Файл: А. Е. Повышение эффективности логистической деятельности на примере зао авс фарбен. Челябинск юурГУ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
79
«АвтоТрансПрофит» – с оценкой 3,36 балла продемонстрировала весьма высокие результаты, незначительно уступающие выявленному лидеру рынка, поэтому руководству данного предприятия необходимо и дальше поддерживать связь с данной компанией на случай возникновения проблем с основным логистическим аутсорсером. В дальнейшем необходимо провести оценку экономической эффективности сотрудничества исследуемого предприятия с выбранным логистическим посредником.
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий по совершенствованию логистической деятельности ЗАО «АВС Фарбен»
В целях сравнения экономической эффективности привлечения логистического аутсорсинга в исследуемом предприятии необходимо выполнить прогнозную экономическую оценку логистической деятельности
ЗАО «АВС Фарбен» с учётом показателей доходности и затрат, которые были рассмотрены во второй главе данной работы. Поскольку на логистический аутсорсинг переводится только сегмент крупнотоннажных перевозок, для обеспечения сопоставимости результатов необходимо привести также и показатели мало- и средне тоннажного сегмента, данные перевозки по-прежнему будут осуществляться собственной логистической службой данного предприятия.
Показатели эффективности крупнотоннажных перевозок представлены в двух вариантах: первый вариант предполагает отсутствие изменений и использование собственной логистики, второй вариант рассчитан для логистического аутсорсинга.
Прирост объёма грузоперевозок и грузооборота в перспективных периодах 2018…2020 годов предполагается равным 2% в год. Однако ценовые показатели логистической деятельности, включающие доходы и расходы логистических операций, будут увеличиваться не только в соответствии с указанным приростом грузооборота, но и дополнительно возрастут с темпом инфляционного удорожания, который был установлено в
80 размере 4% в 2018 году, и 3% в 2019 году и 2020 году. Также следует отметить, что показатели простоев и необходимости экспедирования грузов практически невозможно точно спрогнозировать, поэтому предполагается заключение с выбранным перевозчиком комплексного договора на логистическое обслуживание, уже полностью включающего все указанные виды деятельности, ориентировочно стоимость договорного обслуживания составит 5000 тыс.руб. в 2018 году, 5300 тыс.руб. в 2019 году и 5600 тыс.руб. в 2020 году. В данных суммах учтены только затраты на экспедирование и простои, фактическая оплата перевозок в данные суммы не входит и оплачивается согласно тарифу транспортной компании, указанному ранее при оценки логистических посредников.
Результаты данной оценки, в которую были также дополнительно включены и справочные данные 2017 года, представлены в таблице 16.
Таблица 16 – Оценка экономической эффективности логистической деятельности ЗАО «АВС Фарбен»
Показатели
Обозна- чение
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Темп прироста,
%
Мало- и среднетоннажные перевозки (без изменений)
Объём грузоперевозок, т.
ГП
2,3 2 818 2 874 2 932 2 990 6,12
Грузооборот, тыс.т.*км.
ГО
2,3 166 169 173 176 6,12
Доходы логистических операций, тыс.руб.
Д
ЛОГ2,3 6 609 7 011 7 366 7 739 17,09
Расходы логистических операций, тыс.руб.
Р
ЛОГ2,3 5 470 5 802 6 096 6 405 17,09
Валовая прибыль логистических операций, тыс.руб.
П
ВАЛ2,3 1 139 1 209 1 270 1 334 17,09
Рентабельность логистических операций, %
R
ЛОГ2,3 17,24 17,24 17,24 17,24 0,00
Крупнотоннажные перевозки (без изменений)
Объём грузоперевозок, т.
ГП
1 7 064 7 205 7 350 7 497 6,12
Грузооборот, тыс.т.*км.
ГО
1 841 857 875 892 6,12
Доходы логистических операций, тыс.руб.
Д
ЛОГ1 16 569 17 576 18 465 19 400 17,09
Расходы логистических операций, тыс.руб.
Р
ЛОГ1 13 712 14 546 15 282 16 055 17,09
Валовая прибыль логистических операций,
П
ВАЛ1 2 856 3 030 3 183 3 344 17,09
81 тыс.руб.
Рентабельность логистических операций, %
R
ЛОГ1 17,24 17,24 17,24 17,24 0,00
Крупнотоннажные перевозки (логистический аутсорсинг)
Объём грузоперевозок, т.
ГП
1N
х
7 205 7 350 7 497 4,04
Грузооборот, тыс.т.*км.
ГО
1N
х
857 875 892 4,04
Доходы логистических операций, тыс.руб.
Д
ЛОГ1N
х
17 576 18 465 19 400 10,38
Расходы логистических операций, тыс.руб.
Р
ЛОГ1N
х
12 598 12 983 13 370 6,12
Валовая прибыль логистических операций, тыс.руб.
П
ВАЛ1N
х
4 978 5 482 6 030 21,14
Рентабельность логистических операций, %
R
ЛОГ1N
х
28,32 29,69 31,08 9,75
Представленные в таблице 16 данные достаточно отчётливо показывают, что транспортировка продукции и товаров исследуемого предприятия с использованием логистического аутсорсинга демонстрирует показатели прибыльности и экономической эффективности выше, чем традиционная логистическая схема с использованием собственной службы доставки исследуемого предприятия.
Сравнительная динамика валовой прибыли логистических направлений
ЗАО «АВС Фарбен» приведена на рисунке 18.
82
Рисунок 18 – Сравнительная динамика валовой прибыли логистических направлений ЗАО «АВС Фарбен»
Приведённые на рисунке 18 показатели демонстрируют существенное увеличение валовой прибыли ЗАО «АВС Фарбен» при транспортировке автомобильным транспортом выбранного логистического оператора с 4978 тыс.руб. в 2018 году до 6030 тыс.руб. в 2020 году, тогда как при отсутствии каких-либо изменений в логистической системе увеличение валовой прибыли от данного логистического направления существенно меньше и составляет от 3030 тыс.руб. в 2018 году до 3344 тыс.руб. в 2020 году.
Следовательно, можно говорить о том, что чистый экономический эффект от предложенных мероприятий составит за три года величину в 6923 тыс.руб., что можно признать достаточно высоким значением.
Сравнительная динамика рентабельности логистических операций
ЗАО «АВС Фарбен» показана на рисунке 19.
1,209 1,270 1,334 3,030 3,183 3,344 4,978 5,482 6,030 0
1,000 2,000 3,000 4,000 5,000 6,000 7,000 2018 год
2019 год
2020 год
В
алов ая приб ыль по вид ам пе ре возок,
т ыс
.р уб
Период
Валовая прибыль мало- и среднетоннажных перевозок (без изменений)
Валовая прибыль крупнотоннажных перевозок (без изменений)
Валовая прибыль крупнотоннажных перевозок (логистический аутсорсинг)
83
Рисунок 19 – Сравнительная динамика рентабельности логистических операций ЗАО «АВС Фарбен»
Относительный показатель экономической эффективности предложенных мероприятий по внедрению логистического аутсорсинга, в качестве которого выступает рентабельность логистических операций, рассчитанная как отношение валовой прибыли к логистическим доходам, также доказывает эффективность предложенных мероприятий: при использовании логистического аутсорсинга. Данный показатель для варианта с использованием логистического аутсорсинга увеличится с 28,39% в 2018 году до 31,08% в 2020 году. Поскольку динамика данного показателя демонстрирует значительное увеличение и появляется резерв для корректировки стоимости логистического обслуживания, следовательно, у руководства ЗАО «АВС Фарбен» появляется возможность проведения различных маркетинговых акций, включающих бесплатную доставку товаров
17.24 17.24 17.24 17.24 17.24 17.24 28.32 29.69 31.08 0.00 5.00 10.00 15.00 20.00 25.00 30.00 35.00 2018 год
2019 год
2020 год
Ре нт аб ель но ст ь лог ис тич ес ких опе ра ций
, %
Период
Рентабельность мало- и среднетоннажных перевозок (без изменений)
Рентабельность крупнотоннажных перевозок (без изменений)
Рентабельность крупнотоннажных перевозок (логистический аутсорсинг)
84 для ряда крупнооптовых партий или внедрение дополнительных скидок на логистическое обслуживание, которые могут быть предложены постоянным клиентам данного предприятия. В результате становится возможным получить дополнительный эффект не только в области логистической деятельности, но и в сфере увеличения продаж товаров и продукции данного предприятия. Следовательно, предложенные мероприятия при активной маркетинговой политике позволят увеличить показатели деятельности всего
ЗАО «АВС Фарбен» в целом.
Необходимо отметить, что функции выбранного логистического оператора могут быть значительно шире, чем у типичного экспедитора грузов, причём принципиальное отличие состоит в комплексности отраслевых предложений, в сложности реализации услуг, регулярности их оказания и в возможности заключения долгосрочных контрактов.
Несомненные преимущества аутсорсинговой деятельности для ЗАО «АВС
Фарбен» заключаются в наличии крупного и постоянного в долгосрочной перспективе логистического оператора, обеспечивающего стабильные поставки товаров и продукции потребителям в большом объеме, с возможностью создания более эффективных маршрутов «поставщик- потребитель» при исключении порожнего пробега. Также фактически исключается необходимость осуществления значительных инвестиций в обновление автопарка предприятия в сегменте крупнотоннажных перевозок, необходимость которого была выявлена по результатам проведённых ранее анализов. В результате, помимо указанного в таблице 16, дополнительный экономический эффект составит не менее 4000…5000 тыс.руб., однако данные показатели в вышеуказанных расчётах не учитывались.
Таким образом, в результате реализации предложенных мероприятий можно ожидать дальнейшего роста доходовЗАО «АВС Фарбен» и, следовательно, снижения возможных рисков, что особенно актуально в сложных экономических условиях, которые отражаются как на экономике
85
России в целом, так и на эффективности финансово-хозяйственной деятельности отечественных предприятий.
86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое исследование позволило достичь поставленную цель и решить сформулированные задачи.
По результатам исследования понятия и особенностей логистической деятельности предприятия, можно сделать вывод, что управление логистической деятельностью, которое включает в себя также и управление логистическими затратами, имеет важнейшее значение в первую очередь для корректировки издержек предприятия с целью их минимизации.
Систематический анализ логистической деятельности предприятия позволяет определять резервы по их снижению и в контексте установленных маркетинговых целей разрабатывать мероприятия по их реализации. В то же время, понятие логистической деятельности очевидно более широкое, что обуславливает и различия в используемых подходах к её оценке и совершенствованию.
Объединение современных логистических и информационных технологий формирует базу для комплексной интеграции потоков, что обеспечивает достаточную скорость реакции на динамические изменения во внешней среде. Это также определяет необходимость перехода от логистического инсорсинга к логистическому аутсорсингу, что позволит выполнить синхронизацию элементов логистической цепи на основе единой методологии и единых критериев. По результатам проведённого анализа было сформировано несколько групп системы сбалансированных показателей, которые применяются в современных исследованиях для анализа эффективности логистических видов деятельности экономического субъекта. Исследованная система формирования и оценки ключевых показателей логистической деятельности современного предприятия даёт возможность получить адекватную информацию об эффективности
87 логистической деятельности и осуществить на её основе соответствующую поддержку логистического менеджмента.
Оценка эффективности логистической деятельности была выполнена на основе данных ЗАО «АВС Фарбен», специализирующегося на производстве и торговле лакокрасочными материалами, инструментами и аксессуарами для строительных и отделочных работ. Анализ взаимодействия с покупателями и заказчиками показал, что некоторые из них предпочитают использовать собственные логистические службы, что обусловило необходимость исследования и совершенствования деятельности собственной логистической службы данного предприятия. В сфере экономических показателей предприятия было отмечено, что данный экономический субъект динамично развивается, что обуславливает обеспечение роста эффективности и логистической составляющей его деятельности.
Анализ проекций ССП продемонстрировал, что логистическая служба
ЗАО «АВС Фарбен» активно развивается, о чём свидетельствует положительная динамика грузооборота за исключением 2017 года, рост численности подвижного состава и увеличение доходов от логистических операций как в абсолютных значениях, так и относительно экономических показателей деятельности. С другой стороны, отмечается уменьшение уровня технической готовности и снижение уровня использования подвижного состава в крупнотоннажном сегменте. Значимым негативным фактором следует считать и уменьшение уровня удовлетворенности клиентов предоставленными им логистическими услугами, причём наибольшее число проблем также возникало в крупнотоннажном сегменте перевозок. В результате были определены целевые направления совершенствования логистической деятельности, и прежде всего необходимость улучшения работы крупнотоннажного сегмента перевозок и обеспечения роста качества оказанных предприятием логистических услуг.
88
Процессы совершенствования логистической деятельности ЗАО «АВС
Фарбен» предлагается осуществлять на основе логистического аутсорсинга, на который предлагается перевести наиболее проблемный сегмент логистической службы – то есть крупнотоннажные перевозки. На основе исследованной модели был сделан выбор логистических посредников, которые могли бы обеспечить качественное выполнение логистических функций в указанном сегменте перевозок для исследуемого предприятия.
Исследование экономической эффективности предложенных мероприятий по внедрению логистического аутсорсинга базировалось на оценке нескольких показателей, том числе рентабельности логистических операций, рассчитанной как отношение валовой прибыли к логистическим доходам..
Данный показатель для варианта с использованием логистического аутсорсинга увеличится с 28,39% в 2018 году до 31,08% в 2020 году.
Поскольку динамика данного показателя демонстрирует значительное увеличение и появляется резерв для корректировки стоимости логистического обслуживания, следовательно, у руководства ЗАО «АВС
Фарбен» появляется возможность проведения различных маркетинговых акций, включающих бесплатную доставку товаров для ряда крупнооптовых партий или внедрение дополнительных скидок на логистическое обслуживание, которые могут быть предложены постоянным клиентам данного предприятия. В результате становится возможным получить дополнительный эффект не только в области логистической деятельности, но и в сфере увеличения продаж товаров и продукции данного предприятия.
Следовательно, разработанные мероприятия при активной маркетинговой политике позволят увеличить показатели деятельности всего ЗАО «АВС
Фарбен» в целом.
Результаты работы рекомендуется использовать при разработке мероприятий по повышению эффективности логистических систем
89 коммерческих предприятий. Выполненная работа имеет практическую ценность и рекомендована для апробации.
90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Гражданский кодекс Российской Федерации. – ред. от 01.01.2018 г.
2 Налоговый кодекс Российской Федерации. – ред. от 01.01.2018 г.
3 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 г.
– ред. от 18.07.2017 г.
4 Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от
26.12.1995 г.– ред. от 29.07.2017 г.
5 Приказ Минфина РФ №66н от 02.07.2010 г. «О формах бухгалтерской отчетности организаций». – ред. от 06.04.2015 г.
6 Братухина, Е.А. Уточнение понятия и сущности логистических издержек предприятия / Е.А. Братухина // Вестник БрГУ. – 2012. – №2. –
С.34–39.
7 Братухина, О.А. Финансовый менеджмент / О.А. Братухина. – М.:
КноРус, 2016. – 238 с.
8 Волкова, А.Ю. Оценка эффективности логистических процессов /
А.Ю. Волкова // Инновационная наука. – 2016. – №11. – С.34–39.
9 Гладкая, А.И. Анализ логистических издержек предприятий /
А.И. Гладкая // Инновации и инвестиции. – 2015. – №8. – С.12–18.
10 Гладкая, А.И. Взаимодействие логистических потоков современного предприятия / А.И. Гладкая // Инновации и инвестиции. – 2015. – №11. – С.2–
8.
11 Гончаров, П.П. Повышение конкурентоспособности предприятий за счет снижения логистических затрат / П.П. Гончаров, И.А. Федорова //
Вестник УГУ. – 2012. – №4. – С.12–19.
12 Гончаров,
П.П. Экономическая эффективность логистической деятельности / П.П. Гончаров, И.А. Фёдорова // Известия ОрГАУ. – 2012. –
№10. – С.11-19.
91 13 Гордиенко, А.С. Синхронизация информационных и финансовых потоков логистической системы / А.С. Гордиенко, И.Ю. Квятковская //
Вестник АГТУ. – 2012. – №10. – С.50–55.
14 Горских, О.А. Моделирование логистических затрат / О.А. Горских,
А.В. Селиванов // Актуальные проблемы экономики. – 2012. – №4. – С.61–65.
15 Грейз
Г.М.
Формирование методологии информационно- аналитической поддержки логистического менеджмента / Грейз Г.М. //
Вестник ЮУрГУ. – 2014. – №4. – С.56–59.
16 Грейз, Г.М. Принципиальная структура системы формирования и оценки ключевых показателей логистического менеджмента / Г.М. Грейз,
В.М. Каточков., В.В. Воложанин // Вестник ЮУрГУ. – 2014. – №2. – С.103–
109.
17 Еловой, Е.А. Логистика предприятия / Е.А. Еловой. – Минск: БелГУТ,
2015. – 311 с.
18 Зуйков, А.Н. Анализ критериев и моделей выбора логистического посредника / А.Н. Зуйков, Д.А. Красникова, А.А. Евсеева // Вестник СГТУ. –
2014. – №4. – С.23–29.
19 Иванников, В.В. Факторный анализ воздействия логистических затрат на эффективность деятельности экономического субъекта / В.В. Иванников,
Н.А. Смольникова, К.В. Пашина, А.В. Селиванов // Актуальные проблемы экономики. – 2014. – №8. – С.54–59.
20 Казарина, Л.А. Принятие управленческих решений на основе операционно-ориентированного подхода к учету логистических затрат / Л.А.
Казарина // Известия БГУ. – 2013. – №1. – С.32–39.
21 Калачева, К.О. Классификация логистических затрат / К.О. Калачева //
Инновационная наука. – 2015. – №12. – С.102–110.
22 Калачева, К.О. Система управления логистическими затратами / К.О.
Калачева, Е.А. Боргардт // Проблемы экономики и менеджмента. – 2015. –
№4. – С.32–38.