Файл: А. Е. Повышение эффективности логистической деятельности на примере зао авс фарбен. Челябинск юурГУ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

58 поэтому необходимо провести дополнительный анализ, представленный в таблице 10.
Таблица 10 – Анализ логистических затрат ЗАО «АВС Фарбен»
Показатели
Обозна- чение
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
Темп прироста,
%
Расходы логистических операций, тыс.руб., в том числе:
Р
ЛОГ
14 743 15 205 18 976 19 182 30,11 транспортные затраты, тыс.руб.
З
ТР
6 662 6 847 8 788 9 021 35,41 затраты на подготовку и комплектацию, тыс.руб.
З
ПК
771 658 806 885 14,85 затраты на содержание склада, тыс.руб.
З
СКЛ
1 140 1 199 1 204 1 270 11,40 затраты на погрузочно- разгрузочные работы, тыс.руб.
З
ПРР
1 009 806 1 474 940
-6,86
ФОТ персонала отдела логистики, тыс.руб.
ФОТ
ОЛ
1 025 1 102 1 211 1 275 24,38
ФОТ водителей-экспедиторов, тыс.руб.
ФОТ
ВЭ
679 1 032 1 665 1 704 150,74
ФОТ складского персонала, тыс.руб.
ФОТ
СП
3 145 3 209 3 488 3 672 16,75 логистическое администрирование, тыс.руб.
Р
АДМ
251 270 297 312 24,38 прочие расходы, тыс.руб.
Р
ПР
60 81 43 103 71,67
Расходы логистических операций, тыс.руб., в том числе:
Р
ЛОГ
14 743 15 205 18 976 19 182 30,11 условно-постоянные расходы, тыс.руб.
Р
ЛОГ(ПОСТ)
6 241 6 813 7 865 8 233 31,92 условно-переменные расходы, тыс.руб.
Р
ЛОГ(ПЕР)
8 502 8 392 11 110 10 949 28,78
Из таблицы 10 можно заметить, что наибольший прирост в 150,74% демонстрирует ФОТ водителей-экспедиторов, однако это обусловлено не ростом средних начисленных заработных плат, а расширением автопарка предприятия, при этом средняя заработная плата увеличивалась в пределах темпов инфляции. Вызывает вопросы наблюдаемая динамика ФОТ персонала отдела логистики, увеличившаяся лишь на 24,38%, поскольку структура и должностной состав данного подразделения практически не менялись за весь исследуемый период: к управленческим работникам относятся начальник отдела и два менеджера по логистике. Однако, если автопарк предприятия за

59 последние годы увеличился почти в два раза а численность управленческого персонала не менялась, следовательно, либо в период 2014…2015 годов персонал отдела логистики был явно избыточен для масштабов логистической деятельности, либо в период 2016…2017 годов на данный персонал было дополнительно возложено существенно больше обязанностей по организации логистической деятельности.
Структура логистических затрат ЗАО «АВС Фарбен» приведена на рисунке 12.
Рисунок 12 – Структура логистических затрат ЗАО «АВС Фарбен»
21.33 21.11 18.38 19.14 4.61 6.79 8.77 8.88 6.95 7.25 6.38 6.65 6.85 5.30 7.77 4.90 7.73 7.89 6.34 6.62 5.23 4.33 4.25 4.61 45.19 45.03 46.31 47.03 0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
У
де ль ный ве с вид а лог ис тич ес ких за тра т,
%
Период
Транспортные затраты
Затраты на подготовку и комплектацию
Затраты на содержание склада
Затраты на погрузочно-разгрузочные работы
ФОТ персонала отдела логистики
ФОТ водителей-экспедиторов
ФОТ складского персонала
Логистическое администрирование
Прочие расходы


60
В приведённой на рисунке 12 структуре логистических затрат наибольшую долю занимают транспортные затраты, включающие затраты на эксплуатацию и ремонтное обслуживания автопарка предприятия, удельный вес данной статьи затрат увеличивается с 45,19% в 2014 году до 47,03% в
2017 году. Рост данного показателя обусловлен преимущественно динамикой цен на ГСМ и запасные части для автопарка предприятия. При этом, отмечается снижение удельного веса затрат на содержание склада, затрат на погрузочно-разгрузочные работы и затрат на подготовку и комплектацию.
Это говорит о том, что деятельность складских подразделений ЗАО «АВС
Фарбен» становится всё более эффективной даже в условиях значительного роста объёма заказов за последние годы, что можно оценить положительно.
Укрупнённая структура логистических затрат ЗАО «АВС Фарбен» приведена на рисунке 13.
Рисунок 13 – Укрупнённая структура логистических затрат ЗАО «АВС
Фарбен»
В приведённой на рисунке 13 структуре к условно-постоянным расходам были отнесены такие статьи логистических затрат как затраты на содержание
42.33 44.81 41.45 42.92 57.67 55.19 58.55 57.08 0%
20%
40%
60%
80%
100%
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
У
де ль ный ве с вид а лог ис тич ес ких за тра т, %
Период
Условно-переменные логистические расходы
Условно-постоянные логистические расходы

61 склада, ФОТ всего логистического персонала и затраты на логистическое администрирование.
Удельный вес данной укрупнённой статьи логистических затрат демонстрирует рост с 42,33% в 2014 году до 42,92% в
2017 году, что нельзя признать позитивной тенденцией, поскольку в условиях возможного снижения объёма логистических заказов данные издержки станут дополнительной нагрузкой на данное предприятие. Однако, их снижение возможно только при условии резкого уменьшения масштабов перевозок, так как в противном случае будет наблюдаться недостаток персонала для обеспечения нормальных условий работы. Однако в настоящее время масштабы логистической деятельности данного предприятия только растут, поэтому не просматриваются пути снижения постоянных логистических затрат.
Показатели результативности логистической деятельности будут оценены на основе анализа показателей четвертого блока ССП логистической деятельностиЗАО «АВС Фарбен», который представлен в таблице 11.
Поскольку данные показатели характеризуют общую результативность логистики исследуемого предприятия в целом, данный анализ не будет дополнительно подразделяться по видам подвижного состава, объектом анализа в данном случае выступают не только перевозки, но и организационная эффективность логистической службы.
Таблица 11 – Анализ показателей четвёртого блока ССП логистической деятельностиЗАО «АВС Фарбен»
Показатели
Обозна- чение
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
Темп прироста,
%
Численность выполненных заказов, ед.
З
1 353 1 669 2 011 1 944 43,71
Удельный вес заказов, доставленных в срок, %
УД
ЗСР
94,08 95,18 94,53 92,31
-1,88
Удельный вес полностью выполненных заказов, %
УД
ВЗ
98,03 98,37 99,42 99,04 1,03
Удельный вес заказов без ошибок в документации и с заданным уровнем качества,
УД
ЗОШ
68,50 72,87 77,52 73,41 7,17


62
%
Уровень удовлетворенности клиентов качеством логистического сервиса, %
УД
КЛР
89,03 87,70 85,38 82,97
-6,80
Из таблицы 11 прежде всего можно отметить значительное увеличение численности выполненных логистических заказов с 1353 ед. в 2014 году до
1944 ед. в 2017 году, темп прироста данного показателя за весь период составил 43,71%, при этом темп прироста выручки составил лишь 14,43%.
Следовательно, всё большее число клиентов предприятия предпочитают пользоваться логистическими услугами ЗАО «АВС Фарбен». Также это объясняется и тем, что многие мелкие и средние торговые компании в период макроэкономической неопределённости отказались от расширения собственных служб доставки и предпочитают приобретать товары с доставкой до их склада. Это позволяет надеяться на то, что и в дальнейшем логистическая служба данного предприятия будет активно развиваться.
Однако для этого необходимо обеспечить высокий уровень качества логистических услуг, тогда как в настоящее время их качество хотя и находится на уровне выше среднего, но постоянно снижается, о чём говорит негативная динамика уровня удовлетворенности клиентов, составившая от
89,03% в 2014 году до 82,97% в 2017 году. Подробный расчет данного показателя по сегментам логистической деятельности будет представлен в следующем разделе.
Динамика коэффициентов логистической результативности ЗАО «АВС
Фарбен» приведена на рисунке 14.

63
Рисунок 14 – Динамика коэффициентов логистической результативности ЗАО «АВС Фарбен»
Из позитивных тенденций на рисунке 14 можно отметить определённый рост качества логистического администрирования, о чём свидетельствует увеличение удельного веса заказов, которые были закрыты без ошибок в документации и с заданным уровнем качества, составивший от 68,50% в 2014 году до 73,41% в 2017 году. Также показатель полностью выполненных заказов не только имеет значение выше 98%, что является весьма высоким показателем, но и увеличивается на протяжении анализируемого периода с
98,03% в 2014 году до 99,04% в 2017 году, то есть логистическая служба практически не допускает срыва и отмены заказов по причинам невозможности их выполнения или каких-либо форс-мажорных обстоятельств, что говорит о высоком уровне профессионализма персонала логистической службы. Однако, негативной тенденцией является снижение
94.
08 95.
18 94.
53 92.
31 98.
03 98.
37 99.
42 99.
04 68.
50 72.
87 77.
52 73.
41 89.
03 87.
70 85.
38 82.
97 0.00 20.00 40.00 60.00 80.00 100.00 120.00 2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
К
оэф ф
ициент ы лог ис тич ес кой ре зу ль та тив но ст и,
%
Период
Удельный вес заказов, доставленных в срок
Удельный вес полностью выполненных заказов
Удельный вес заказов без ошибок в документации и с заданным уровнем качества
Уровень удовлетворенности клиентов качеством логистического сервиса


64 удельного веса доставленных в срок заказов с 94,08% в 2014 году до 92,31% в 2017 году, что говорит либо о недостатках в логистическом администрировании, либо о непредвиденных проблемах подвижного состава.
Поскольку проведённый ранее анализа выявил снижение уровня технического состояния автопарка, причиной указанной тенденции следует считать скорее второй фактор.
Как уже отмечалось, для оценки уровня удовлетворённости клиентов логистикой использовались как данные маркетинговой службы предприятия
(за период 2014…2016 годов), так и новейшие данные, полученные в 2018 году по рассмотренной ранее методике, которые были включены в данный анализ как результаты по последнему периоду. Однако, детального расчёта данного показателя представлено не было, поэтому в дальнейшем будут рассмотрены различные аспекты данной методики и проведён детализированный анализ удовлетворённости клиентов ЗАО «АВС Фарбен» качеством и спектром услуг предлагаемого им логистического сервиса.
2.3 Исследование эффективности взаимодействия ЗАО «АВС Фарбен» с клиентами в области логистической деятельности
Исходные данные к анализу были получены в результате проведённого в
2016 году и 2017 году анкетирования клиентов данного предприятия, в ходе которого опрошено более 100 представителей различных организаций, заказывающих логистические услуги совместно с покупкой продукции или товаров данного предприятия.Фактические значения удовлетворенности клиентов предприятия, полученные из обработанных анкетных данных, варьируются в следующих пределах: от 0% – анкетируемый клиент полностью не удовлетворён качеством логистического сервиса предприятия до 100% – клиент полностью удовлетворён качеством и спектром предложенной логистики предприятия.

65
Анализ уровня удовлетворенности клиентов качеством логистической деятельности ЗАО «АВС Фарбен»за 2017…2018 гг. представлен в таблице
12.
Таблица 12 – Анализ уровня удовлетворенности клиентов качеством логистической деятельности ЗАО «АВС Фарбен» за 2017…2018 гг.
Признаки удовлетворенности клиентов качеством логистической деятельности
Зн ач им ос ть при зн ак а
У
ров ен ь уд ов ле тв оре нн ос т
и кли ен тов ка че ств ом лог ис ти ки в
201 7
год у
У
ров ен ь уд ов ле тв оре нн ос т
и кли ен тов ка че ств ом лог ис ти ки в
201 8
год у
Отк лон ен ие
Качество оказанных логистических услуг: прибытие грузов в установленный срок, удобные временные интервалы
25,00 95,25 92,31
-2,94
Качество обеспечения полной сохранности груза в ходе его погрузки и доставки
15,00 77,23 75,09
-2,14
Качество работы сотрудников отдела логистики: предоставление информации, скорость обработки заказов, компетентность сотрудников
8,00 90,13 89,12
-1,01
Качество работы сотрудников отдела продаж: предоставление информации о логистических услугах, скорость обработки заказов, компетентность сотрудников
6,00 81,09 82,41 1,32
Качество документального оформления: скорость, квалифицированные консультации, помощь при подготовке платежных и сопроводительных документов
14,00 78,25 73,39
-4,86
Качество разрешения возникающих конфликтных ситуаций
10,00 85,15 79,94
-5,21
Качество предоставляемой информации о составе и местонахождении груза
10,00 78,73 82,34 3,61
Качество работы коммерческих представителей предприятия
7,00 90,15 91,22 1,07
Удобство и полнота заполнения сопроводительных документов
5,00 72,24 73,41 1,17
Итого
100,00 84,74 82,97
-1,76
Приведённые в таблице 12 данные наглядно иллюстрируют как снижение качества логистического сервиса данного предприятия, так и частное влияние каждого признака на уровень логистических систем ЗАО «АВС
Фарбен». Следует отметить, что оценка качества логистического сервиса в


66 2017 году, данная клиентами данного предприятия,составляет 84,74% оказалось несколько выше уровня, который наблюдается в 2018 году и равного
82,97%.
Так, например, наибольшее расхождение продемонстрировали такие признаки удовлетворенности клиентов качеством логистической деятельности как: качество оказанных логистических услуг в части прибытие грузов в установленный срок (расхождение 2,94%), качество разрешения возникающих конфликтных ситуаций(расхождение 5,21%) и качество документального оформления(расхождение 4,86%). Также следует отметить, что организация взаимодействия отдела продаж и отдела логистики организовано недостаточно эффективно, часто при приобретении продукции и товаров клиентами рядовые сотрудники отдела продаж не информируют их в полной мере о доступности и возможных вариантах доставки.
Сравнительная оценка уровня удовлетворенности клиентов качеством логистической деятельности ЗАО «АВС Фарбен» за 2017…2018 гг. представлена на рисунке 15.
Рисунок 15 – Сравнительная оценка уровня удовлетворенности клиентов качеством логистической деятельности ЗАО «АВС Фарбен» за 2017…2018 гг.
84.74 82.97 0.00 20.00 40.00 60.00 80.00 100.00
Уровень удовлетворенности клиентов качеством логистики в 2017 году
Уровень удовлетворенности клиентов качеством логистики в 2018 году
У
ров ень у
дов ле тв оре нно ст и клие нт ов к
ач ес тв ом логис тич ес кой де ят ель но ст и,
%

67
Таким образом, выявленное по результатам проведённого анализа снижение эффективности логистической деятельности данного предприятия с позиций внешних пользователей позволяет говорить о необходимости разработки мероприятий, которые должны включать как меры по внутренней оптимизации логистических затрат, так и пути повышения внешней эффективности логистической деятельности, что позволит обеспечить высокий уровень удовлетворенности покупателей.
Выводы
В целом, по результатам проведённого анализа можно сделать ряд обобщающих выводов. С одной стороны, логистическая служба ЗАО «АВС
Фарбен» активно развивается, о чём свидетельствует положительная динамика грузооборота за исключением последнего периода анализа, рост численности подвижного состава и увеличение получаемых доходов от логистических операций как в абсолютном выражении, так и относительно выручки и валовой прибыли данного предприятия. С другой стороны, отмечается снижение уровня технической готовности и уменьшение уровня использования подвижного состава в крупнотоннажном сегменте, поэтому необходимо предложить мероприятия по совершенствованию структуры логистических услуг. Негативным фактором можно считать снижение общего уровня удовлетворенности клиентов предприятия предоставленными им логистическими услугами, причём специалисты отдела логистики отмечают, что наибольшее число проблем возникает также в крупнотоннажном сегменте перевозок.
Таким образом, проведённый анализ позволил определить целевые направления совершенствования, которыми могут служить основные признаки исследованной логистической деятельности, продемонстрировавшие негативные тенденции, и прежде всего необходимость улучшения работы крупнотоннажного сегмента перевозок и