Файл: Планы семинарских занятий тема 1 (2 часа). Социальные роли и социальный статус личности План семинарского занятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей.
6. Кейт Б., Ромилла Р. Практикум по НЛП для чайников.
7. Левин Р. Механизмы манипуляции — защита от чужого влияния.
8. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
9. Хенрик Ф. Искусство манипуляции. Как читать мысли других людей и незаметно управлять ими.
10. Чалдини Р. Психология влияния. - М., СПб.: Издательство Питер, 2012 - 270 с.
11. Шейнов В. П. Искусство управлять людьми.
12. Шлахтер В., Хольнов С. Искусство доминировать.
Тема 6 (2 часа). Социально - психологическая структура личности
План семинарского занятия
1 .Современные теории развития личности:
1.1. Психологическая концепция А. Адлера.
1.2. Теория черт личности Г. Оллпорта
1.3 Теория факторного анализа черт личности Р. Кеттелла.
1.4. Классический психоанализ З.Фрейда.
2. Теории и типы темперамента, методы диагностики типа темперамента.
3. Теория о психосоциотипах К. Юнга, их характеристика. Методы диагностики психосоциотипов.
4. Девиантное поведение и его взаимосвязь с акцентуациями характера. Методы диагностики акцентуации характера.
5. Самооценка и уровень притязаний личности. Локус контроля.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы современные психологические теории развития личности? В чем их основной смысл и различие?
2. Что лежит в основе темперамента индивида с точки зрения сторонников гуморальной теории и физиологов?
3. Какова связь между акцентуациями характера и девиантным поведением? Можно ли прогнозировать девиантное поведение?
4. Охарактеризуйте связь между самооценкой и уровнем притязаний личности.
Примерные темы контрольных работ
1. Основные положения современных психологических теорий развития личности.
2. Психологическая характеристика типов темперамента и акцентуации характера.
3. Психологическая характеристика социотипов личности.
Список литературы
1. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.- М: Мир,1992.
2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб, 2000.
3. Клонингер С. Теории личности: познание человека. 3-е изд./ С. Клонингер. - СПб.: Питер, 2003. - 720 с.
4. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону, 1997.
5. Немов Р.С. Психология: Учебник для вузов. В 3 т. – М., 1997.
6. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука,1982. - 309 с.
7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997.
8. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1989.
В качестве тренажера по дисциплине "Технологии делового взаимодействия" рекомендуется использовать диагностические тесты для самопознания и определения индивидуально-личностных психологических характеристик деловых партнеров:
1. Опросник REN (Г. и С. Айзенк).
2. Опросник Мини-Мульт Сокращенный вариант Миннесотского многомерного личностного перечня MMPI.
3. Характерологический опросник Смишека-Леонгарда.
4. Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК).
5. Личностный дифференциал.
6. Тест Кэттелла (16PF-опросник).
7. Методика "Ценностных ориентаций" М. Рокича.
8. Проективные рисуночные тесты "Несуществующее животное", "Дом-Дерево-Человек".
9. Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина), тест "Самооценка психических состояний Айзенка", тест Розенцвейга.
10. Определение направленности личности (ориентационная анкета).
11. Определение типа темперамента: Опросник Я. Стреляу, тест Белова.
12. Тест “Темперамент и социотип”, тест “Социотип личности”, “Цифровой тест социотипа”.
и др.
Тема 7 (2 часа). Кризисные коммуникации в процессе делового взаимодействия
План семинарского занятия
1. Понятие и сущность кризисной коммуникации.
2. Основные психологические проблемы и способы их решения.
3. Особенности и примеры психологических тупиков.
4. Классификация барьеров общения.
5. Слухи и сплетни: приемы нейтрализации негативного влияния.
6. Психологический климат в коллективе.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте понятие кризисной коммуникации?
2. Назовите классификацию кризисов и возможные сценарии их развития?
Каковы пути решения в кризисной ситуации?
3. Приведите примеры психологических тупиков? Как выйти из психологического тупика?
4. Перечислите виды барьеров общения?
5. Какова роль психологического климата в коллективе.
Примерные темы контрольных работ
1. Понятие кризисной коммуникации.
2. Психологические проблемы и тупики в процессе делового взаимодействия.
3. Барьеры общения.
4. Слухи как неформальный вид коммуникаций.
5. Приемы нейтрализации негативного влияния слухов.
Список литературы
1. Измайлова М.А. Деловое общение [текст]: Учебное пособие / М.А.Измайлова. – М., 2017. – 252с.
2. Как защититься от сплетен? [Электронный ресурс]. – URL: https://aif.ru/health/ psychologic/34025, свободный – (дата обращения 02.12.2019).
3. Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии [текст]: Учебное пособие/Г.Г.Камардина. - Ульяновск, 2017. – 52с.
4. Кризисные коммуникации [Электронный ресурс]. – URL: https://yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru/, свободный – (29.11.2019).
5. Крылов А.А. Психология [текст]: Учебник (2-е издание). – М.: Изд-во «Проспект», 2016. – 495с.
6. Крысько В.Г. Социальная психология [текст]: Курс лекций / В.Г.Крысько. -3-е изд. – М.: Омега-Л, 2017. – 352с.
7. Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб.: Питер, 2016. 368 с.
8. Панфилова А.П. Психология общения [текст]: Учебник для студентов сред.проф. образования / А.П.Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 368с.
9. Понятие кризисных коммуникаций[Электронный ресурс]. – URL: https://yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru/свободный – (29.11.2019).
10. Попова Л.Л. Современные технологии общения [текст]: Учебное пособие / Л.Л.Попова. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. – 180с.
11. Ракей И.Р. Основы делового общения [текст]: Учебно-методический комплекс для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» / И.Р.Ракей. Мн.: МГВРК, 2017. – 176с.
12. Реан А.А. Психология и педагогика [текст]: Учебное пособие / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2017. – 432с.
13. Сансызбаева К. З., Шуриева А. Б. Особенности психологического климата в коллективе // Молодой ученый. 2017. №9. С. 284-288. URL: https://moluch.ru/archive/143/40197/ (дата обращения: 01.09.2019)
14. Сердюк И.И. Социальная психология [текст]: Учебно-методическое пособие / И.И.Сердюк. – Краснодар, КубГУ, 2017. – 136с.
15. Что такое психологические тупики? [Электронный ресурс]. – URL: http://intensia-freedom.narod.ru/psiprichi.html, свободный – (30.11.2019).
16. Коммуникативные барьеры [Электронный ресурс]. - URL: http://psyera.ru/ kommunikativnye-barery-1683.htm
Тема 8 (2 часа). Вербальные и невербальные аспекты делового взаимодействия
План семинарского занятия
1. Значение невербальной коммуникации в процессе делового взаимодействия.
2. Общее представление о невербальной коммуникации.
3. Организация пространства в процессе делового взаимодействия.
4. Основные коммуникативные жесты в процессе делового взаимодействия.
5. Вербальные аспекты коммуникации в процессе делового взаимодействия.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте роль невербального общения в процессе коммуникации.
2. Дайте характеристику экстралингвистической системе невербальной коммуникации.
3. Дайте характеристику паралингвистической системе невербальной коммуникации.
4. Дайте характеристику оптико-кинетической системе невербальной коммуникации.
Примерные темы контрольных работ
1. Язык жестов в социальных контактах.
2. Системы невербальной коммуникации.
3. Жесты в психологии лжи.
4. Организация невербального сообщения.
Список литературы
1. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 1995.
2. Гулевич О.А. Психология коммуникации.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.- 384 с.
3. Морозов А.В. Психология влияния. – СПб, 2000.
4. Немов Р.С. Психология: Учебник для вузов: В 3 т. – М., 1997.
5. Пиз А. Язык жестов, или Как читать мысли других людей по их жестам. – Н.Новгород, 1994.
6. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. - М.: Эксмо.
7. Психология: Учебник/ Под ред. А.А. Крылова. – М., 1999.
8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997.
Тема 9 (2 часа). Конфликты в процессе делового взаимодействия
План семинарского занятия
1. Характеристика конфликта как социально-психологического феномена.
2. Теории механизмов возникновения конфликтов.
3. Формы и виды конфликтного взаимодействия.
4. Теории поведения личности в конфликте.
5. Транзакционный анализ конфликтных ситуаций.
6. Конфликты в организации. Особенности управления организационными конфликтами.
7. Методы разрешения конфликтов в современных организациях.
8. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте различия между конфликтом и конфликтной ситуацией.
2. Какие стадии развития конфликта можно выделить?
Примерные темы контрольных работ
1. Классификация социальных конфликтов и их характеристика.
2. Функции конфликтов в организации.
3. Основные источники конфликтов, их характеристика.
4. Социальная напряженность и основные методы ее регулирования.
5. Психологическая напряженность, ее роль в конфликте.
6. Стратегии и тактики конфликтного взаимодействия.
7. Конфликты в сфере управления: типы и способы разрешения.
8. Особенности восприятия конфликтной ситуации.
9. Общение как основной элемент конфликтного взаимодействия.
10. Модели конструктивного поведения в конфликте.
11. Профилактика и предупреждение конфликтов.
12. Техника контроля и управления конфликтной ситуацией.
13. Деструктивное поведение в конфликте.
14. Применение уловок при конфликтном взаимодействии.
15. Техника посреднической деятельности в конфликте.
Список литературы
1. Габдулхакова Л.К. Управление конфликтами в организации// HUMAN PROGRESS. – 2017. - № 3. – С. 6.
2. Деева О.С. Труфанова А.С. Методы разрешения конфликтов в современных организациях// Державинские чтения. – 2017. – С. 225-240.
3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – С-Пб: Питер, 2009. – 384 с.
4. Кареев Д.В. Социально-психологические особенности конфликтов в организациях и технологии их разрешения//Вестник Ивановского гос.университета. – 2017. - № 1. – С. 36-41.
5. Козырев Г. И. Конфликтология : учебник / Г.И. Козырев. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2019. — 289 с. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1002552
6. Колесникова С.В., Фесенко О.П. Практикум по конфликтологии или Учимся разрешать конфликты (для студентов всех направлений подготовки) [Электронный ресурс] : практикум / О. П. Фесенко, С. В. Колесникова. — Москва: ФЛИНТА, 2014. – 128 с. - URL: https://znanium.com/catalog/product/458059
7. Конфликтология : учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова ; под ред. А.Я. Кибанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 301 с. - URL: https://znanium.com/catalog/product/982125
8. Литвиненко Т.Ю. Транзакционный анализ конфликтных ситуаций//Евразийский союз ученых. – 2019. - № 7. – С. 26-27.
9. Пасько О. А. Практикум по картографии: Учебное пособие / Пасько О.А., Дикин Э.К., - 2-е изд. - Томск:Изд-во Томского политех. университета, 2014. - 175 с.- URL: https://znanium.com/catalog/product/701594