Файл: А. Е. Повышение эффективности логистической деятельности на примере зао авс фарбен. Челябинск юурГУ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

49 демонстрируют значительный рост на 150,00%, 135,94% и 254,68% соответственно, однако необходимо учитывать, что автопарк данного предприятия за исследуемый период увеличился более чем в два раза, поэтому для более точной оценки данных абсолютных показателей необходимо в дальнейшем сформировать более репрезентативную оценку на основе относительных показателей и коэффициентов.
Сравнительная динамика грузооборота и численности подвижного состава ЗАО «АВС Фарбен» приведена на рисунке 8.
Рисунок 8 – Сравнительная динамика грузооборота и численности подвижного состава ЗАО «АВС Фарбен»
Из представленных на рисунке 8 данных можно сделать два вывода. Во- первых, логистическая система данного предприятия активно развивается и расширяется, о чём свидетельствует значительный рост численности подвижного состава с 2 ед. в 2014 году до 5 ед. в 2017 году, данная тенденция является позитивной, поскольку данное предприятие теперь может предложить своим клиентам широкий спектр логистических услуг как для
2 3
5 5
548 620 1,108 1,007 0
1 2
3 4
5 6
0 200 400 600 800 1,000 1,200 2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
Ч
иле нно ст ь по дв ижног о со ст ав а,
е д.
Гр уз оо бор от
, т ыс

.*
км
Период
Численность подвижного состава
Грузооборот

50 малых торговых предприятий, так и для крупных промышленных заказчиков.
Во-вторых, наблюдаемые показатели грузооборота за последний год демонстрируют снижение при одинаковой численности подвижного состава.
Хотя за весь период грузооборот значительно вырос с 548 тыс.т.*км. в
2014 году до 1007 тыс.т.*км. в 2017 году, однако, если рассматривать только последний год, то наблюдается снижение грузооборота на 9,12%, что можно признать негативной тенденцией. При этом, проведённые ранее анализы выявили рост выручки предприятия за последний год, следовательно, более значительная часть доставки продукции и товаров предприятия осуществляется силами клиентского транспорта, тогда как грузоперевозки собственной логистической службой ЗАО «АВС Фарбен» падают, что является негативным фактором.
Показатели логистической эффективности будут оценены на основе анализапоказателей второго блока
ССП логистической деятельностиЗАО «АВС Фарбен», который представлен в таблице 8.
Таблица 8 – Анализ показателей второго блока ССП логистической деятельностиЗАО «АВС Фарбен»
Показатели
Обозна- чение
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
Темп прироста,
%
Средний ежедневный грузооборот, тыс.т.*км./дн., в том числе:
ГР
СР
1,42 1,02 1,19 1,10
-22,16
КАМАЗ 20 т.
ГР
СР1 2,69 2,81 2,81 2,69
-0,28
Исудзу 5 т.
ГР
СР2 0,29 0,29 0,31 0,40 37,13
Лада Ларгус 0,5 т.
ГР
СР3
x x
0,06 0,05
-3,78*
Коэффициент выпуска подвижного состава, в том числе:
К
ВЫП
0,77 0,81 0,75 0,73
-5,63
КАМАЗ 20 т.
К
ВЫП1 0,72 0,71 0,69 0,63
-13,63
Исудзу 5 т.
К
ВЫП2 0,82 0,87 0,84 0,77
-6,45
Лада Ларгус 0,5 т.
К
ВЫП3
x x
0,68 0,86 26,48*
Коэффициент использования подвижного состава, в том числе:
К
ИСП
0,53 0,56 0,51 0,50
-5,63
КАМАЗ 20 т.
К
ИСП1 0,50 0,48 0,47 0,43
-13,63
Исудзу 5 т.
К
ИСП2 0,56 0,59 0,57 0,53
-6,45


51
Лада Ларгус 0,5 т.
К
ИСП3
x x
0,47 0,59 26,48*
Коэффициент технической готовности подвижного состава, в том числе:
К
ТГ
0,94 0,95 0,94 0,91
-2,84
КАМАЗ 20 т.
К
ТГ1 0,93 0,95 0,94 0,86
-8,11
Исудзу 5 т.
К
ТГ2 0,94 0,95 0,97 0,97 3,36
Лада Ларгус 0,5 т.
К
ТГ3
x x
0,88 0,89 1,50*
* только для периода 2016…2017 годов
Данные таблицы 8 показывают, что средний ежедневный грузооборот, представляющий собой отношение грузооборота к величине автомобиле- дней в работе, в целом по автопарку данного предприятия снижается с 1,42 в
2014 году до 1,10 в 2017 году, за весь период темп снижения составил весьма существенную величину в 22,16%. Возможно, автопарк данного предприятия для текущего объёма перевозок является несколько избыточным и необходима корректировка его состава с целью выявления наиболее эффективных и часто заказываемых транспортных средств. Однако, из представленных ранее данных был отмечен рост автомобиле-дней в работе по всем видам подвижного состава, примерно пропорциональный динамике его численности, следовательно при выводе ряда автомобилей из эксплуатации можно ожидать ещё более существенное снижение данного показателя, поскольку многие клиенты откажутся от логистических услуг.
Динамика коэффициента использования подвижного состава ЗАО «АВС
Фарбен» отображена на рисунке 9.

52
Рисунок 9 – Динамика коэффициента использования подвижного состава ЗАО «АВС Фарбен»
Представленная на рисунке 9 динамика говорит о некотором снижении коэффициента использования подвижного состава всего автопарка
ЗАО «АВС Фарбен» с 0,53 в 2014 году до 0,50 в 2017 году. Данный показатель представляет собой отношение автомобиле-дней в работе к календарной продолжительности года, принятой равной 365 дням, из расчёта на одну единицу подвижного состава. Если рассматривать данный показатель в разрезе отдельных видов подвижного состава, то наиболее значительное падение отмечается для КАМАЗ 20 т. (темп снижения 13,64%) и Исудзу 5 т.
(темп снижения несколько меньше и составляет 6,45%), при этом данный показатель для Лада Ларгус значительно увеличился на 26,48%.
Следовательно, данная динамика отчётливо показывает снижение эффективности использования автопарка ЗАО «АВС Фарбен» по мере роста тоннажности транспортных средств. Можно предложить руководству данного предприятия учитывать данную тенденцию и сосредоточиться на средне-и малотоннажных перевозках, тогда как крупнотоннажные перевозки можно либо полностью передать логистическим системам клиентов (на что
0.
50 0.
48 0.
47 0.
43 0.
56 0.
59 0.
57 0.
53 0.
00 0.
00 0.
47 0.
59 0.
53 0.
56 0.
51 0.
50 0.00 0.10 0.20 0.30 0.40 0.50 0.60 0.70 0.80 2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
К
оэ ф
ф ици ент ис по ль зов ания по дв ижног о со ст ав а
Период
КАМАЗ 20 т.
Исудзу 5 т.
Лада Ларгус 0,5 т.
Всего автопарка


53 они могут и не согласиться), либо изучить возможности передачи данного логистического сегмента на обслуживание сторонней транспортной компании с использованием логистического аутсорсинга. Однако вывод о необходимости и выборе данного решениядля ЗАО «АВС Фарбен» можно принять только по результатам оценки экономической эффективности в разрезе логистических затрат и общей оценки удовлетворенности клиентов качеством логистического сервиса.
Динамика коэффициента технической готовности подвижного состава
ЗАО «АВС Фарбен» показана на рисунке 10.
Рисунок 10 – Динамика коэффициента технической готовности подвижного состава ЗАО «АВС Фарбен»
Из данных рисунка 10 можно сделать вывод о достаточно высоком уровне технического состояния автопарка данного предприятия: практически все рассчитанные коэффициенты технической готовности находятся на уровне выше 0,85. Данный показатель представляет собой отношение величины автомобиле-дней без ремонта к номинальной величине автомобиле-дней. В структуре данного показателя по видам подвижного состава можно отметить, что наименьшие значения отмечаются для КАМАЗ 20 т., которые также и существенно снижаются за исследуемый период с 0,93 в 2014 году до 0,86 в
0.
93 0.
95 0.
94 0.
86 0.
94 0.
95 0.
97 0.
97 0.
00 0.
00 0.
88 0.
89 0.
94 0.
95 0.
94 0.
91 0.00 0.20 0.40 0.60 0.80 1.00 1.20 2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
К
оэф ф
ициент т
ех нич ес кой го тов но ст и по дв ижног о со ст ав а
Период
КАМАЗ 20 т.
Исудзу 5 т.
Лада Ларгус 0,5 т.
Всего автопарка

54 2017 году вследствие устаревания и отсутствия усилий по обновлению основных средств в данном сегменте подвижного состава. Поскольку, как было выявлено ранее, эффективность грузоперевозок данным видом подвижного состава падает и одновременно ухудшается его техническое состояние, следовательно, можно ставить вопрос о целесообразности исключения данных транспортных средств из автопарка предприятия и перехода на другие формы логистического обслуживания по данному сегменту грузоперевозок. Это позволит не только предотвратить значительный рост платежей на ремонт автотехники, но и избежать необходимости приобретать новые транспортные средства взамен морально и технически-устаревших, поскольку единовременные затраты по данному направлению могут составить по актуальным ценам 2018 года до
4200…4700 тыс.руб. на каждый седельный тягач и до 600…800 тыс.руб. на каждый полуприцеп.
Показатели логистических доходов и затрат будут оценены на основе анализа показателей третьего блока
ССП логистической деятельностиЗАО «АВС Фарбен», который представлен в таблице 9.
Таблица 9 – Анализ показателей третьего блока ССП логистической деятельностиЗАО «АВС Фарбен»
Показатели
Обозна- чение
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
Темп прироста,
%
Доходы логистических операций, тыс.руб.
Д
ЛОГ
15 566 16 025 23 917 23 178 48,90
Расходы логистических операций, тыс.руб.
Р
ЛОГ
14 743 15 205 18 976 19 182 30,11
Окончание таблицы 9
Показатели
Обозна- чение
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
Темп прироста,
%
Удельные логистические доходы в выручке, %
УД
ЛЗ/В
0,97 0,91 1,37 1,26 30,12
Удельные логистические доходы в валовой прибыли, %
УД
ЛЗ/ПВАЛ
4,77 3,52 5,43 5,41 13,53
Удельный вес логистических
УД
ЛЗ/СИЗД
1,15 1,16 1,45 1,36 18,09


55 затрат в совокупных издержках,
%
Удельный вес логистических затрат относительно ФОТ распределительного персонала,
%
УД
ЛЗ/ФОТ1 4,43 2,53 2,53 2,12
-52,08
Удельный вес логистических затрат относительно ФОТ управленческого персонала, %
УД
ЛЗ/ФОТ2 3,37 3,51 4,23 3,88 14,91
Представленные в таблице 9 доходы и расходы логистической деятельности сформированы по следующим принципам:

в величину доходов от логистических операций включены платежи клиентов за заказанное и фактически осуществлённое логистическое обслуживание за вычетом различных штрафов и неустоек за срывы поставок или поставки в неустановленный срок;

в величину расходов от логистических операций включены затраты на эксплуатацию и ремонт подвижного состава, широкий спектр складских расходов на обработку и комплектацию заказов, ФОТ водителей- экспедиторов, ФОТ складских работников а также ФОТ персонала логистического отдела, включающего начальника, двух менеджеров.
Данные таблицы 9 говорят о том, что доходы логистических операций составили от 15566 тыс.руб. в в2014 году до 23178 тыс.руб. в 2017 году, а расходы логистических операций увеличились с 14743 тыс.руб. в 2014 году до 19182 тыс.руб. в 2017 году. За весь оцениваемый период темп прироста доходов составил 48,90%, а темп прироста расходов равен 30,11%, что на первый взгляд можно считать позитивным фактором так как это свидетельствует о росте доходности логистической деятельности. Однако, с точки зрения экономической эффективности определяющее значение имеет прежде всего сравнение данных показателей с экономическими показателями деятельности всего предприятия в целом, поскольку логистическая составляющая должна быть сбалансирована с прочими операционными показателями.

56
Динамика коэффициентов логистических доходов и затратЗАО «АВС
Фарбен» отображена на рисунке 11.
Рисунок 11 – Динамика коэффициентов логистических доходов и затратЗАО «АВС Фарбен»
Из представленных на рисунке 11 показателей позитивную тенденцию можно отметить у удельного веса логистических доходов в валовой прибыли, которая увеличилась с 4,77% в 2014 году до 5,41% в 2017 году. Однако, отмечается рост удельного веса логистических затрат в совокупных издержках, в качестве которых была принята себестоимость из отчёта о финансовых результатах, данный показатель увеличился с 0,97% в 2014 году до 1,36% в 2017 году, за весь период темп прироста составил 18,09%. Это говорит о том, что логистическая деятельность хотя и остаётся прибыльной, однако становится всё более затратной для данного предприятия. В данном случае настораживает даже не величина, а динамика данного показателя, который увеличивался на протяжении всего анализируемого периода кроме
0.
97 0.
91 1.
37 1.
26 4.
77 3.
52 5.
43 5.
41 1.
15 1.
16 1.
45 1.
36 0.00 1.00 2.00 3.00 4.00 5.00 6.00 7.00 2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
К
оэф ф
ициент ы лог ис тич ес ких до хо дов и за тра т,
%
Период
Удельные логистические доходы в выручке
Удельные логистические доходы в валовой прибыли
Удельный вес логистических затрат в совокупных издержках


57 2016 года, что говорит о неуклонном увеличении затрат на логистические операции исследуемого предприятия, что, как покажет дальнейший анализ, происходит без значимого повышения их качества. При этом за весь период суммарный темп прироста затрат на выполнение логистических операций составил 30,11%. Однако, текущий износ двух седельных тягачей и полуприцепов, принадлежащих данному предприятию, составляет более 60% и продолжает увеличиваться, что обуславливает необходимость их обновления или вывода из эксплуатации. То же самое можно сказать и о большей части используемого складского оборудования.
Также можно заметить, что удельный вес логистических затрат в себестоимости и доля логистических доходов в выручке ЗАО «АВС Фарбен» имеют практически одинаковые значения, расхождения не превышают значения 1%. Это говорит о том, что на предприятии используется подход к ценообразованию логистических услуг, схожий с ценообразованием на продукцию и товары, так как подобная картина может наблюдаться только в том случае, если установленные нормы прибыли логистических операций практически полностью совпадают с базовыми торговыми наценками на реализуемые товары. Вряд ли такой подход можно назвать правильным, так как нормы прибыли должны устанавливаться по результатам проведённых маркетинговых исследований рынка аналогичных логистических услуг, предоставляемых другими магнитогорским предприятиями, специализирующихся на поставках аналогичных продукции и товаров. Также ценовая политика должна корректироваться в соответствии с уровнем удовлетворенности клиентов качеством логистического обслуживания для того, чтобы корректировкой цен привлечь дополнительных клиентов на данное предприятие.
Следует отметить, что сформированная ССП не рассматривает логистические расходы предприятия более детально, однако это может быть важным с точки зрения их совершенствования для ЗАО «АВС Фарбен»,
1   2   3   4   5   6   7