Файл: А. Е. Повышение эффективности логистической деятельности на примере зао авс фарбен. Челябинск юурГУ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

68 обеспечения роста качества оказанных предприятием логистических услуг.
Данные ключевые направления улучшения качества логистической деятельности ЗАО «АВС Фарбен»и их экономическая эффективность будут рассмотрены в следующем разделе работы.

69 3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «АВС ФАРБЕН»
3.1 Формирование комплекса мероприятий по совершенствованию логистической деятельности ЗАО «АВС Фарбен»
Как показал проведённый ранее анализ, наибольшее количество проблем было отмечено в области крупнотоннажных автомобильных перевозок ЗАО
«АВС Фарбен», вследствие чего для совершенствования логистической деятельности данного предприятия представляется необходимым использовать логистический аутсорсинг. При этом, предполагается перевести на аутсорсинг только крупнотоннажные перевозки, осуществляемые автомобилями КАМАЗ с крытыми полуприцепами грузоподъёмностью 20 т. вследствие их устаревания и необходимости значительный инвестиционных вложений для обновления данных основных средств. Поскольку, как было выявлено ранее, эффективность грузоперевозок данным видом подвижного состава падает и одновременно ухудшается его техническое состояние, следовательно, можно ставить вопрос о целесообразности исключения данных транспортных средств из автопарка предприятия и переводу на логистический аутсорсинг. В этих целях необходимо прежде всего рассмотреть методические рекомендации по обоснованию выбора прикладных стратегий аутсорсинга на базе применения модели развития предприятия в целях совершенствования работы его логистической системы.
Одна из ключевых задач на первичном этапе выбора логистической стратегии заключается в исследовании эффективности принятия управленческого решения об использовании логистического аутсорсинга на предприятии, которая непосредственно связана не только с объёмами передаваемых логистических функций, так как на начальном этапе обычно уже есть некоторая определенность в данном вопросе, сколько с конкретным экономическим состоянием предприятия, сложившимися факторами среды и

70 отношениями с контрагентами, с моментом непосредственного перехода, а также кадровыми и другими условиями. И лишь после обоснования выбора отдельной стратегии логистического аутсорсинга на базе модели развития предприятия можно исследовать аспекты отбора логистических посредников, предложить и применить критерии для выбора конкретных транспортных компаний [45, с.12].
Для описания процедуры выбора логистических посредников в науке отмечается три разных подхода: критериальный подход, подход с бинарными отношениями на основе предпочтений и подход с функций выбора. Наиболее простым и самым часто используемым в практической деятельности является критериальный метод описания выбора, основанный на оценке всех альтернатив в численной форме по значениям критериев и сравнении отдельных альтернатив как также на основе сопоставительной числовой оценке. При этом, окончательный выбор может быть сделан как по одному критерию, так и по нескольким. Например, однокритериальным может стать выбор между собственной или привлечённой логистикой, когда в качестве оцениваемого индикатора будут логистические затраты, которые должно понести данное предприятие в различных случаях, а в качестве критерия будут использованы как затраты на выполнение логистических заказов. Для
ЗАО «АВС Фарбен» предпочтительным будет сравнение различных альтернатив по нескольким критериям. Однокритериалъные задачи обычно решаются простым аналитическим способом: оценивается целевая функция, определяются ограничения и выявляется решение, соответствующее оптимальному значению данной целевой функции. Многокритериальным может стать выбор различных способов перевозки, видов транспорта, по нескольким критериям, в том числе логистических затрат, качества работы, времени, дополнительного риска и т.д. В соответствии с данными критериями в дальнейшем и осуществляется выбор логистических


71 посредников, учитывая не только данные критерии, но и опыт работы, положение на данном рынке и многие другие [45 с.14].
Практический выбор логистического посредника для ЗАО «АВС Фарбен» лучше всего производить на базе решения многокритериальной задачи.
Конкретный выбор практической модели решения зависит от того, как соотносится важность отдельных критериев, согласно которым данным предприятием производится выбор логистического оператора. Часто различные критерии выбора фактически противоречат друг другу. В таком случае необходимо осуществить поиск не столько оптимального, сколько компромиссного управленческого решения. Помимо вышеуказанного, решение многокритериальных задач выбора логистического посредника осложняется также различными единицами измерения оценки полученных результатов альтернатив по выбранным критериям.
Поэтому непосредственно перед решением данной многокритериальной задачи, отдельные критерии следует привести к единообразному виду или к безразмерной величине, то есть нормализовать. Отмечается несколько возможных вариантов нормализации аналитических показателей, так, например, Зуйков А.Н. предлагает следующий способ, при котором безразмерная величина критериев выбора логистического посредника определяется по следующей формуле [18, с.24]: j
0
j m
j j
q (x)
q
, j 1...n q
q



, (6) где q j
(x) – абсолютное значение j-го критерия (областьдопустимых решений); q
j min
, q j
max
– минимальное и максимальное значение j-го критерия; n – количество критериев в многокритериальной задаче.
Одним из способов решения многокритериальной задачи выбора логистического посредника является приведение её к однокритериальному виду или свертывание критериев. Этот способ применяется как при равной, так и при разной важности ранее определённых критериев выбора

72 логистического посредника. При разной важности критериев используется аддитивное свертывание в виде [18, с.25]: n
j j
j 1
q(x)
a q (x)
max




, (7) где a j
– весовой коэффициент для j-го критерия.
Если частные критерии имеют одинаковый вклад в суперкритерий
(одинаковые весовые коэффициенты, то есть равная важность), то решение многокритериальной задачи выбора логистического посредника находится следующими методами:

методом равномерной оптимальности [18, с.26]: n
j j 1
q(x)
q (x)
max




, (8)

с помощью мультипликативного преобразования (свертывания) [18, с.27]: n
j j 1
q(x)
q (x)
max




, (9)
Таким образом, основное назначение представленной модели стратегического развития логистического аутсорсинга предприятия заключается в разработке комплексной логистической стратегии при управлении основными и сопутствующими логистическими потоками с оптимальными затратами ресурсов. С учетом концептуальных положений анализ логистической деятельности предприятия с помощью данной модели даёт долгосрочное направление развитию предприятия, касающемуся отдельных форм, средств её реализации, межфункциональной и межорганизационной координации и интеграции, сформулированной высшим менеджментом предприятия в соответствии с актуальными интересами собственников и направлениями развития логистической системы.


73
Согласно представленной модели прежде всего необходимо осуществить выбор логистических посредников, которые могли бы обеспечить качественное выполнение логистических функций в указанном сегменте перевозок для исследуемого предприятия.Следует отметить, что в сегменте крупнотоннажных перевозокв силу специфики товаров и продуктов ЗАО
«АВС Фарбен», возможно организовать сотрудничество практически с любой логистической компанией соответствующего уровня, которые специализируются на автомобильных перевозках рядовых коммерческих грузов, обладающих автотранспортом необходимой грузоподъёмности.В этом случае для покупателей и заказчиков предприятия практически не произойдёт никаких значимых изменений в порядке и особенностях организации погрузочно-разгрузочных работ.
По предварительным оценкам специалистов отдела логистики данного предприятия,в сфере автомобильных перевозок можно осуществить следующий выбор подходящих логистических операторов г. Магнитогорска, среди которых можно отметить такие транспортные компании как
ООО «АвтоТрансПрофит», ЗАО «МАЛК», ООО «Профит Логистик»,
ООО «Витта», ООО «МагЦентрСклад».
Проведённый анализ базовых критериев выбора логистических операторов для организации крупнотоннажных перевозок ЗАО «АВС
Фарбен» представлен в таблице 13.
Таблица 13 – Анализ базовых критериев выбора логистических операторов для организации крупнотоннажных перевозок ЗАО «АВС Фарбен»
Критерий выбора логистического оператора
Обозна- чение
Логистический оператор
ООО
«Авто-
Транс-
Профит»
ЗАО
«МАЛК»
ООО
«Профит-
Логистик»
ООО
«Витта»
ООО
«Маг-
Центр-
Склад»
Перевозка груза к назначенному сроку, % q
1 97 98 95 96 94
Регулярность прибытия груза, % q
2 98 95 96 93 94
Срочность перевозки груза, q
3 94 93 94 91 93

74
%
Сохранность перевозимого груза, % q
4 99 99 97 99 98
Стоимость доставки, руб./т.км. q
5 4,70 4,95 4,30 4,00 4,10
Стоимость простоя, руб./ч. q
6 110 90 110 100 90
Стоимость экспедирования, руб./сут. q
7 3 200 2 900 2 700 3 100 2 400
Имидж на рынке q
8
хороший отличный средний отличный хороший
Предоставление информации о следовании груза q
9
да нет да нет нет
Предоставление информации о получении груза q
10
да да да нет да
Соответствие логистических услуг ГОСТ 51005-96 q
11
да да да да нет
Соответствие логистических услуг ГОСТ 33546-2015 q
12
да нет да да да
Учитывая, что представленные в таблице 13 базовые критерии выбора логистических операторов для организации крупнотоннажных перевозок исследуемого предприятия имеют разную размерность, необходимо привести их к безразмерному виду, что позволит обеспечить их сопоставимость для последующей оценки. Кроме того, учитывая разную направленность базовых критериев, необходимо умножить на (-1) значения тех базовых критериев, в идеальной ситуации стремятся к минимуму, то есть очевидно, что это такие критерии как «стоимость доставки», «стоимость простоя» и «стоимость экспедирования», уменьшающееся значение которых увеличивает прибыль предприятия. Следует отметить, что все логистические перевозчики, были ранее ранжированы по критерию «Имидж на рынке» и к дальнейшей оценке будут представлены только те логистические операторы, имидж которыхпродемонстрировал оценку «средний», «хороший» и «отличный».
Результаты приведения базовых критериев выбора логистических операторов для организации крупнотоннажных перевозок ЗАО «АВС
Фарбен» к безразмерному виду по ранее указанной формуле приведены в безразмерном виде в таблице 14.


75
Таблица 14 – Анализ безразмерных критериев выбора логистических операторов для организации крупнотоннажных перевозок ЗАО «АВС
Фарбен»
Критерий выбора логистического оператора
Обозна- чение
Логистический оператор
ООО
«Авто-
Транс-
Профит»
ЗАО
«МАЛК»
ООО
«Профит-
Логистик»
ООО
«Витта»
ООО
«Маг-
Центр-
Склад»
Перевозка груза к назначенному сроку q
N1 0,75 1,00 0,25 0,50 0,00
Регулярность прибытия груза q
N2 0,50 0,40 0,60 0,00 0,20
Срочность перевозки груза q
N3 1,00 0,67 1,00 0,00 0,67
Сохранность перевозимого груза q
N4 1,00 1,00 0,00 1,00 0,50
Стоимость доставки q
N5
-0,74
-1,00
-0,32 0,00
-0,11
Стоимость простоя. q
N6
-1,00 0,00
-1,00
-0,50 0,00
Стоимость экспедирования q
N7
-1,00
-0,63
-0,38
-0,88 0,00
Имидж на рынке q
N8 0,00 1,00 0,00 1,00 0,00
Предоставление информации о следовании груза q
N9 1,00 0,00 1,00 0,00 0,00
Предоставление информации о получении груза q
N10 1,00 1,00 1,00 0,00 1,00
Соответствие логистических услуг ГОСТ 51005-96 q
N11 1,00 1,00 1,00 1,00 0,00
Соответствие логистических услуг ГОСТ 33546-2015 q
N12 1,00 0,00 1,00 1,00 1,00
Итоговая средняя оценка q
N
4,51 4,44 4,16 3,13 3,26
Сравнительная оценка безразмерных критериев выбора логистических операторов для ЗАО «АВС Фарбен» приведена на рисунке 16.

76
Рисунок 16 – Сравнительная оценка безразмерных критериев выбора логистических операторов для ЗАО «АВС Фарбен»
Как видно из приведённой на рисунке 16 сравнительной оценки, наиболее подходящими логистическими операторами для организации крупнотоннажных перевозок на основе логистического аутсорсинга являются компания ООО «АвтоТрансПрофит» с оценкой 4,51 балла, и лишь незначительно отстающая о неё компания ЗАО «МАЛК» с оценкой 4,44 балла. Таким образом, остальные три логистических оператора продемонстрировали неудовлетворительные оценки существенно ниже лидеров рынка, поэтому дальнейшее сотрудничество с данными компаниями не может быть рекомендовано для исследуемого предприятия.
Рассчитав и проанализировав безразмерные критерии выбора логистических операторов для организации крупнотоннажных перевозок исследуемого предприятия, необходимо нормализировать полученные оценки с помощью расчёта средневзвешенного значения на основе определённых экспертным способом значимости приведённых критериев, для чего будет использована указанная формула (7).
Анализ
4.51 4.44 4.16 3.13 3.26 0.00 1.00 2.00 3.00 4.00 5.00
ОО
О
«А
вт о-
Т
ра нс
-
Про ф
ит»
ЗА
О
«М
А
ЛК
»
ООО
«Про ф
ит
-
Л
ог ис ти к»
ОО
О
«В
итт а»
ОО
О
«М
аг
-
Це нт р-
С
кла д»
С
ре дня я оце нк а лог ис тич ес ког о опе ра тора


77 нормализованных критериев выбора логистических операторов для организации крупнотоннажных перевозок ЗАО «АВС Фарбен» представлен в таблице 15.
Таблица 15 – Анализ нормализованных критериев выбора логистических операторов для организации крупнотоннажных перевозок ЗАО «АВС
Фарбен»
Критерий выбора логистического оператора
Обозна- чение
Значи- мость критери я
Логистический оператор
ООО
«Авто-
Транс-
Профит»
ЗАО
«МАЛК
»
ООО
«Профит
-
Логисти к»
ООО
«Витта»
ООО
«Маг-
Центр-
Склад»
Перевозка груза к назначенному сроку q
NT1 1,00 0,75 1,00 0,25 0,50 0,00
Регулярность прибытия груза q
NT2 1,00 0,50 0,40 0,60 0,00 0,20
Срочность перевозки груза q
NT3 1,00 1,00 0,67 1,00 0,00 0,67
Сохранность перевозимого груза q
NT4 0,90 0,90 0,90 0,00 0,90 0,45
Стоимость доставки q
NT5 0,90
-0,66
-0,90
-0,28 0,00
-0,09
Стоимость простоя q
NT6 0,70
-0,70 0,00
-0,70
-0,35 0,00
Стоимость экспедирования q
NT7 0,70
-0,70
-0,44
-0,26
-0,61 0,00
Имидж на рынке q
NT8 1,00 0,00 1,00 0,00 1,00 0,00
Предоставление информации о следовании груза q
NT9 0,70 0,70 0,00 0,70 0,00 0,00
Предоставление информации о получении груза q
NT10 0,70 0,70 0,70 0,70 0,00 0,70
Соответствие логистических услуг
ГОСТ 51005-96 q
NT11 0,50 0,50 0,50 0,50 0,50 0,00
Соответствие логистических услуг
ГОСТ 33546-2015 q
NT12 0,70 0,70 0,00 0,70 0,70 0,70
Итоговая средневзвешенная оценка q
NT
x
3,69 3,83 3,20 2,64 2,62
В представленной в таблице 15 оценке наибольшая значимость была присвоена критериям «перевозка груза к назначенному сроку»,

78
«регулярность прибытия груза» и «срочность перевозки груза» как основным индикаторам эффективности осуществляемой логистической деятельности.
Также высокая значимость отмечается для критерия «имидж на рынке», поскольку данный показатель можно считать обобщающей характеристикой исследуемых транспортных компаний, учитывающей различные факторы, не вошедшие напрямую в представленную оценочную систему.
Полученная сравнительная оценка нормализованных критериев выбора логистических операторов для ЗАО «АВС Фарбен» представлена на рисунке
17.
Рисунок 17 – Сравнительная оценка нормализованных критериев выбора логистических операторов для ЗАО «АВС Фарбен»
После приведённой на рисунке 17 оценки нормализованных критериев можно сделать окончательный выбор логистического оператора для ЗАО
«АВС Фарбен», в качестве которого наиболее подходит компания
ЗАО «МАЛК», продемонстрировавшая наибольшую оценку в 3,83 балла. Тем не менее, другой логистический оператор – транспортная компания ООО
3.69 3.83 3.20 2.64 2.62 0.00 1.00 2.00 3.00 4.00 5.00
ООО
«
А
вт о-
Т
ра нс
-Про ф
ит»
ЗА
О
«М
А
ЛК
»
ОО
О
«Про ф
ит
-
Л
ог ис ти к»
ОО
О
«В
итт а»
ОО
О
«М
аг
-
Це нт р-
С
кла д»
С
ре дне взв еш енна я оце нк а лог ис тич ес ког о опе ра тора