенда. Знакомо ли вам это слово, это понятие? Легенда об Арионе – одна из знаменитых легенд греческой мифологии. Попробуйте сформулировать проблему урока. Какая задача перед нами сегодня стоит? Что необходимо сделать, чтобы решить эту задачу?(версии). Ответ на эти вопросы мы и будем искать.( Рег.)

Б) Слово учителя. Все мы часто слышим: "Это событие станет легендой! Да он просто легендарен! О ней легенды ходят!" На экраны вышел художественный фильм "Легенда № 17", посвященный одному из самых ярких хоккеистов планеты всех времен Валерию Харламову.

А что такое легенда на самом деле? Какое бы определение вы дали, исходя из этих высказываний? Что вы думаете по этому поводу? (мозговой штурм).

Работа в парах (К) – запись в тетради ассоциаций.

Учащиеся от каждой парты зачитывают свои варианты ответов. Примерное определение учитель записывает на доске.

Верите ли вы, что

- легенда, как и миф, появилась в далекой древности?

- в легендах рассказывается о реальных людях и подлинных исторических событиях?

- легенды, как и мифы, не имеют автора?

Проверим нашу версию.

В) Работа с учебником стр. 185.(П)

-Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности. Рассказы о наиболее важных

исторических событиях и выдающихся свершениях люди передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Эти рассказы со временем обрастали дополнительными подробностями, которые нередко приобретали фантастический характер. Так рождались легенды.

Легенда известна как древний жанр устного народного творчества. В ней – «элементы чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходящее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время» (Мифы народов мира – т.2)

Легенда (в переводе с латинского языка - то, что должно быть прочитано) – это произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики (Записываем в тетради). Какое слово в определении вам незнакомо? Где мы можем найти его значение?(Р)



Г) Давайте обратимся к толковому словарюи посмотрим, что же такое «предание».

В словаре С.И.Ожигова:

«Предание – это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда».

В.И.Даль даёт такое определение этому слову:

«Преданье – рассказ, повествование, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам».

Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.

-Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти? Ученики ответят, что запоминаются, как правило, необычные, поражающие воображение события.

3. Знакомство с легендой об Арионе. (беседа, комментированное чтение).

-Сегодня мы на уроке познакомимся с одной из знаменитых легенд греческой мифологии

- легендой об Арионе. В легендах Древней Греции особое место занимает тема искусства. Вспомним покровителя искусства бога Аполлона. Когда он в сопровождении муз появляется на Олимпе, и раздаются звуки его кифары и пение муз, замолкает всё, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Когда же Аполлон весело ударяет по золотым струнам, светлый, сияющий хоровод движется в пиршественном зале богов. Вспомним миф об Орфее, великом певце, сыне музы Каллиопы. Своим искусством Орфей зачаровывал не только людей, но и зверей, и деревья, и реки, и самих богов. Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой смиряя волны, помогая гребцам и прекращая споры между воинами.

Легенда об Арионе записана древнегреческим историком Геродотом, который в своих научных трудах часто пользовался сведениями из мифов и легенд.

Несравненный кефаред (тот, кто играет на кифаре, разновидности лиры) Арион – исторически реальное лицо, он, как и правитель Коринфа, тиран (единоличный правитель) Периандр, жил в 7 веке до нашей эры. Сохранился даже фрагмент одного из произведений Ариона – «Гимна к Посейдону».
Почему Арион стал героем легенды? (ответы детей)

Задание «Составь рассказ, используя данную концовку».

- Подумай, а потом расскажи о том, что было в начале и почему всё закончилось именно так:
На Тенаре есть небольшая медная статуя – жертвенный дар Ариона – изображающий человека на дельфине.

Создание сюжета.

Кто?

Когда?

Где?

Зачем?

Почему?

















Чтение легенды учителем с остановками. Какое диво могло приключиться в жизни Периандра? Что это за диво? Почему диво величайшее?

1 СТОП. от слов «А корабельщики задумали злое дело…» Какой вопрос возникает?

Что задумали корабельщики? Почему автор их дело называет «злым»? Как поведет себя в сложившейся ситуации Арион?

2 СТОП до слов «В таком отчаянном положении…» Какой выбор сделает Арион? Зачем Арион решил перед смертью пропеть торжественную песнь? Почему просит корабельщиков «позволить ему спеть в полном наряде певца»?

3 СТОП до слов «Затем он…» Как, по-вашему, будут дальше развиваться события? Как поведут себя корабельщики?
4 СТОП до слов «Между тем корабельщики отплыли в Коринф». Что было дальше? Как бы вы закончили это произведение? (Работа в группах) Зачитать варианты продолжений.

Чтение текста учителем До конца.

4. Размышляем о прочитанном. Жизненные испытания Ариона и … его чудесное спасение. Беседа по вопросам.

  • Когда и где произошли легендарные события?

  • Почему Арион оказался именно на этом корабле?

  • Как изображены мореходы? Почему они пытались убить Ариона?

  • Каким показан Периандр?

  • Что вас особенно привлекает в образе Ариона?

  • Что главное мы узнаём из легенды?

5. Подведение итогов.

Что такое легенда? Можно ли назвать это произведение легендой?

Задача: Необходимо убедить наших гостей в том, что произведение…. Найдите не менее 3-х аргументов, доказывающих вашу правоту.

Клише:

Уважаемые_________________.

Постараюсь убедить Вас в том, что_____________________________________________

Во-первых, __________________________________________________________________

Во- вторых, _______________________________________________________________

В- третьих, ________________________________________________________________

6. Рефлексия.

Самостоятельная работа с самопроверкой Тестирование.

Легенда (в переводе с ____________________языка - то, что должно быть _____________) – это произведение, созданное на основе____________________________
, в котором рассказ о ____________________________ и подлинных _____________________ сочетается с элементами _______________________________.

Легенда, как и миф, появилась_________________________________

Легенды, как и _____________, __________________автора.

Легенду об Арионе записал _______________________________.
Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания)

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Пришла пора оценить свой труд на уроке.

-Кто считает, что сегодня весь урок работал отлично?

- Кто считает, что ему немножко не хватило активности, смелости?

- В чём вы испытывали затруднения? Регулятивные

Д/з. Подготовьте пересказ легенды от имени дельфина, спасшего Ариона.

Найдите общность и различие мифа и легенды.