Файл: А. Е. Повышение эффективности логистической деятельности на примере зао авс фарбен. Челябинск юурГУ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

40
«СтройГарант», в настоящее время предпочитают использовать для доставки продукции и товаров исследуемого предприятия собственные транспортные службы и подразделения, что говорит о том, что необходима разработка мероприятий по повышению заинтересованности данных покупателей в логистических услугах ЗАО «АВС Фарбен». И если предложить широкий комплекс услуг для таких контрагентов как ПАО «ММК» и ОАО «ПО
Монтажник» будет крайне сложно, поскольку данные предприятия обладают и собственными логистическими службами, существенно превосходящими по масштабам логистическую систему исследуемого предприятия, то для рядовых покупателей промышленного сегмента вполне возможна разработка интересных и выгодных для них предложений по доставке продукции и товаров, тем более что проведённый в дальнейшем анализ логистической эффективности покажет, что транспортные возможности данного предприятия в настоящее время загружены далеко не на полную мощность.
В сегменте покупателей торгового сегмента ситуация обратная – большинство покупателей заказывают одновременно с покупкой продукции и товаров также и соответствующее логистического сопровождение. Поэтому для ЗАО «АВС Фарбен» было бы целесообразным не разрабатывать для данных покупателей новые предложения в области логистического обслуживания, а лишь постоянно оценивать уровень удовлетворенности данных показателей качеством логистического сервиса и лишь при выявлении негативных тенденции будет необходимо реагирование в виде соответствующих мероприятий. Следует отметить, что данный показатель удовлетворённости был ранее включён в сформированную ССП, что позволит провести его анализ.
Бухгалтерская (финансовая) отчётность исследуемого предприятия приведена в Приложении Б. Выполненный на её основе и по данным внутрифирменной отчётности анализ различных показателей финансово- хозяйственной деятельности ЗАО «АВС Фарбен» приведён в таблице 5.

41
Таблица 5 – Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности
ЗАО «АВС Фарбен»
Показатели
Обозна- чение
2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
Темп прироста,
%
Выручка, тыс.руб.
ВП
1 609 016 1 767 717 1 748 640 1 841 260 14,43
Чистая прибыль, тыс.руб.
П
Ч
69 225 50 828 64 504 59 722
-13,73
Основные средства, тыс.руб.
ОС
243 979 264 260 264 260 301 430 23,55
Запасы, тыс.руб.
З
536 486 553 003 557 563 573 952 6,98
Дебиторская задолженность, тыс.руб.
ДЗ
436 651 378 776 442 025 428 567
-1,85
Кредиторская задолженность, тыс.руб.
КЗ
159 011 100 606 70 640 62 246
-60,85
Совокупные обязательства, тыс.руб.
О
838 500 778 789 808 050 711 608
-15,13
Численность ассортиментных позиций, ед., в том числе:
Ч
АС
305 326 393 420 37,91
ЛКМ «Farbitex»
Ч
АС(1)
24 28 30 27 12,50
ЛКМ «Farbitex Profi»
Ч
АС(2)
5 10 11 14 180,00
ЛКМ «Profi Master»
Ч
АС(3)
3 13 15 16 433,33
ЛКМ «Olecolor»
Ч
АС(4)
40 45 45 43 7,50
Окончание таблицы 5
Показатели
Обозна- чение
2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
Темп прироста,
%
ЛКМ «Ticiana Deluxe»
Ч
АС(5)
5 11 12 13 160,00 инструменты «Петрович»
Ч
АС(6)
67 59 109 120 79,10 инструменты «Управдом»
Ч
АС(7)
75 69 74 84 12,00 прочие товары и услуги
Ч
АС(8)
86 91 97 103 20,40
Численность персонала, чел., в том числе:
Ч
ПЕР
1 290 1 849 2 090 2 130 65,12 управленческий персонал
Ч
ПЕР(УПР)
109 104 108 117 7,34 промышленно- производственный персонал
Ч
ПЕР(ППП)
820 1 230 1 450 1 409 71,83 торговый и складской персонал
Ч
ПЕР(ТСП)
130 230 286 341 162,31 вспомогательный персонал Ч
ПЕР(ВП)
231 285 246 263 13,85
Из представленных в таблице 5 данных можно отметить что за исследуемый период ряд показателей деятельности данного предприятия демонстрируют негативную динамику: так, чистая прибыль снизилась с
69225 тыс.руб. в 2014 году до 59722 тыс.руб. в 2015 году, темп снижения составил 13,73%. Это позволяет оценить экономическую эффективность его


42 деятельности как недостаточную, не позволяющую предприятиюи в дальнейшем осуществлять более активную инвестиционную политику чтобы занять значительную долю рынка ЛКМ и инструментов в Уральском регионе.
Однакопомимо вышеуказанных негативных тенденций наблюдаются и множество позитивных факторов: так, выручка предприятия стабильно растёт с 1609016 тыс.руб. в 2014 году до 1841260 тыс.руб. в 2017 году, темп прироста составил 14,43% даже несмотря на некоторое снижение экономической активности строительных организаций вследствие негативной макроэкономической обстановки. Также можно отметить, что у предприятие неуклонно снижаются совокупные обязательства (темп снижения составил 15,13%) и кредиторская задолженность (темп снижения равен 60,85%), что позволяет говорить о существенном повышении уровня финансовой устойчивости данного экономического субъекта.
Динамика выручки и чистой прибыли ЗАО «АВС Фарбен» приведена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Динамика выручки и чистой прибыли ЗАО «АВС Фарбен»
1,609,016 1,767,717 1,748,640 1,841,260 69,225 50,828 64,504 59,722 0
200,000 400,000 600,000 800,000 1,000,000 1,200,000 1,400,000 1,600,000 1,800,000 2,000,000 2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
Зна че ние
, т ыс
.р уб
Период
Выручка
Чистая прибыль

43
При этом у исследуемого предприятия отмечается и значительный рост численности ассортиментных позиций по разным товарным группам, в совокупности составивший от 305 ед. в 2014 году до 420 ед. в 2017 году.
Следовательно, даже несмотря на вывод ряда позиций из ассортимента вследствие низкой заинтересованности покупателей в их приобретении, данному предприятию удалось расширить ассортиментную линейку абсолютно всех товарных групп.Также данное предприятие вследствие активизации собственной производственной программы увеличивает численность персонала, которая составила от 1290 чел. в 2014 году до
2130 чел. в 2017 году, за весь период темп прироста данного показателя составил 65,12%. Единственным негативным фактором следует признать то, что темпы прироста выручки очевидно не соответствуют темпам прироста персонала.
Помимо рассмотренных экономических показателей, представляется целесообразным исследовать также и показатели, которые входят в первый блок сформированной ранее ССП логистической деятельности, поскольку большинство из них можно отнести к категории традиционных финансово- экономических показателей. Это позволит провести предварительную оценку логистической системы данного предприятия. Анализ показателей первого блока ССП логистической деятельности ЗАО «АВС Фарбен» представлен в таблице 6.
Таблица 6 – Анализ показателей первого блока ССП логистической деятельности ЗАО «АВС Фарбен»
Показатели
Обозна- чение
2014 год 2015 год 2016 год 2017 год
Темп прироста,
%
Коэффициент оборачиваемости запасов, оборотов
К
ОБ(З)
2,39 2,37 2,35 2,46 2,99
Коэффициент оборачиваемости активов,
К
ОБ(А)
1,31 1,46 1,33 1,40 6,29


44 оборотов
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, оборотов
К
ОБ(ОА)
1,65 1,87 1,73 1,82 10,35
Себестоимость, тыс.руб.
С
1 282 508 1 307 917 1 307 917 1 413 045 10,18
Коммерческие расходы, тыс.руб.
Р
КОММ
120 450 146 387 111 812 120 307
-0,12
Валовая прибыль, тыс.руб.
П
ВАЛ
326 508 455 099 440 723 428 215 31,15
Рентабельность активов, %
R
А
20,29 25,75 25,20 23,26 14,61
Рентабельность оборотных активов, %
R
ОА
33,49 48,23 43,67 42,36 26,47
Рентабельность капитала,
%
R
КиР
84,34 104,39 87,10 70,44
-16,49
Из данных таблицы 6 можно прежде всего отметить рост валовой прибыли данного предприятия с 326508 тыс.руб. в 2014 году до 428215 тыс.руб. в 2017 году, совокупный темп прироста составил 31,15%, что значительно опережается выявленный ранее прирост выручки за тот же период в 14,43%. Также ранее было выявлено и снижение чистой прибыли предприятия, что говорит о двух тенденциях: с одной стороны, эффективность производственных подразделений, оказывающих влияние на формирование валовой прибыли, демонстрирует рост. С другой стороны, негативная динамика чистой прибыли может быть объяснена только динамикой коммерческих расходов и соотношением прочих доходов и расходов, в которых помимо прочих статей учитываются и логистические затраты данного предприятия. Следовательно, эффективность логистической деятельности исследуемого предприятия нуждается в более детализированном анализе, который будет выполнен по другим блокам ССП логистической деятельности, разработанным ранее для ЗАО «АВС Фарбен».
Динамика коэффициентов оборачиваемости ЗАО «АВС Фарбен» приведена на рисунке 6.

45
Рисунок 6 – Динамика коэффициентов оборачиваемости ЗАО «АВС Фарбен»
Показатели оборачиваемости исследуемого предприятия, приведённые на рисунке 6, демонстрируют незначительный рост по всем оцениваемым показателям: за весь период коэффициент оборачиваемости запасов показал темп прироста в 2,99%, коэффициенты оборачиваемости активов и оборотных продемонстрировали прирост в 6,29% и 10,35% соответственно.
При этом, выручка предприятия за тот же период времени увеличилась с темпом прироста с 14,43%, то есть темп прироста указанных балансовых статей меньше темпа прироста выручки, что является позитивным фактором, так как говорит о том, что качество операционных процессов повысилось. В результате, данному предприятию не требуется больший объём оборотных средств для поддержания необходимого уровня запасов на складах предприятия, что также можно оценить вполне положительно поскольку это является и фактором логистической деятельности данного предприятия.
2.39 2.37 2.35 2.46 1.31 1.46 1.33 1.40 1.65 1.87 1.73 1.82 0.00 0.50 1.00 1.50 2.00 2.50 3.00 2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
Зна че ние
, об оро тов
Период
Коэффициент оборачиваемости запасов
Коэффициент оборачиваемости активов
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов


46
Динамика коэффициентов рентабельности ЗАО «АВС Фарбен» приведена на рисунке 7.
Рисунок 7 – Динамика коэффициентов рентабельности ЗАО «АВС Фарбен»
Среди приведённых на рисунке 7 показателей прежде всего можно отметить рост рентабельностиактивовс 20,29% в 2014 году до 23,26% в 2017 году, что свидетельствует о незначительном росте эффективности деятельности предприятия с точки зрения эффективности его имущественного комплекса. Однако, отмечается и снижение рентабельности капитала с 84,34% в 2014 году до 70,44% в 2017 году, при этом и показатель рентабельности оборотных демонстрирует негативную динамику с 48,23% в
2015 году до 42,36% в 2017 если рассматривать его только за последние три года. Снижение рентабельности капитала и оборотных активов и другие подобные проблемы являются лишь следствием, а не причиной трудностей работы. В качестве основной причиной падения показателей рентабельности в 2017 году стало изменение рыночной конъюнктуры и соответствующая корректировка товарной политики. Можно рекомендовать руководству
20.29 25.75 25.20 23.26 33.49 48.23 43.67 42.36 84.34 104.39 87.10 70.44 0.00 20.00 40.00 60.00 80.00 100.00 120.00 2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
Зна че ние
, %
Период
Рентабельность активов
Рентабельность оборотных активов
Рентабельность капитала

47 торгового предприятия более детально изучить формирование основных видов издержек и если не снизить их, то как минимум привести их рост к фактической динамике чистой прибыли.
Таким образом, рассмотрев основные экономические аспекты логистической деятельности ЗАО «АВС Фарбен», необходимо перейти к оценки их эффективности на основе остальных блоков ССП, рассмотренной в предыдущем разделе работы.
1   2   3   4   5   6   7

2.2 Анализ показателей и уровня эффективности логистической деятельности ЗАО «АВС Фарбен»
Рассматривая логистическую деятельность ЗАО «АВС Фарбен» по организации перевозок продукции и товаров своим клиентам предварительно необходимо описать саму логистическую систему. В настоящее время данное предприятие обладает пятью транспортными средствами, в число которых входят два седельных тягача КАМАЗ с крытыми полуприцепами грузоподъёмностью 20 т. каждый, два грузовых автомобиля Исудзу грузоподъёмностью 5 т. каждый и один автомобиль Лада Ларгус грузоподъёмностью 0,5 т. Работа всех указанных транспортных средств организована по стандартному пятидневному графику.
Исходные данные к анализу показателей второго блока ССП логистической деятельностиЗАО «АВС Фарбен» представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Исходные данные к анализу показателей второго блока ССП логистической деятельностиЗАО «АВС Фарбен»
Показатели
Обозна- чение
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
Темп прироста,
%
Численность подвижного состава, ед., в том числе:
Ч
ПС
2 3
5 5
150,00
КАМАЗ 20 т.
Ч
ПС(1)
1 1
2 2
100,00
Исудзу 5 т.
Ч
ПС(2)
1 2
2 2
100,00
Лада Ларгус 0,5 т.
Ч
ПС(3)
0 0
1 1
0,00*
Объём грузоперевозок, т., в
ГП
5 103 6 356 10 176 9 882 93,67

48 том числе:
КАМАЗ 20 т.
ГП
1 3 968 4 102 7 737 7 064 78,05
Исудзу 5 т.
ГП
2 1 135 2 254 2 306 2 661 134,46
Окончание таблицы 7
Показатели
Обозна- чение
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
Темп прироста,
%
Лада Ларгус 0,5 т.
ГП
3 0
0 133 157 18,45*
Грузооборот, тыс.т.*км., в том числе:
ГО
548 620 1 108 1 007 83,66
КАМАЗ 20 т.
ГО
1 488 496 967 841 72,26
Исудзу 5 т.
ГО
2 60 124 131 154 156,57
Лада Ларгус 0,5 т.
ГО
3 0
0 10 12 21,70*
Величина автомобиле-дней номинальная, в том числе:
Т
ОБЩ
500 750 1 250 1 250 150,00
КАМАЗ 20 т.
Т
ОБЩ1 250 250 500 500 100,00
Исудзу 5 т.
Т
ОБЩ2 250 500 500 500 100,00
Лада Ларгус 0,5 т.
Т
ОБЩ3 0
0 250 250 0,00*
Величина автомобиле-дней в работе, в том числе:
Т
РАБ
387 611 932 914 135,94
КАМАЗ 20 т.
Т
РАБ1 181 177 344 313 72,73
Исудзу 5 т.
Т
РАБ2 206 434 418 385 87,10
Лада Ларгус 0,5 т.
Т
РАБ3 0
0 170 215 26,48*
Величина автомобиле-дней в ремонте, в том числе:
Т
РЕМ
32 37 79 113 254,68
КАМАЗ 20 т.
Т
РЕМ1 17 12 32 72 321,70
Исудзу 5 т.
Т
РЕМ2 15 25 16 14
-7,30
Лада Ларгус 0,5 т.
Т
РЕМ3 0
0 30 27
-10,84*
* только для периода 2016…2017 годов
Данные таблицы 7 показывают, что объём грузоперевозок растёт по всем видам транспортных средств, совокупное значение данного показателя увеличилось с 5103 т. в 2014 году до 9882 т. в 2017 году, при этом совокупный темп прироста этого показателя составил 93,67%. При этом, объём грузоперевозок автомобилем Лада Ларгус начинается только с 2016 года, так как в период 2014…2015 годов предприятие не обладало перевозочными средствами малой грузоподъёмности, однако следуя пожеланиям клиентов (преимущественно мелких торговых предприятий) была организована доставка мелких партий продукции и товаров.При этом, и все величины автомобилей-дней (номинальная, в работе, в ремонте)