Файл: Теоретические основы социальной реабилитации молодых инвалидов.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
60 учащихся в предметной области и дают возможность педагогу оценить успешность выбора методики обучения. Итоговая диагностика проводится за две недели до окончания учебного года (май) и позволяет оценить уровень освоения обучающимися образовательной программы по каждому из представленных показателей критериев эффективности деятельности.
Критерии эффективности реализации и показатели к ним программы можно разделить на четыре группы:
1) достаточность знаний в области моделирования, конструирования и презентации одежды (согласно году обучения в объединении);
2) наличие умений и навыков для осуществления творческой деятельности в области моделирования, конструирования и презентации одежды;
3) сформированность личностных особенностей, позволяющих осуществлять индивидуальную и групповую творческую деятельность в области моделирования, конструирования и презентации одежды;
4) наличие интереса к декоративно-прикладному творчеству, профессионального интереса.
Критерии оценки освоения Программы профессионального обучения представлены в Приложении 3.
В конце каждого реабилитационного цикла оценивается эффективность индивидуальной работы с каждым учащимся по 4-х бальной системе: от 0 до 3 баллов:
0
– нет эффекта;
1
– получен эмоциональный эффект, учащийся получает эмоциональное удовлетворение, но трудовых навыков не приобретает, работать самостоятельно не может;
61 2
– незначительный трудовой эффект, учащийся приобрел некоторые трудовые навыки, в состоянии делать часть работы самостоятельно;
3
– положительный эффект, учащийся умеет трудиться самостоятельно, в процессе занятий приобрел новые трудовые навыки, умеет доводить работу до конца, выполняет ее качественно.
При первичном поступлении молодых людей с ограниченными возможностями здоровья эффективность работы с ними низкая, в большинстве случаев они приходят, не имея начальной подготовки (плохо различают цвета, имеют низкое понятия формы и размера предметов, редко держали в руках карандаш, трафарет, ножницы). После проведения нескольких реабилитационных циклов занятий появляется положительная динамика: эмоциональный эффект, улучшается технический навык работы с инструментом, учащиеся получают достаточные трудовые навыки. Опыт показывает, что в результате работы в течение годичного цикла обучения удается достигнуть положительную динамику: положительный результат показывают 48 % обучающихся, незначительный – 45 %; эмоциональный эффект – 5 %; отсутствие – 2 %.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
− реализация профессиональной подготовки молодых инвалидов;
− обеспечение молодых инвалидов трудоустройством;
− активизированы образовательные и самообразовательные стремления молодых инвалидов;
− выявлены и поддержаны творческие способности молодых инвалидов, а также их стремление быть полезными окружающим людям.
Достижение данные результатов увеличит вероятность появления следующих эффектов социальной реабилитации молодых инвалидов:
62
− личностных – формирование коммуникативной, эстетической, социальной и гражданской компетентности и безбарьерной интеграции в общество, становление их социокультурной активности, овладение социально-полезными видами деятельности;
− социальных – социальная и духовная консолидация молодых инвалидов, снижение правонарушений, распространение социальных норм доверия и уважения друг к другу, повышение социальной мобильности личности, рост конкурентоспособности личности, преодоление потребительского, иждивенческого отношения к обществу и к окружению.
Таким образом, в результате проведенного анализа можно сделать выводы, что в осуществлении социальной реабилитации молодых инвалидов с патологией слуха в Челябинской области огромную роль может играть
Челябинское региональное отделение
Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих»
(ЧРО ОООИ ВОГ), которое не только располагает широкой сетью реабилитационных учреждений, где осуществляется обучение, трудоустройство и меры по социальной интеграции лиц с данной патологией, но также может создавать новые учреждения и предприятия в целях социально-профессиональной и социально-трудовой реабилитации молодых инвалидов.
1 2 3 4 5 6
Выводы по 2 главе
В работе с молодыми инвалидами особое место занимает диагностический метод, который направлен на решение широкого круга задач, а также диагностическая методика, которая представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и
63 интерпретации результатов. Диагностика интересов и потребностей молодых инвалидов по слуху показала, что сегодня существует социальный и семейный заказ на образовательные услуги по профессиональной подготовке с дальнейшим трудоустройством для указанной категории лиц.
В осуществлении социальной реабилитации молодых инвалидов с патологией слуха огромную роль могут играть региональные отделения
Всероссийского общества глухих, располагающие широкой сетью реабилитационных учреждений и имеющие право создавать новые учреждения и предприятия в целях социально-профессиональной и социально-трудовой реабилитации молодых инвалидов.
Руководствуясь тем, что для полноценной жизни молодых инвалидов необходимо создание условий для доступа к творческой и предпринимательской деятельности, автором разработана Программа
«Социально-профессиональная и социально-трудовая реабилитация молодых инвалидов по слуху на базе ЧРО ОООИ ВОГ».
Целью Программы является комплексная реабилитация молодых инвалидов по направлениям: профессиональная подготовка, ориентированные на приобретение профессии и повышение квалификации с последующим трудоустройством; познавательное воздействие, ориентированное на приобретение знаний, понятий о народном творчестве; организация досуга на основе развития творческих способностей; эмоционально-эстетическое воздействие, позволяющее получать удовольствие от своей деятельности, изменяя образ жизни молодого инвалида.
64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования приходим к следующим выводам.
Молодые инвалиды как категория клиентов социальной работы – это лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, в возрасте от 18 до 30 лет, в том числе из числа лиц «дети-инвалиды», «инвалиды детства», «лица, получившие инвалидность после 16 лет».
Обособление в социальной структуре особой социальной группы
«молодые инвалиды» производится по совокупности критериев:
− возраст (18−30/35 лет);
− тип и тяжесть заболевания и ограничения трудоспособности;
− уровень материальной обеспеченности;
− наличие наряду с общими правами специфических прав;
− своеобразный социальный портрет и особенности личности молодого инвалида.
Совокупность вышеперечисленных критериев позволяет определить молодых инвалидов как объект социальной политики и социальной работы, требующий, наряду с общими, особых методов, форм и технологий их адаптации, реабилитации и интеграции в современный социум.
Социальная реабилитация молодых инвалидов в широком смысле − это создание в обществе условий для восстановления и развития способностей и навыков молодых индивидов самостоятельного функционирования; восстановление социального статуса личности,
65 обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.
Социальная реабилитация молодых инвалидов в узком смысле – это система форм, методов и средств восстановления молодым инвалидом утраченных или не приобретенных в ходе его социализации функций, отношений и ролей социального функционирования, как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенной или утраченной молодым инвалидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма, изменение социального статуса.
Различают следующие основные виды социальной реабилитации молодых инвалидов:
− социально-медицинская реабилитация;
− социально-психологическая реабилитация;
− социально-педагогическая реабилитация;
− социально-трудовая реабилитация;
− социально-профессиональная реабилитация; − социально-бытовая реабилитация.
Исследование возрастной группы (18−30 лет) молодых людей 3 группы инвалидности по слуху, проживающих в Челябинске, в количестве
44 человека, в том числе мужчины − 16 человек (36%), женщины − 28 человек (64%), показало, что 93% молодых инвалидов проживают в семьях с родителями или бабушками, что дает им возможность дополнительной материальной и психологической поддержки со стороны старших членов семьи, но молодые люди заинтересованы в финансовой независимости и бытовой самостоятельности. Установлено, что приблизительно у трети инвалидов совокупный среднедушевой доход не обеспечивает прожиточный минимум, установленный для данной категории. Наиболее
66 неблагоприятная ситуация выявлена с трудовой занятостью вышеуказанных граждан: 22 человека в настоящее время работают, трудовой потенциал 22 человек остается невостребованным.
В связи с этим разработана целевая программа комплексной реабилитации молодых инвалидов по слуху
−
Программа
«Социальнопрофессиональная и социально-трудовая реабилитация молодых инвалидов по слуху на базе ЧРО ОООИ ВОГ». Предполагается апробировать указанную Программу и в дальнейшем продолжить профессиональную подготовку молодых инвалидов по дополнительной профессиональной образовательной программе.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
− реализация профессиональной подготовки молодых инвалидов;
− обеспечение молодых инвалидов трудоустройством;
− активизированы образовательные и самообразовательные стремления молодых инвалидов;
− выявление и поддержание творческих способностей молодых инвалидов, а также их стремления быть полезными окружающим людям.
Достижение данные результатов увеличит вероятность появления следующих эффектов социальной реабилитации молодых инвалидов:
− личностных – формирование коммуникативной, эстетической, социальной и гражданской компетентности и безбарьерной интеграции в общество, становление их социокультурной активности, овладение социально-полезными видами деятельности;
− социальных – социальная и духовная консолидация молодых инвалидов, снижение правонарушений, распространение социальных норм доверия и уважения друг к другу, повышение социальной мобильности личности, рост конкурентоспособности личности, преодоление потребительского, иждивенческого отношения к обществу и к окружению.
67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Абрамова, Е.Р. Социальная реабилитация и интеграция молодых инвалидов в общество / Е.Р. Абрамова // Профилактика зависимостей.
− 1014. − № 1-2. − С. 67-69.
2.
Алексеева, Е.В. 10 уроков пэчворка и квилта / Е.В. Алексеева.
Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 222 с.; илл.
3.
Альбегова, А.Ф. Молодые инвалиды как социальная группа и объект социальной работы / А.Ф. Альбегова, И.С. Корешкова // Социальная и гуманитарные знания. – 2017. –Т. 3. – № 1. – С. 50–54.
4.
Амиржанова, А.Ш. Традиционное народное искусство в развитии художественного восприятия студентов направления «Дизайн»: учебное пособие / А.Ш. Амиржанова. – Омск: Омский гос. ун-т, 2013.
– 109 с.
5.
Андронова, Л.А. Лоскутная мозаика / Л.А. Андронова. М.: Аванта
+
,
2002. 48 с.; илл.
6.
Анкета для изучения потребностей инвалидов [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://ignorik.ru/docs/anketa-dlya-izucheniya- potrebnostejinvalidov-v-tom-chisle.html дата обращения: 01.02.2019).
7.
Антропова И. Шитье: энциклопедия / И. Антропова. М.: Большая
Российская энциклопедия, 2004. 360 с.: илл.
8.
Больницкая, А.Н. Инвалиды и общество /
А.Н.
Больницкая
// Мониторинг общественного мнения. – 2014. − № 4. − С 119−127.
68 9.
Большакова, Н.Л. Социальная реабилитация инвалидов в США / Н.Л.
Большакова // Научный альманах. − 2016. − № 11-3. − С. 236−239.
10. Веремеенко, А.И. Особенности социальной реабилитации инвалидов в
Белгородской области на примере ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов» / А.И. Веремеенко // Актуальные вопросы развития современного общества: сб. статей 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х т. Т. 1. Курск: ЗАО
«Университетская книга», 2014. − С. 201−202.
11. Войлочникова, Б.С. Социальная реабилитация инвалидов в условиях полустационарного учреждения / Б.С. Войлочникова // Вестник
ТОГИРРО. − Тюмень: Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2015. − С. 399−403.
12. Всероссийское общество глухих.
Челябинское региональное отделение. Официальный сайт. – Режим доступа: http://vog74.ru/
(дата обращения: 01.02.2019).
13. Герасимова, О.Ю. Центр социального обслуживания – эффективная форма реабилитации инвалидов / О.Ю. Герасимова, Ю.М. Фатыхова //
Непрерывное медицинское образование и наука. 2015. № 10, С. 12-15.
14. Горюшкина, Н. Мастер-класс. Квилтинг-техника конвергенции
[Электронный ресурс] / Н. Горюшкина. – Режим доступа: http://www.osinka.ru/Sewing/Dekor/Needlework/12_03/
(дата обращения:
01.02.2019).
15. ГОСТ Р 54738-2011. Национальный стандарт Российской Федерации.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утв. Приказом
Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 // Российская газета. –
2013. – 11 декабря.