Файл: Методические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1404

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;

разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, "если не поступлю в этот институт, то пойду в другой");

откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.;

физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно "страсть вогнать в мышцы"); для этого нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения;

написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение; этот способ больше подходит для людей замкнутых и скрытных;

слушание музыки: музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Греции (Гиппократ);

изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса - Ланге);

активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;

мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. Действительно, учеными установлено, что вместе со слезами из организма удаляется вещество, возбуждающее центральную нервную систему. Следовательно, его удаление при плаче ведет к снижению возбуждения и эмоционального напряжения.
Проблемы для обсуждения:

1. Виды эмоций, их характеристика.

2. Отличие эмоций от чувств.

3. Способы снижения эмоциональной напряженности.

Список рекомендуемой литературы

Современная психология: справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.

Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. - С-Пб.: Питер, 2001.

Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. - 3-е издание.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.

Вилюнас В.К. психология эмоциональных состояний. - М.: Изд-во МГУ, 1976.

Изард К.Е. Психология эмоций. - С-Пб.: Питер, 1999.

Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

Тема 7. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

7.1. Мышление как психологический феномен

7.2. Типология и качества мышления

7.3. Мышление как процесс решения задач

7.4. Понятие интеллекта и методики его изучения

7.5. Воображение его формы и механизмы

7.6. Общее понятие о языке и речи

7.7. Этапы построения развернутой речи и проблема единиц ее анализа

Список рекомендуемой литературы

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

7.1. Мышление как психологический феномен

Психологические концепции мышления и их философская основа

Психологическая сущность мышления и его особенности

Физиологическая основа процесса мышления

Психологические концепции мышления и их философская основа

Термин "мышление" знаком каждому. Житейская мудрость отмечает, что каждый человек считает себя умным или достаточно умным. На этот счет существует известная поговорка из разряда психологических: "Каждый жалуется на свою память, но никто не жалуется на свой ум".

Понятием "мышление" обозначается одна из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой. Этот факт обусловливает социальную и личностную значимость для человека мышления.

Мышление является предметом изучения не только психологии, но также - и даже, прежде всего, - диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную проблематику или сферу исследования. Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологии является протекание мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания. Психология, так же как и теория познания, рассматривает мышление не в отрыве от бытия. Она изучает его как специальный предмет своего исследования. При этом психологическую науку интересует не отношение мышления к бытию, а строение и закономерность протекания мыслительной деятельности индивида в специфическом отличии мышления от других форм психической деятельности и в его взаимосвязи с ними. (См. дополнительный иллюстративный материал.)



Отличаясь, таким образом, друг от друга, психология мышления и логика, или теория познания, вместе с тем теснейшим образом связаны друг с другом. И действительно, психология мышления всегда исходит и неизбежно должна исходить из той или иной философской, логической, методологической концепции. Эта связь психологии с логикой, теорией познания и с философией отчетливо проявляется в истории таких основных психологических учений, изучавших мышление, как:
ассоциативная психология;

психология мышления вюрцбургской школы;

американский бихевиоризм;

материалистическая психология (деятельностный подход). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Так:
ассоциативная психология исходила из позиций английского эмпиризма;

психология мышления вюрцбургской школы - из идеалистической философии гуссерлианства;

трактовка мышления в американской психологии определялась философией прагматизма;

наша, отечественная материалистическая психология мышления исходит из диалектической логики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Психологическая сущность мышления и его особенности

Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака:
обобщенность и;

опосредствованность. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.

Специфичность мышления заключается в том, что:
мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;

лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;


мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
носит опосредствованный характер;

всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;

исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;

в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;

связано с практической деятельностью человека. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Физиологическая основа процесса мышления

Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936), характеризуя мышление, писал: "Мышление - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом". С физиологической точки зрения, процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. По мнению Павлова: "Мышление... ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли". Таким образом, эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации) и составляют физиологическую основу процесса мышления. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы для обсуждения:

1. Мышление как предмет изучения психологии и логики.

2. Психологические концепции изучения мышления и их философская основа.

3. Психологическая сущность мышления и особенности его протекания.

4. Физиологическая основа мышления.
7.2. Типология и качества мышления

Формы мышления

Виды мышления

Индивидуально-психологические особенности мышления

Формы мышления

В психологической науке различают такие логические формы мышления, как:
понятия;

суждения;

умозаключения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:

общими и единичными;

конкретными и абстрактными;

эмпирическими и теоретическими. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами:
непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть:
истинными;

ложными;

общими;

частными;

единичными.

Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок". (См. дополнительный иллюстративный материал.)