Файл: Теоретические основы социальной реабилитации молодых инвалидов.pdf
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
78 2) семейные обстоятельства;
3) отсутствие / недостаток квалификации;
4) отсутствие вакансий;
5) низкая заработная плата;
6) потребность в специально оборудованном рабочем месте;
7) имеются сложности с передвижением до работы и обратно;
8) отношение окружающих;
9) необоснованно завышенные требования работодателей при приёме на работу. 5.
Хотели бы Вы пройти профессиональное обучение, получить
дополнительное профессиональное образование?
1) да;
2) нет.
6. С какой целью Вы хотели бы пройти профессиональное обучение, получить
дополнительное профессиональное образование? (один ответ):
1) с целью трудоустройства;
2) получить профессию (специальность) впервые;
3) повысить квалификацию по профессии (специальности);
4) сменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся квалификации, или в связи с утратой способности к выполнению работы по имеющейся квалификации.
Ваши пожелания по совершенствованию работы Челябинского регионального
отделения Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское
общество глухих»:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Благодарим за ответы!
79
Приложение2
Программа «Социально-профессиональная и социально-трудовая
реабилитация молодых инвалидов по слуху на базе ЧРО ОООИ ВОГ»
Пояснительная записка
Гуманизация общественных отношений повысила внимание к интересам каждого отдельного человека, при этом особое внимание уделяется решению проблем молодых инвалидов, что обусловлено, вопервых, трудностями социализации при вхождении в социум в молодом возрасте, отягощенными проблемами физического и психического здоровья, характерными для инвалидов, во-вторых, тем, что молодые люди с особыми потребностями нередко остаются невостребованными в обществе, не могут в полной мере реализовать свой потенциал и на практике стать полноценными гражданами общества.
Процесс интеграции молодых инвалидов в общество ускоряется с переходом к социальной модели инвалидности, когда инвалиды рассматриваются не как люди, с которыми что-то не в порядке, а как полноправного человека, который может функционировать при оптимальной организации окружающей среды, учитывающей ограничения его здоровья. Это открывает широкие возможности для получения образования, профессии и трудоустройства молодых инвалидов. Обучение, профессиональная подготовка и последующее трудоустройство позволяют молодым инвалидам реализовать концепцию независимой жизни, быть свободным и самостоятельным.
Особое место в обретении самостоятельности занимает дополнительное профессиональное образование молодых инвалидов.
80
Процесс формирования и развития творческих способностей молодых инвалидов может быть обеспечен на основе дополнительного профессионального образования, которое направлено на удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование способно обеспечить молодым инвалидам шансы эффективной адаптации к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку лиц, проявивших выдающиеся способности.
Давая человеку возможности для вхождения в социальную деятельность через личный выбор сферы творчества, дополнительное профессиональное образование позволяет развивать творческий потенциал, создает условия и обеспечивает возможности творческого развития, художественно-эстетического воспитания.
Образовательные программы определяют содержание образования, которое, учитывая разные мировоззренческие подходы, содействует сотрудничеству между людьми, их взаимопониманию вне зависимости от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Современное образование, учитывающее особые потребности молодых инвалидов, способствует реализации права на свободный выбор мнений и убеждений всем обучающимся, обеспечивает развитие способностей молодого инвалида, способствует формированию и развитию его личности в соответствии с духовно-нравственными и социокультурными ценностями, принятыми в семье и обществе.
В Российской Федерации по дополнительному образованию реализуются дополнительные образовательные программы:
81 1) дополнительные общеобразовательные программы, которые подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Первые реализуются как для детей, так и для взрослых, вторые – для детей;
2) дополнительные профессиональные программы.
Если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, то образовательное учреждение, которое осуществляет образовательную деятельность по общим и(или) дополнительным программам, вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы,.
Образовательная программа, разработанная и утвержденная учреждением
(организацией), осуществляющей образовательную деятельность определяет: содержание дополнительных общеразвивающих программ; сроки обучения по этим программам; обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся в образовательной программе начального общего и (или) начального профессионального образования, предусматривая организацию: учебных курсов с учетом различных интересов обучающихся, в том числе этнокультурных; внеурочную деятельность.
Перечень нормативно-правовых актов и иных документов, на которые опирается предлагаемая образовательная программа:
1)
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ;
2)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
3)
Приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 г. №
82 196 [12];
4)
Устав Общероссийской общественной организации инвалидов
«Всероссийское общество глухих»: Принят XIV съездом Всероссийского ордена «Знак почета» общества глухих 16−18.10.1990 г., с изменениями и дополнениями от 20−23.06.1995 г., 7-8.10.2003 г., 05.06.2004 г., 03.11.2004 г., 12−13.10.2011 г. [15];
5)
Концепция развития
Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» на период до
2020 года [14];
6)
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов: приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993 г. [13].
Актуальность введения Программы «Социально-профессиональная и социально-трудовая реабилитация молодых инвалидов по слуху на базе ЧРО
ОООИ ВОГ»(далее– Программа) обусловливается необходимостью в развитии личности молодого инвалида, его самостоятельности и инициативности.
Срок обучения (базовый) основам декоративного творчества по предложенной целевой программе один год.
Цель Программы: социально-трудовая реабилитация молодых инвалидов, выработка у молодых инвалидов мотивации к активному, в том числе самостоятельному, поиску работы.
Задачи Программы:
– начальная профессиональная подготовка либо желают получить дополнительное профессиональное образование по тем или иным причинам;
– вовлечение неработающих либо желающих сменить профессию молодых инвалидов, прошедших профессиональную подготовку по программе дополнительного образования, в трудовую деятельность;–
83 диагностик а проблем, интересов, склонностей и возможностей молодых инвалидов;
– обучение молодых инвалидов навыкам самостоятельного поиска работы;
– адаптация молодых инвалидов к условиям рыночной экономики посредством организации и проведения социальнопсихологических тренингов;
– организация обучения и мастер-классов для молодых инвалидов на базе ЧРО ОООИ ВОГ;
− предоставить молодым инвалидам и членам их семей возможность работы на предприятии ЧРО ОООИ ВОГ, а также на дому;
– создать на базе ЧРО ОООИ ВОГ условия, позволяющие реализовывать производимую молодыми инвалидами сувенирную продукцию;
– для максимально эффективной организации продвижения сувенирной продукции предложить молодым инвалидам по слуху идею волонтерского движения из числа молодых инвалидов, которые будут участвовать в проведения благотворительных акций.
Социальные партнеры по реализации мероприятий программы.
1)
Управления социальной защиты населения по районам г.
Челябинска.
2)
Городское управление по молодежной политики администрации города Челябинска и соответствующие отделы в городских районах.
3)
ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области»
4)
ГОУДПО Челябинский областной учебно-методический центр службы занятости (отдел профориентации незанятого населения и профреабилитации инвалидов).
84 5)
Челябинская областная общественная организация
«Всероссийское общество инвалидов».
6)
ФГБОУ
ВО
«Южно-Уральский государственный гуманитарнопедагогический университет (ЧГПУ)».
Идея Программы: Качество жизни молодых инвалидов должно быть максимально приближенно к качеству жизни большей части населения
России, но не столько за счет социальной политики государства и благотворительности отдельных организаций и лиц, сколько благодаря продуманной системе социально-экономических, организационных, психолого-педагогических и иных мероприятий, которые позволили бы молодому инвалиду адаптироваться в противоречивых условиях рыночной экономики, обретя место в жизни общества.
Содержание Программы: Социально-профессиональная и социально-трудовая молодых инвалидов, интеграция молодых инвалидов в общество за счет их вовлечения в профессиональнотрудовую деятельность, мотивации на трудоустройство; оказание молодым инвалидам содействия в самозанятости.
Хотя Программа рассчитана на 1 год, но при необходимости проект может быть продлен. Программа состоит из трех этапов, содержит определенную группу задач, объединенных общей целью.
Программа предполагает составление банк данных молодых (в возрасте от 18 до 35 лет) инвалидов не только по слуху, но по иным основаниям на основе межведомственного взаимодействия.
Участие в Программе позволит молодым инвалидам обучиться швейному делу и изготовлению сувенирной продукции. Работы в швейной и сувенирной мастерских позволит получить практические навыки и повысить квалификацию, что в дальнейшем поспособствует
85 выйти
– в большей или меньшей степени
– на самообеспечениеУчитывая сложности в реализации и финансовые затраты по и сам занятость. реализации товаров и услуг молодым инвалидам будет оказываться помощь в реализации изготовленной ими продукции в организованной на базе ЧРО ОООИ ВОГ
«Сувенирная лавка». Предполагается также заключить договора с предприятиями, учреждениями культуры Челябинска, Челябинской области, а в перспективе – иных регионов на изготовление швейных изделий и сувениров.Программы предполагает оказание содействия молодым инвалидам в организации рабочих мест на базе ЧРО ОООИ
ВОГ и на дому. Программа предполагает также создание «Социальной лавки», работа которой позволит волонтерам из числа молодых инвалидов принимать активное участие в общественно-полезном социальнозначимом труде. В «Социальной лавке» они могут быть задействованы при проведении благотворительных акций по сбору вещей для нуждающихся.
В перспективе возможно введение штанной единицы в размер 0,5 ставки с фиксированным заработком для одного молодого инвалида, который будет заниматься ремонтом, сортировкой и подготовкой к выдаче собранных вещей.
Учитывая, что направление работы с молодыми инвалидами, в большинстве районов Челябинской области недостаточно развито, опыт реализации Программы, необходимо в перспективе распространить через средства массовой информации, на семинарах, конференциях и посредством выпуска методических брошюр.
Ожидаемые результаты Программы:
– повышена социальная активность молодых инвалидов в общественной жизни, мотивация молодых инвалидов в трудоустройстве;
86
– повышен уровень информированности молодых инвалидов о потребностях рынка;
– молодые инвалиды обучены грамотному поиску работу и рыночных ниш, ведению переговоры с работодателем;
– молодые инвалиды обучены навыкам саморегуляции, активизации внутренних ресурсов, коррекции неблагоприятных состояний;
– молодые инвалиды привлечены трудовые мастерские;
– молодые инвалиды и члены их семьи получили возможность надомного труда;
– организовано волонтерское движение с привлечением молодых инвалидов;
– снижено количества молодых инвалидов, состоящих на учете в центре занятости населения;
– обучены швейному делу по направлению «Техника квилта» – 22 человек;
– оказано содействие в создании рабочих мест для молодых инвалидов на базе ЧРО ОООИ ВОГ, возможно и на дому – 22 чел.;
– разработаны методические рекомендации, посвященные правам инвалидов на трудоустройство и технике изготовления сувенирных изделий
– 5 видов по 25 штук; выпущен каталог сувенирной продукции – тираж 10 экземпляров, выпущен журнал «Территория первых» о деятельности и успехах отделения.
Выводы: С открытием учебного отделения для инвалидов молодого возраста у данной категории граждан появилась надежда, что с помощью специалистов их жизнь станет лучше.
Содержание Программы обучения
I. Технологические основы креативного лоскутного шитья
1.1. Материалы, инструменты и приспособления
87
Для изготовления изделий в техники креативного лоскутного шитья потребуется ряд приспособлений и инструментов. Наличие подсобных средств помогут выполнить изделие аккуратно и эстетично.
От того, какая ткань будет использована, зависит не только внешний вид изделия, но и его качество. Следует не забывать также и о выбранной ткани для изделия, так как от этого выбора будет зависеть его функциональность.
Ткани
Основное сырье при работе в техниках лоскутного шитья – разнообразные ткани, но поскольку в последующем изделия будут подвергаться стирке и чистке, в том числе химической, что приводит к усадке или растяжке тканей, то важно не только уметь отбирать ткани по цвету, но и хорошо разбираться в их свойствах.
Хлопчатобумажные ткани с плотным переплетением нитей (ситец, сатин, бязь и т.д.) считаются лучшими для лоскутного шитья, поскольку они удобны в работе, прекрасно гладятся, достаточно, приятны тонкие и лёгкие.
Широкая гамма расцветок вдохновляет и позволяет создавать сложные композиции. И это одна из причин того, что их особенно часто применяют для шитья лоскутных одеял, покрывал, чехлов на подушки и тому подобных изделий.
Разнообразен и ассортимент шерстяных тканей: бостон, габардин, драп, ратин, кашемир и другие.
Наиболее распространенными натуральными шёлковыми тканями, используемыми в лоскутном шитье является: крепдешин, креп-сатин, атлас, креп-жоржет, чесуча и т.д.
В последние десятилетия появились разнообразные ткани, созданные из химических волокон. Это искусственные ткани – вискозный шёлк, ацетатный шёлк, штапельное полотно, и синтетические – капрон, нейлон,