Файл: Проследить историю формирования государственной символики России и Липецкой области, воспитание патриотических чувств школьников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к разделу 2.2 «Страна: патриотизм»
Внеурочное мероприятие на тему: «Символы России»
Цель проведения: проследить историю формирования государственной символики России и Липецкой области, воспитание патриотических чувств школьников.
Задачи:
-
Расширить и закрепить знания учащихся об истории формирования российской символики, -
Способствовать формированию уважительного отношения к государственной символике и чувства гражданского самосознания, -
Способствовать осознанию учащимися такого понятия как защита чести страны, и личного достоинства, -
Воспитание чувства гордости и уважения к своей стране, -
Продолжить формирование умений и навыков работы в команде, принимать решения, отстаивать своё мнение.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, карандаши.
Ход занятия:
«...И опять я о ней - о России,
Всё о ней и о ней без конца,
Как молитву - во имя сына
И во имя отца»
Борис Шальнев.
Учитель: Здравствуйте, участники интеллектуальной игры «Символы России».
Ребята, сегодня на занятии, мы будем говорить об очень важном: о нашей Родине, о России, о Государственных символах.
Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.
Учитель: Как называется государство, в котором мы живем? (Россия)
Учитель: А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина)
Народов традиции, предков забытых свято чтим и храним.
Во имя родины нашей могучей мы жизни свои посвятим.
Я счастья хочу пожелать всей России Великой нашей стране.
Ведь только вместе мы будем едины всегда и везде.
Учитель: Внимание! Государственные флаги РоссийскойФедерации и Липецкой области внести!
2 ученика вносят знамёна под гимн Российской Федерации
Учитель: Сегодня мы с вами поучаствуем в игре в форме интеллектуальной эстафеты «Государственная символика России и Липецкой области». В игре принимают участие команды. Представление команд. Команда «Россияне», капитан … и команда «Патриоты» капитан… Игра будет проходить в несколько этапов, и чтобы вам узнать эти этапы необходимо разгадать филворд.
Слайд 8. Флаг, герб, гимн, президент, конституция, Россия, Липецк, липа, 68)
Учитель: Ребята, что обозначает цифра 68? В январе 2022 году Липецкая область отмечала свой очередной день рождения.
Учитель: Вы отгадали все этапы нашей интеллектуальной эстафеты, перед вами маршрутный лист с этапами игры.
Маршрутный лист: 1. Станция «Герб»
2. Станция «Флаг»
3. Станция «Гимн»
4. Станция «Конституция»
5. Станция «Президент»
Учитель: И первая станция нашей игры - Станция «ГЕРБ»
1. В конвертах, которые лежат у вас на столах, находятся иллюстрации гербов различных держав, вы должны выбрать только те, которые относятся к нашему государству.
Слайд 9: Учитель: Что такое герб?
Официальный символ Российской Федерации, эмблема государства.
Учитель: Когда появляется постоянный герб?
Постоянный герб появляется в Великом княжестве Московском лишь во второй половине XV века. До этого периода на великокняжеских печатях, как правило, изображались святые покровители Великого князя, а иногда и сам правивший Великий князь. Начиная с правления Дмитрия Донского утверждается традиция изображать Великого князя на монетах и печатях в образе всадника, поражающего врагов. К середине XV в. изображение вооруженного всадника, поражающего дракона, который ассоциировался у современников с Ордой, утверждается как символ Москвы и Московского великого княжества. И всё же появление в России постоянного официального герба связано с браком Великого московского князя Ивана Васильевича III с греческой принцессой Софьей Палеолог, заключенного в 1478 г. Этот брак подчеркивал преемственность Московского государства по отношению к павшей в 1453 г. Византийской империи.И должен был подвести идеологическую базу под притязания Москвы на роль центра православного мира в великой державы. Одним из способов демонстрации такой преемственности стало утверждение в роли официального государственного герба Московского великого княжества римско-византийского двуглавого орла, который впервые появляется на великокняжеской печати в 1497 г. Орел был символом Римской республики, а затем и римской империи. После разделения империи на западную и восточную, орел становится двуглавым: две головы, одна из которых смотрела на Запад, а другая на Восток символизировали два центра власти: Рим и Константинополь, объединенные единым телом, подчеркивавшим официальное единство империи. С этого времени двуглавый орел становится главным имперским символом, который заимствовали большинство европейских империй. Утверждение этого символа в качестве официального российского герба должно было подчеркнуть высокий международный статус Московского государства, его право на почетное место в ряду великих христианских держав.
Учитель: Когда был принят Государственный герб Российской Федерации или России?
5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб - золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б.Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон "О Государственном гербе Российской Федерации", который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.
Слайд 10. Дайте описание герба Российской Федерации.
Государственный герб российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединённой лентой. В лапах орла – скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.
Слайд 11. А как можно истолковать изображение трёх корон на гербе России?
(Три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная)
Что изображено на груди орла? (Святой Георгий Победоносец)
Какому поэту принадлежат эти строки: слайд 12.
Таков обычай был старинный, чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный оскалом всех своих зубов.
Где львов от века не бывало.
С гербов свирепо смотрят львы
Или орлы, которым малоодной орлиной головы!(С.Я Маршак)
Слайд 13. Ведущий: Когда был принят герб Тульской области?
Герб Липецкой области — официальный символ Липецкой области Российской Федерации, принят 10 июля 2003 года. Авторская группа, разработавшая герб: Михаил Медведев (Санкт-Петербург), Константин Мочёнов (Химки), Борис Шальнев (Липецк), Юрий Коржик (Воронеж), Галина Туник (Москва).
Слайд 14. Дайте описание герба Липецкой области?
«В червлёном (красном) поле на пяти зелёных холмах (три и два) золотая липа. Щит увенчан золотой земельной короной и окружён лентой ордена Ленина» - это описание герба.
Основной фигурой герба является дерево липы. Дерево — древнейший символ братства и согласия, призывает распорядиться, определить стержень собственной жизни, прорасти «корнями» в землю, а «вершиной» коснуться неба.
-
Липа— олицетворение сердечности и доброжелательности, аллегорически символизирует саму жизнь: липа всегда давала человеку одежду и обувь, укрытие и посуду, промышленные и музыкальные инструменты; чай из соцветий липы считается успокаивающим средством, а целебные свойства липового мёда непревзойдённы. -
Красный цвет поля герба символизирует труд металлургов и машиностроителей, литейщиков и энергетиков, что дополняет содержание герба Липецкой области как промышленно развитого региона. Красный цвет — символ труда, жизнеутверждающей силы, мужества, праздника, красоты. -
Золотое аллегорично показывает аграрный сектор экономики области (традиционными направлениями сельскохозяйственного производства являются растениеводство, животноводство, производство зерновых, картофеля, сахарной свеклы). Золото — это цвет солнца, богатства, зерна, плодородия, эликсира жизни, символизирует величие, уважение, прочность, интеллект, великолепие. -
Земельная корона, указывает на статус Липецкой области как субъекта Российской Федерации. -
Лента ордена Ленина, которым Липецкая область награждена 1967 году, показывает заслуги области.
Современная территория Липецкой области образована 6 января 1954 года Указом Президиума Верховного Совета СССР и расположена на исторических землях Воронежской, Орловской, Рязанской, Курской областей, что аллегорически показано в гербе четырьмя холмами; пятый холм символизирует Липецкую область. Вместе с тем, зелёные холмы говорят о благодатности здешних земель — 85% территории области занимают чернозёмы.
Слайд 15. Учитель: Сейчас мы переходим ко второй станции - Станция «ФЛАГ»
В конвертах, которые лежат у вас на столах, находятся иллюстрации флагов различных держав, вы должны выбрать только те, которые относятся к нашему государству.
1. Что такое флаг? Флаг – прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой, официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции. Ему, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства.
2. Слайд 16. Назовите, с какого года отмечается «День Государственного флага Российской Федерации»
Во время так называемого «Августовского путча» российский триколор широко использовался силами, противостоящими ГКЧП. 22 августа 1991 года в дни путча ГКЧП Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление "Об официальном признании и использовании национального флага РСФСР", и флаг, взятый из кабинета замминистра В.Н. Ярошенко, был поднят над Белым домом. А накануне председатель Совета министров РСФСР Иван Силаев разослал центральным и местным органам официальную телеграмму о введении нового флага, представляющего собой полотнище из трех равновеликих горизонтально расположенных полос: верхней белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Указом Президента РФ от 20 августа 1994 г. 22 августа объявлен памятным днем и отмечается как «День государственного флага Российской Федерации»
После поражения ГКЧП бело-сине-красный флаг стал использоваться РСФСР как государственный, однако законодательно это положение было закреплено только 1 ноября 1991. Флагом РСФСР устанавливалось прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя — лазоревого цвета и нижняя — алого цвета. Отношение ширины флага к его длине — 1:2.
3. Когда государство «РСФСР» стало именоваться «Российская Федерация» или Россия?