Файл: Вопрос. Почему язык философии принял категориальный характер Ответ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Иглин Н.А., ВШЭНиГ, 113205, ПЗ по философии №1.
Вопрос.
Почему язык философии принял категориальный характер?
Ответ.
Язык, на котором говорит философия, устанавливается ее внутренней природой, предметностью, своеобразностью философского знания, а также той ролью, которую она играет в духовной культуре общества.
Язык философии – это язык категорий, тех довольно таки общих понятий (дух – материя; необходимость – случайность; добро – зло; прекрасное – безобразное; истина – заблуждение и т.д.), на котором строятся ее вечные предельные вопросы и на них же даются разумные ответы.
Категории – универсалии, наиболее общие мысли, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. К ним относятся такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство и т.д. Категории показывают наиболее общие связи, отношения вещей. Эти понятия приложимы не к какой-то одной области явления, а к любым явлениям (например, ни в науке, ни в практической деятельности нельзя обойтись без понятия причины). Основным из них является роль категорий в познавательной деятельности человека. Они служат средством мысленного деления и упорядочивания мироздания, благодаря чему наше мышление способно не только понимать, но и категоризировать.
Категории создают каркас философской науки. Поскольку философия – наука постижения всеобщего, закономерного, то оно может быть выражено только языком философских категорий. Отсюда и специфика языка философии – его категориальность.
Язык философии имеет категориальный характер, т. е. все многообразие философских понятий можно свести к ряду категорий.
Философские категории (от греч. categoria — утверждение, обвинение, признак) — наиболее общие и основные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности. Они являются одновременно универсальными формами и упорядочивающими принципами мыслительного процесса .
Вывод.
Видимо, по той причине, что сама философия тесно связана с категоризацией действительности. С этим, в частности, тесно связана причина появления и развития так называемых логико-философских и философских искусственных языков, которые, по мысли, их создателей должны были наиболее полным образом представлять распределение различных типов субстанций и соответствующих акциденций по категориям. Отдельная проблема заключается в том, что для осуществления подобных целей искусственные языки все-таки лучше подходят, поскольку их можно сконструировать нужным образом (исходя из тех целей, которые отдельно взятый философ ставит перед собой). Но большинство философов, как известно, использовало в своих работах естественные языки, соответственно, их требовалось адаптировать под нужды исследований этих философов. Таким образом, само стремление философии к созданию подобного рода классификаций предопределило, как мне думается, и особенности ее языка.
Язык философии приобрел категориальный характер из-за влияния логики и формальных рассуждений на философский дискурс. Многие философы используют логические концепции и принципы для структурирования и анализа своих аргументов, и это может включать использование категориальных терминов и понятий.
Список использованных источников.
1. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 251.
2. Гуртовцев А.Л. О категориях и понятиях материалистической философии.
(комментарии из работы Гуртовцева А.Л.”Разум против религии”, 2013 г., С. 27).