ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Строим график частот вращения для коробки скоростей, выбирая i-передаточное отношение, соблюдая условия 1/4 i 2.
Рисунок 12 — График частот вращения
Из графика частот вращения получаем значения передаточных отношений:
(3.2)
(3.3)
(3.4)
(3.5)
(3.6)
(3.7)
(3.8)
(3.9)
(3.10)
На основании графика частот вращения составляем упрощенную кинематическую схему коробки скоростей:
Рисунок 13 — Упрощенная кинематическая схема коробки скоростей
По определенным передаточным отношениям определяем числа зубьев
колес ([5] прилож.21). Результаты представим в виде таблицы.
Таблица 2 — Результаты подбора чисел зубьев
Обозначение колеса | Передаточное число | Сумма зубьев передачи | Число зубьев колеса |
1 | 2 | 3 | 4 |
z1 | 2,82 | 108 | 28 |
z2 | 80 | ||
z3 | 1,41 | 45 | |
z4 | 63 | ||
z5 | 2 | 36 | |
z6 | 72 | ||
z7 | 2,82 | | 29 |
z8 | 81 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
z9 | 2,82 | 110 | 81 |
z10 | 29 | ||
z11 | 1 | 55 | |
z12 | 55 | ||
z13 | | | 56 |
z14 | 2 | 84 | 28 |
z15 | | | 19 |
z16 | 3,98 | | 65 |
Находим фактические частоты вращения шпинделя ni, мин-1
Произведем проверку правильности подбора чисел зубьев, которые должны обеспечить требуемую частоту вращения на данной скорости вращения шпинделя:
(3.11)
;
Условия верного выбора чисел зубьев выполняются.
2 Кинематический расчёт коробки скоростей
Расчетная частота вращения шпинделя nрасч, мин-1
(4.1)
где nmin –минимальная частота вращения шпинделя, мин-1,
nmax –максимальная частота вращения шпинделя, мин-1
Принимаем в качестве расчетной частоты ближайшую стандартную частоту вращения шпинделя nрасч=63 мин-1.
По графику частот вращения определяем частоты каждого вала ni, мин-1
nI=910мин-1.
nII=710мин-1.
nIII=250мин-1.
nIV=250мин-1.
nV=63мин-1.
Мощность на валах Ni, кВт
Ni= Ni-1·1·2…n, (4.2)
где Ni-1 — мощность на предыдущем валу, кВт;
1=0,99…0,995 — КПД пары подшипников качения [5],
2=0,95…0,98 — КПД прямозубых цилиндрических колес ([5] табл.2.1),
3=0,93…0,95— КПД клиноременной передачи ([5] табл.2.1).
NI = Nдв=0,37кВт.
NII= NI·1·2·3=0,37·0,994·0,96·0,94=0,33кВт.
NIII= NII·1·2=0,33·0,994·0,96=0,31кВт.
NIV= NIII·1·2=0,31·0,994·0,96=0,29кВт.
NV= NIV·1·2=0,29·0,994·0,96=0,27кВт.
Крутящие моменты на валах Тi, Н·м
, (4.3)
где Ni — мощность наi-ом валу, кВт,
ni — частота вращения i-го вала, мин-1.
2.1 Выбор оптимального варианта структурной сетки.
По числу ступеней коробки скоростей знаменателю геометрической прогрессии φ=1,26 из таблицы 5.1 (2, с.24) выбираем вид структуры БIII-2. При этом структурная формула имеет вид:
Z = 3(0+2+3∙2)
По рисунку 5.4 (2, с. 27) выбираем типовую кинематическую схему привода:
Рисунок 14– типовая кинематическая схема привода.
По таблице 5.1 выбираем следующие параметры:
КШ=22 – число шестерен коробки;
КВ=5 – количество валов;
КБ=4 – количество блоков;
КМ=0 – количество муфт;
Zкц=6 – количество ступеней подачи передаваемых по короткой кинематической цепи;
В соответствии со знаменателем прогрессии φ=1,26 выбираем стандартный ряд частот вращения шпинделя:8; 10; 12,5; 16; 20; 25; 31,5; 40; 50; 63; 80; 80; 100; 125; 160; 200; 250; 315; 400; 500; 630; 800;800; 1000; 1250; 1600.
Строим структурную сетку и график частот вращения по полученным данным.
Рисунок 15 – Структурная сетка коробки скоростей.
Рисунок 16 – График частот вращения коробки скоростей.
Структурная сетка и график частот вращения приведены на рисунках 15 и 16.
2.2 Расчет количества зубьев и определение знаменателя геометрического ряда
Для изготовления колес и шестерен используем сталь 40Х. Этот выбор обусловлен желанием получить сравнительно небольшие габариты и невысокую стоимость коробки скоростей.
Назначаем термообработку ([1] табл. 8.8):
для колес — улучшение 230...260 НВ, В=850 МПа; Т=550 МПа,
для шестерен — улучшение 260...280 НВ, В=950 МПа; Т=700 МПа.
При назначенной твердости обеспечивается приработка зубьев передач.
Допускаемые контактные напряжения [Н], МПа
, (4.4)
где SН=1,1 — коэффициент безопасности,
Нlimb — базовый предел контактной выносливости ([1] табл. 8.9),
КHL — коэффициент долговечности.
Нlimb=2·НВ+70 (4.5)
для колес Нlimb=2·250+70=570 МПа,
для шестерен Нlimb=2·270+70=610 МПа.
(4.6)
где NK — эквивалентное число напряжений.
NK =60·n·c·Lh, (4.7)
где n— частота вращения вала зубчатого колеса,
с — число зубчатых колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым,
Lh — заданный ресурс, час.
Lh=L·365·Kгод·24·Ксут, (4.8)
где L=5 — срок службы, лет;
Kгод=0,66 — коэффициент использования передачи в год,
Ксут=0,66 — коэффициент использования передачи в сутки.
Расчет осуществляем по наиболее нагруженной передаче.
Lh=5·365·0,66·24·0,66=190794 ч.
NK =60·63·1·19079=7,2·107 .
Базовое число циклов NН, циклов
NН=30·НВ2,4, (4.9)
где НВ — средняя твердость.
NН=30·2502,4=1,7·107.
В соответствии с кривой усталости напряжения Н не могут иметь значений меньших Нlimb, поэтому при NK> NН принимают NK= NН и тогда КHL=1. В нашем случае NK=7,2·107 > NН =1,7·107, следовательно КHL=1.
Допускаемые контактные напряжения [Н], МПа
для колес
для шестерен
Допускаемые контактные напряжения при кратковременной перегрузке [Н]max, МПа
[Н]max=2,8·т, (4.10)
для колес [