Файл: Теоретические основы социальной реабилитации молодых инвалидов.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
50
Рисунок 2.5 − Трудовая занятость молодых инвалидов, чел.
Помимо изучения материально-бытового положения молодых инвалидов, проведено индивидуальное анкетирование вышеуказанной категории граждан с цель выявления потребности инвалидов молодого возраста в различных видах социальной реабилитации. Количество человек, принявших участие в анкетировании − 44 человека.
Выявлено, что в трудоустройстве или в источнике дополнительного дохода нуждается 31 из 44 человек, при этом пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование хотят 35 из 44 человек. Цели пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование обусловлены в основной необходимостью социально-трудовой и социальнопрофессиональной реабилитации и отражены на рисунке 2.6.
22 22
работают не заняты трудовой деятельностью
17 15 10 2
трудоустройство получение профессии
(
специальности
)
повышение квалификации по профессии сменить профессию в связи с отсутствием работы по имеющейся профессии
51
Рисунок 2.6 − Цели профессионального обучения инвалидов, чел.
Ниже (таблица 1) представлены результаты проведенной диагностики по определению потребностей молодых инвалидов обследуемой группы.
Таблица 1 ― Результаты диагностики потребностей молодых инвалидов по слуху в социально-профессиональной и социально-трудовой реабилитации
I. Сведения о гражданине
Возраст
Пол
Инвалидность, группа, основание
С кем проживает
Образование
29 15 0
16 28 0
0 44 44 39 2
3
II. Оценка обеспеченности доступности жилого помещения
Проживает в:
Жильё
Состоят ли в очереди на получение жилья
27 14 3
0 27 17 2
3 39
III. Сведения о материально положении
Имеют среднедушевой совокупный доход ниже прожиточного минимума
Имеют среднедушевой совокупный доход в разной степени превышающий прожиточный минимум
Не сообщили полных сведений о доходах членов семьи
13 19 12
IV. Сведения о занятости и трудоустройстве
Отношение к занятости
Нуждается ли в трудоустройс тве/в источнике дополнительн ого дохода
Хочет ли пройти профессиона льное обучение, получить дополнитель ное профессиона льное образование
Цель пройти профессиональное обучение, получить дополнительное профессиональное образование да нет да нет
0 22 0
22 31 13 35 9
17 15 10 2
52
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать выводы: в семьях с родителями или бабушками проживает 93% молодых инвалидов, что дает им возможность поддержки со стороны старших членов семьи, как материальной, так и психологической. Почти у трети молодых инвалидов совокупный среднедушевой доход не обеспечивает прожиточный минимум, установленный для данной категории лиц. Одновременно выявлено, что наиболее неблагоприятная ситуация с трудовой занятостью молодых инвалидов обследуемой группы: 22 человека в настоящее время работают, трудовой потенциал 22 человек остается невостребованным, что влияет не только на социальный статус, но и на жизненную позицию обследуемых.
2.2 Рекомендации по реализации программы социальной
реабилитации молодых инвалидов
Одна из главных задач, стоящих перед всеми ветвями и уровнями власти, перед обществом в целом состоит в том, чтобы помочь молодым инвалидам преодолеть жизненные трудности и психологические проблемы, адаптироваться в обществе, реализовав свой потенциал.
Однако в условиях системного кризиса экономики уровень занятости инвалидов остается низким.
Одним из основных направлений поддержки инвалидов является социально-профессиональная и социально-трудовая реабилитация.
Успешное проведение мероприятий по их осуществлению является важнейшей составляющей государственной политики в области социальной защиты молодых инвалидов и потенциалом для общественного развития.
Профессиональная реабилитация молодых инвалидов с последующим
53 трудоустройством выгоды государству и обществу, поскольку средства, вложенные в нее, не только будут возвращаться в виде налоговых поступлений в бюджет и социальные фонды, но и позволят осуществить комплексную реабилитацию молодых инвалидов.
Общественные организации инвалидов предполагают осуществление мероприятий по профессиональной и трудовой реабилитации молодых инвалидов. ЧРО ОООИ ВОГ имеет базу для осуществления как социальнопрофессиональной, так и социально-трудовой реабилитации молодых инвалидов.
В
Приложении
2 представлена целевая программа
«Социальнопрофессиональная и социально-трудовая реабилитация молодых инвалидов по слуху на базе ЧРО ОООИ ВОГ».
Целью осуществления учебных занятий по профессиональной подготовке (переподготовке) и последующего трудоустройства молодых инвалидов на основе разработанной Программы является их комплексная реабилитация, в которой можно выделить следующие направлениям:
− профессиональная подготовка (переподготовка), ориентированные на приобретение профессии и повышение квалификации с последующим трудоустройством;
− познавательное воздействие, ориентированное на приобретение молодыми инвалидами знаний, понятий о некоторых направлениях народного творчества;
− организация досуга на основе развития творческих способностей;
− эмоционально-эстетическое воздействие, ориентированное на эстетическое освоение молодым инвалидом мира, сущности творчества по законам красоты. Эмоциональная составляющая позволяет получать удовольствие от своей деятельности, что существенно изменяет образ жизни молодого инвалида.
54
Для повышения качества реабилитационного процесса необходимо применение инновационных подходов к организации социальнопрофессиональной и социально-трудовой реабилитации с опорой на имеющиеся наработки и использованием имеющейся материальнотехнической базы.
Педагогические принципы, применяемые при обучении и профессиональной подготовке молодых инвалидов с нарушениями слуха:
− наглядности. Высокий уровень наглядности может быть обеспечен за счет использования учебно-дидактического комплекса, который включает пакет специальных учебно-методических презентаций, учебное пособие, адаптированное для восприятия студентами с нарушением слуха, электронный контролирующий программный комплекс по изучаемым предметам для лиц с нарушениями слуха. Поскольку повышенное внимание необходимо уделять специальным профессиональным терминам, профессиональной лексике, то для лучшего усвоения слабослышащими специальной терминологии необходимо каждый раз писать на доске термины, используемые преподавателем, а также контролировать их усвоение. Внимание у обучающихся с нарушением слуха больше всего зависит от изобразительных качеств подаваемого и воспринимаемого материала: чем материал выразительнее, тем легче слабослышащим обучающимся выделить информативные признаки предмета или явления. В процессе обучения лучше всего использовать разнообразный наглядный материал. Сложные для понимания темы обязательно надо снабжать максимальным количеством наглядного материала. Видеоматериалы особенно важны в обучении лиц с нарушением слуха. Представляемая им видеоинформация должна сопровождаться текстовой бегущей строкой или сурдологическим переводом. Видеоматериалы помогают в изучении процессов и явлений, поддающихся видеофиксации, анимация может быть
55 использована для изображения различных динамических моделей, не поддающихся видеозаписи.
Анимация должна сопровождаться гиперссылками, которые комментируют отдельные компоненты изображения, что важно при работе с лицами, лишенными нормального слухового восприятия. Обучающую функцию выполняют компьютерные модели, лабораторные практикумы. Создание текстовых средств учебного назначения для учащихся с нарушением слуха требует участия сурдолога;
− индивидуализации. В отличие от глухих слабослышащие в состоянии самостоятельно овладевать устной речью и накапливать словарный запас. Однако участие в учебном процессе позволяет им достигать наилучшего результата. На занятиях максимальный учет особенностей учащихся с нарушением слуха можно обеспечить, используя специальный учебно-дидактический комплекс. При обучении молодых инвалидов с нарушениями слуха необходимы: особая фиксация на артикуляции выступающего – следует говорить громче и четче, подбирая подходящий уровень; учет специфики зрительного восприятия слабослышащих, так как она влияет на эффективность их образной памяти
– в окружающих предметах и явлениях они часто выделяют несущественные признаки. Процесс запоминания у молодых инвалидов с нарушением слуха во многом опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению нового материала с усвоенным ранее.
Произвольное запоминание молодых инвалидов с нарушением слуха отличается тем, что образы запоминаемых предметов в меньшей степени организованы, чем у слышащих (медленнее запоминаются и быстрее забываются), процесс обучения требует использования дополнительных приемов для повышения эффективности запоминания материала. При запоминании словесного материала у неслышащих и слабослышащих с тяжелой степенью поражения нередко наблюдается замена слов: слова,
56 смысловые замены могут быть замены по внешнему сходству звучания; некоторые основные понятия изучаемого материала молодыми инвалидам с нарушением слуха необходимо объяснять дополнительно. Повышению уровня подготовки способствует индивидуализация учебной деятельности молодых инвалидов по слуху в системе целостного педагогического процесса, которая осуществляется на основе учета их индивидуальных особенностей, проявляющихся в познавательной деятельности, психофизических (в том числе и слуховых) способностях, в умении мобилизовать эмоционально-волевые и интеллектуальные силы, на основе использования дидактических и организационных средств. Изучение индивидуальных особенностей молодых инвалидов по слуху позволяет построить процесс обучения с учетом их потенциальных возможностей в добывании знаний;
− коммуникативности на основе применения информационных технологий (далее – IT). Применение IT в процессе коммуникации позволяет молодым инвалидам по слуху полноценно усваивать знания и умения.
Эффективное использование письменных и устных средств коммуникации в групповой работе, умение представлять и защищать результаты своей работы, владение различными социальными ролями в коллективе, способность к организации эффективного делового общения – это те навыки, которыми необходимо освоить в процессе обучения. IT расширяют возможности педагога, поскольку помогают ему создавать такие условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, и при этом не могут быть созданы с помощью традиционных средств.
Учебно-методические презентации, контролирующие и контрольнообучающие программы проектируются по общей технологической схеме с использованием языка программирования Visual
57
Basic for Application, средства подготовки презентаций PowerPoint и других составляющих пакета Microsoft Office.
Учебно-методические презентации – это организационные формы, которые можно использовать в процессе обучения молодых инвалидов по слуху. Подготовка таких лекций основана, в частности, на принципе сочетания абстрактности мышления с наглядностью, который отражает закономерную связь между разнообразием чувственных восприятий содержания учебного материала и возможностью его понимания, запоминания, хранения в памяти, воспроизведения и применения.
Использование развитых средств графики облегчает эту задачу.
Учебнометодические презентации представляют – это набор определенно подобранных иллюстраций, которые отражают содержание каждой темы дисциплины с небольшим текстовым пояснением.
С целью сокращения объема записей целесообразно использовать опорные конспекты, различные схемы, придающие упрощенный схематический вид изучаемым понятиям.
Коммуникативный компонент эффективнее развивается в результате включения молодых инвалидов в групповую деятельность на основе формирования словесной речи, в силу этого коммуникативная система, применяемая в обучении глухих и слабослышащих, в большей степени направлена наразвитие словесной коммуникации. Задача такой системы – обучить языку как средству общения. Полноценное владение неслышащими обучабщимися речью предполагает как совершенствование навыков ее восприятия, так и ее воспроизведения. Эти процессы взаимосвязаны, а их совершенствование достигается при использовании развивающегося остаточного слуха молодых инвалидов по слуху в образовательном процессе. Сочетание всех видов речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо, дактилирование, зрительное восприятие с лица и
58 с руки говорящего) предполагает развитие всей структуры речевой деятельности, которая помогает практической деятельности и вплетается в нее. От содержания целей, условий практической деятельности зависят и соответствующие функции общения, что особенно важно для получения общего или профессионального образования молодых инвалидов по слуху.
У основной массы молодых инвалидов по слуху имеются сопутствующие заболевания, поэтому они не все имеют возможность регулярно посещать занятия, а это требует организации индивидуального графика и форм контроля усвоения материала.
Молодые инвалиды лучше воспринимают материал, предъявленный в наиболее легко воспринимаемой форме. Для глухих, как правило, такой формой является жестовый язык. Для многих слабослышащих обучающихся восприятие жестовой речи нередко вызывает затруднения, что связано со способами обучения в школах для слабослышащих. Для слабослышащих обучающихся эффективна практика опережающего чтения, когда обучающиеся заранее знакомятся с лекционным материалом и обращают внимание на незнакомые и непонятные слова и фрагменты. Такой вариант организации работы позволяет им лучше ориентироваться в потоке новой информации, заранее обратить внимание на сложные моменты.
У обучающихся с нарушением слуха на занятиях зрительный канал работает с перегрузкой, причем тем большей, чем сильнее поражены органы слуха. Это приводит к снижению скорости восприятия информации и повышенной утомляемости во время занятия.
Особенностью процесса обучения обучающихся с нарушением слуха является коррекционная направленность обучения, следовательно, методическая система обучения должна не только учитывать особенности обучающихся с нарушением слуха, но и преследовать реабилитационные цели. Реализации коррекционной направленности обучения молодых
59 инвалидов по слуху способствует соблюдение слухоречевого режима на каждом занятии.
Обучение глухих и слабослышащих должно осуществляться на основе образовательных программ, адаптированных для людей с ОВЗ.
Формой организации учебного процесса является лекционносеминарская система обучения и поэтапная система контроля знаний обучающихся. Проведение занятий различного вида способствует формированию системы обобщенных знаний обучающихся. Применение поэтапной системы контроля, текущего и промежуточного, способствует непрерывной аттестации обучающихся.
В системе профессиональной подготовки дополнительного образования существует проблема оценки результативности образования молодых инвалидов, что связано с разнообразием видов деятельности, возможностью выбора обучающимся степени широты и глубины освоения образовательных программ, а также с особенностями методики обучения лиц с ограниченными возможностями развития, и – как следствие – невозможностью стандартизации данного образовательного процесса.
Выбор критериев и показателей обусловлен одной из основных целей программы – создание условий для развития творческого потенциала молодых инвалидов в деятельности по моделированию, конструированию и презентации готовых изделий прикладного творчества, формирования интереса к народному декоративно-прикладному творчеству, устойчивого профессионального интереса; задачами и ожидаемыми результатами.
Мониторинг осуществляется путем проведения нулевых, промежуточных и итоговых срезов и анализа их результатов. Нулевая
(входная диагностика) проводится в начале учебного года (октябрь) педагогом при участии психолога. Промежуточная диагностика проводится в середине учебного года (январь) с целью оценки успешности продвижения