Файл: А. Е. Повышение эффективности логистической деятельности на примере зао авс фарбен. Челябинск юурГУ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21 логистической цепи на основе единого критерия. Многие современные логистические операторы имеют сегодня комплексный компьютерный метод слежения, который снижает риск при транспортировке и повышает имидж предприятия, что было бы невозможно, если бы данная функция выполнялась самим предприятием.
1.3 Методы анализа логистической деятельности предприятия
Анализ научных источников показал, что одной из главных причин недостаточного развития отечественной методологии оценки логистики и логистических затрат можно считать отсутствие общепринятых методов анализа и анализа количественного влияния различных показателей и факторов, в том числе, ключевых индикаторов логистической деятельности.
Представленные в науке подходы сводятся к сравнительно простым классическим методам, среди которых обычно отмечают балансовые, сравнительные и индексные методы, что фактически не позволяет точно выявить вклад конкретных операционных процессов в совокупные логистические затраты. В результате, сегодня необходимо обеспечить использование новейших методов и соответствующего аналитического инструментария, дающего возможность точно оценить влияние главных транспортно-логистических операций на совокупные затраты предприятия, решение данной проблемы которой будет способствовать росту конкурентоспособности и эффективности деятельности российских предприятий.
Как отмечает Малюкова С.М., самыми распространенными методами оценки логистических затрат являются следующие [30, с.83]:

стоимостный анализ логистических затрат – преимущественно нормативный метод, базирующийся на изучении отдельных элементов затрат и предназначенный для их снижение и, соответственно, повышение привлекательности работы клиентов с данным предприятием;

22

функционально-стоимостный анализ логистических затрат
– представляет собой метод, позволяющий разработать мероприятия по снижению уровня затрат на логистическое обслуживание по отдельным сегментам логистических операций. Метод базируется на детализированном исследовании этапов и процессов выполнения логистических заказов клиентов и определения возможности их унификации и стандартизации для обеспечения перехода к более оптимальным логистическим технологиям;

стратегический анализ логистических затрат – состоит из нескольких процедур сравнения текущего положения исследуемого предприятия с точки зрения величины и динамики логистических затрат на обслуживание клиентов с аналогичным положением его главных конкурентов;

комплексный анализ логистических затрат – данный метод реализуется на основе построения единой учётно-аналитической системы на базе формирования сбалансированной системы показателей (далее – ССП), позволяющей обеспечить увязку показателей логистической эффективности с общими экономическими показателями деятельности предприятия.
Из представленного перечня методов становится очевидным, что одним из основных элементов аналитической системы является система формирования и оценки ключевых показателей логистической деятельности. В основе системы формирования и оценки ключевых показателей логистической деятельности должна быть заложена концепция ССП. Методический подход к формированию ССП предусматривает переход от простых вербально сформулированных целей развития логистики к целевым группам ключевых аналитических показателей эффективности логистических процессов, а также к прикладным метрикам и индикаторам, входящим в данные группы. Данные ключевые показатели в дальнейшем смогут стать ведущим звеном разработанной аналитической системы, используемой как логистическим подразделением данного предприятия, так и его непосредственным высшим менеджментом.


23
В работах Грейз Г.М. по результатам проведённого анализа было выявлено несколько групп ключевых показателей, которые использованы различными исследователями в системах оценки эффективности каких-либо видов деятельности субъекта, в первую очередь в логистике. Эти показатели по значимости и частоте использования можно расположить в следующий ряд: финансовые показатели, логистические затраты, временные логистические метрики, показатели удовлетворения потребителей, качество логистики, эффективность формирования запасов, эффективность и результативность логистических операций, производительность логистического персонала, социальная ответственность. С целью повышения мобильности сбора исходных данных для системы формирования и оценки ключевых показателей логистического менеджмента промышленного предприятия необходимо ограничиться пятью группами ключевых показателей. В их число включены группы: финансовые показатели, показатели логистической результативности, показатели логистической эффективности, показатели логистических издержек.В качестве пятой группы в состав системы формирования и оценки ключевых показателей логистического менеджмента промышленного предприятия включена группа показателей, характеризующая использование предприятием запасов [15, с.56].
Состав ключевых комплексных логистических активностей за рубежом и в России, как правило, включает управление запасами. Характерной особенностью управления запасами, в отличие от многих других логистических активностей, является то, что для них в современной науке уже существуют хорошо развитые и доступные для практического применения методы расчета экономической эффективности. Эта та сфера логистической деятельности, где полезность логистики может быть выражена в денежной форме, убедительной для менеджмента высшего звена.
Именно с учетом этих обстоятельств группа запасы включается в состав

24 общей системы формирования и оценки ключевых показателей логистического менеджмента исследуемого предприятия.
Итоговый набор групп показателей системы формирования и оценки ключевых показателей логистического менеджмента промышленного предприятия включает следующие группы: финансовые показатели, показатели логистической результативности, показатели логистической эффективности, показатели логистических затрат, а также интегральные и сводные логистические показатели. По результатам проведенного анализа был определен состав отдельных показателей входящих, в эти группы, что позволило сформировать ССП по отдельным группам, приведённую в таблице 2 [16, с.104].
Таблица 2 – Состав ССП для оценки логистической деятельности предприятия
Группы ССП логистической деятельности предприятия
Показатели, входящие в отдельные аналитические группы ССП
Финансовые показатели
Показатели с «логистической составляющей»:
– оборачиваемость запасов, активов и оборотных активов;
1   2   3   4   5   6   7

– динамика себестоимости, коммерческих расходов, валовой прибыли;
– рентабельность активов и оборотных активов;
– рентабельность капитала.
Показатели логистической эффективности
– средний ежедневный грузооборот;
– коэффициент выпуска подвижного состава;
– коэффициент использования подвижного состава;
– коэффициент технической готовности подвижного состава.
Показатели логистических доходов и затрат
– доходы логистических операций по группам;
– расходы логистических операций по группам;
– удельные логистические затраты в выручке;
– удельные логистические затраты в валовой прибыли;
– удельный вес логистических затрат в совокупных издержках;
– удельный вес логистических затрат относительно ФОТ

25 распределительного персонала;
– удельный вес логистических затрат относительно ФОТ управленческого персонала;
Показатели логистической результативности
Показатели «совершенного заказа»:
– удельный вес заказов, доставленных в срок;
– удельный вес полностью выполненных заказов;
– удельный вес заказов без ошибок в документации и с заданным уровнем качества продукции;
– уровень удовлетворенности клиентов качеством логистического сервиса.
Интегральные и сводные логистические показатели
– показатели логистической энтропии по отдельным логистическим сегментам;
– показатели логистической энтропии в целом по предприятию;
– классы логистической оболочки на основе проведённой классификации.
Представленная в таблице 2 ССП логистической деятельности предприятия даёт возможность оценивать не только уровень достижения запланированных логистических показателей, но и точно отслеживать взаимодействие с клиентами. Подобный подход позволит оценивать качество как общих, так и логистических бизнес-процессов (надежность доставки, срок исполнения заказов), а также контролировать эффективность логистического персонала (квалификации и компетентности персонала логистической службы). Расчётные формулы для оценки первых четырёх блоков ССП эффективности логистической деятельности предприятия приведены в Приложении А.
Следует отметить, что данный методологический подход к анализу эффективности логистической деятельности предполагает также и введение в состав ССП нескольких новых ключевых показателей. Данные показатели дополнительной группы, содержащей новые логистические метрики, показывают специфику деятельности исследуемого предприятия.
Необходимость дополнительного введения этой группы показателей определяется тем, что неуклонное усложнение экономико-технических и организационно-управленческих систем в логистической сфере и


26 необходимость их качественного анализа обусловливают необходимость использования специальных методов, а также адекватных аналитических инструментов для анализа, построения и проектирования логистических систем [15, с.57].
Отклонение протекания конкретного логистического процесса от эталонного варианта может выявляться не только оценкой ритмичности материальных потоков, но и анализом уровня организации различных функциональных систем предприятия: систем материального обеспечения, производственных и сбытовых систем, системы информационной поддержки логистики. В рамках данного подхода такие системы также подвергаются анализу с точки зрения рациональности их функционирования и управления.
Уровень отклонения от оптимального значения материальных потоков и недостаточно рациональную организацию главных областей их протекания необходимо учитывать на основе введением специального аналитического показателя. В данной концепции такой показатель позволяет оценить уровень отклонения фактических логистических процессов от некоего принятого эталона, выражающего уровень сопротивления оптимальному ритму движения логистических потоков, степень их «торможения» вследствие несовершенства применяемой логистической системы. Данный показатель имеет название «логистической энтропии», которая определяет меру сложностей или уровень несовершенства используемых логистических процессов в операционной системе предприятия.
Показатель логистической энтропии может быть определен как отношение различных параметров эталонного логистического процесса к схожим значениям фактического процесса [16, с.106]: t
l f
P
E
P

, (1) где t
P
– теоретическое (эталонное) значение параметров логистического процесса.

27 f
P
– фактическое (реальное) значение параметров логистического процесса.
В качестве параметров-характеристик могут быть использованы: продолжительность логистического цикла, логистические затраты, число допущенных срывов поставок, дефектов логистического обслуживания и др.
Эталонные значения могут соответствовать предельно достижимым теоретически или значениям, которые могут быть достигнуты в результате внедрения каких-либо конкретных инноваций в логистической сфере. При использовании нескольких параметров-характеристик данный показатель позволяет выполнить комплексную оценку логистической системы промышленного предприятия по критерию меры упорядоченности протекания материальных и других потоков в логистической системе [16, с.106]: n
*
ti l
i i 1
fi
P
E
k *
P









, (2) где
*
l
E
– комплексный показатель логистической энтропии; ti
P
, fi
P
– теоретическое (эталонное) и фактическое (реальное) значения i-го параметра логистического процесса, соответственно; i
k
– весовой коэффициент i-го параметра для исследуемого логистического процесса.
Применительно к логистической системе предприятия в его взаимодействии с клиентами снижение показателя логистической энтропии характеризует меру отклонения от эталона процесса взаимодействия логистических подсистем внутри логистической системы. Чем меньше величина показателя логистической энтропии, тем менее совершенны логистические процессы, и, в то же время, тем больше потенциальный резерв для их совершенствования. При условии нормирования весовых коэффициентов максимальное значение комплексного показателя логистической энтропии равно единице. Для возможности более общей,


28 укрупненной оценки логистических систем промышленных предприятий и их градации по показателю логистической энтропии, возможно использование такого показателя, как «класс логистической оболочки», характеризующего всю логистическую систему предприятия. Данный показатель определяет согласно классификационным признаком как это представлено в таблице 3 [16, с.108].
Таблица 3 – Классификация логистической системы предприятия по показателю логистической энтропии
Класс логистической оболочки
Диапазон значений показателя логистической энтропии
*
l
E
Среднее значение
*
l
E
для класса логистической оболочки
Качественная оценка уровня логистической энтропии
1 0,80…1,00 0,90
Низкий
2 0,50... 0,79 0,65
Средний
3 меньше 0,50 0,25
Высокий
Для возможности многокритериальной оценки эффективности логистического менеджмента была получена математическая аддитивная модель, позволяющая вычислить комплексный показатель в рамках разработанной системы.
Комплексный показатель эффективности логистического менеджмента может рассматриваться, как логистический потенциал логистической системы промышленного предприятия.
Математическая зависимость для вычисления этого показателя имеет следующий вид [16, с.109]:


n i
i i 1
LP
k * R



, (3)

29 где LP – логистический потенциал; i
k
– коэффициент значимости рейтинга i-й группы системы ключевых показателей логистической деятельности; i
R
– комплексный оценочный показатель i-й группы системы ключевых показателей логистической деятельности.
Также по результатам разработки и внедрения ССП логистической деятельности предприятия необходимо оценить качество логистических услуг, поскольку в современных условиях именно потребности клиентов являются ключевым фактором оценки качества логистических услуг современного предприятия. В этих целях выполняется точная идентификация потребителя услуг и его запросов, для чего предлагается применять показатели уровня удовлетворенности клиентов и среднего уровня удовлетворенности качеством логистического сервиса. Например, доля клиентов, удовлетворенных логистическим сервисом, формирует такой показатель как уровень удовлетворенности клиентов качеством логистического сервиса [41, с.16]:
SAT
SAT
TOT
Q
B
*100%
Q

, (4) где
SAT
Q
– количество респондентов, удовлетворенных уровнем логистического сервиса;
TOT
Q
– общее количество респондентов.
Для определения следующего показателя качества полученные данные в дальнейшем сводятся в единую аналитическую таблицу, позволяющую оценить уровень удовлетворенности клиентов качеством и эффективностью логистического сервиса предприятия.Средний уровень удовлетворенности качеством логистического сервиса предприятия определяется суммированием значения показателей, умноженные на долю их вклада в общий показатель качества логистического сервиса предприятия [41, с.17]: