Файл: Методические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 1419
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По способу получения психодиагностической информации психодиагностические методики разделяются на:
объективные;
стандартизированные испытания, или тесты;
на клинические методы, ориентированные на "понимание", интерпретацию (например клиническая беседа, слабостандартизированные проективные методики и т. д.).
Такого рода методы иногда называют экспертными, поскольку их применение требует высокой квалификации и опыта проведения. Отличие этих типов методик отражает различие в подходах к описанию и измерению психической реальности. В первом случае преобладает количественный подход, предписывающий использование жестко фиксированных эмпирических признаков и процедур к разным испытуемым для выявления определенного психического качества; во втором - качественный, допускающий использование различных признаков и процедур для выявления одного и того же качества. При этом последний подход часто оказывается более точным, поскольку вариативность поведения в значительной мере зависит от состояния человека и ситуации, в которой он находится; неучет ситуационных переменных приводит к артефактам, а не к получению психодиагностически значимой информации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Как и всякая научная отрасль, психодиагностика имеет в своем арсенале целый ряд апробированных психологической практикой методов и методик, позволяющих ей успешно решать задачи построения психологических характеристик человека.
Подробно рассказать о всех методах и методиках психодиагностики или просто назвать их не представляется возможным, так как их количество в настоящее время превышает 2000. Однако среди них есть ограниченное число общеизвестных методик, определяющих в целом облик психодиагностики. Приведем некоторые из них и изложим основания для классификации психодиагностических методик (более широкий их перечень и краткое описание см.: [Бурлачук, Морозов, 1989]).
Наиболее естественным основанием для классификации психодиагностических методик является психологическое содержание измеряемого свойства. Однако определение понятия "свойства" достаточно проблематично. Можно назвать два аспекта этой проблемы: содержательный и психометрический.
1. Содержательный аспект данной проблемы предусматривает рассмотрение трех основных точек зрения на понятие психического свойства (Witzlack, 1977). (См. дополнительный иллюстративный материал.) Первая - гипотеза идентичности - предполагает, что психические свойства - это свойства (особенности) поведения, всего лишь термин для обозначения параметров поведения; вторая - гипотеза абстракции - рассматривает психические свойства как генерализованную реакцию, как обобщение отдельных форм поведения; третья - гипотеза диспозиции - предлагает считать психические свойства диспозициями поведения, причинами, детерминирующими, направляющими и регулирующими поведение, возможно, имеющими свою физиологическую природу. Проблема усугубляется еще и тем, что поведение есть функция и личности, и ситуации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
2. Психометрический аспект предполагает рассмотрение различий между свойствами по характеру измерения их интенсивности. Так, точечные свойства обладают только качественной определенностью. Линейные свойства, или одномерные, имеют определенную интенсивность и могут изменяться лишь в направлении уменьшения или увеличения. В факторную теорию интеллекта (Чарльз Спирмен (1863-1945), Луис Терстоун (1887-1955), Дж. Гилфорд, Г. Айзенк) вводятся понятия "общий интеллект", "креативность" и др.; при этом учитывается, что данные свойства являются линейными. Однако Ф. Гальтон и В. Вейс считали, что талант либо есть, либо его нет, т. е. они молчаливо признавали талант точечным свойством. По мнению Карла Густава Юнга (1875-1961), установка сознания может быть либо экстравертированной, либо интровертированной (точечное свойство); Г. Айзенк же утверждает, что вполне можно определить уровень экстраверсии-интроверсии (линейное свойство). Многомерные свойства подвержены различным изменениям, поэтому их можно свести к совокупности одномерных. Одномерные свойства можно представить как совокупность точечных свойств.
По типу диагностируемых психологических свойств методики психодиагностики можно разделить на следующие группы:
методики диагностики познавательных способностей (оценки особенностей восприятия, памяти, внимания, интеллекта, креативности);
специальных способностей (музыкальных, актерских, технических, деловых качеств и т. д.);
личностных черт; самосознания;
индивидуального сознания;
мотивационной сферы;
межличностных отношений и др. (Общая психодиагностика, 1987; Анастази, 1982). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Другим критерием классификации психодиагностических методик является мера "объективности-субъективности". В случае объективных методик влияние психодиагноста на результаты минимально; при применении субъективных методик результаты обследования зависят от опыта и интуиции исполнителя. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проведение обследований с использованием психодиагностических методик требует от психодиагноста выполнения различных технологических операций, что является еще одним основанием для классификации методик (Шмелев, 1996). Так, выделяют:
аппаратурные методики диагностики психофизиологических показателей;
аппаратурные поведенческие методики;
тесты способностей;
методики диагностики креативности;
личностные тесты-опросники;
методики субъективного шкалирования;
проективные методики;
технику репертуарных решеток;
структурированное интервью;
клиническую беседу;
ситуационное тестирование;
различные интерактивные методики (тренинги, "ролевые игры", организационно-деятельностные игры). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Аппаратурные методики диагностики психофизиологических показателей используют:
частоту сердечных сокращений;
электрокардиограмму;
электроэнцефалограмму;
функции дыхания;
кожно-гальваническую реакцию;
критическую частоту слияния мельканий;
различные виды миограммы;
плетизмограммы вызванных потенциалов коры головного мозга и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Такого типа методики часто применяют для диагностики функционального состояния наряду с субъективными отчетами испытуемого о своем состоянии (Леонова, 1984).
Аппаратурные поведенческие методики. Определение времени простых и сложных сенсомоторных реакций на различные стимулы, диагностика чувства равновесия и психомоторной координации, тремор, точность движений и др. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры профессиональных умений: имитаторы полета на самолете, управления движением воздушным транспортом, езды на автомобиле и др. (Кулагин, 1984). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Тесты способностей - это батареи разнообразных заданий типа "меню", с различными вариантами ответов, или "открытые", без возможных вариантов ответов. Часто их называют объективными тестами, поскольку почти всегда известен правильный ответ на то или иное задание и можно объективно знать, правильно оно выполнено или нет. Наиболее известны следующие тесты:
шкала умственного развития Стэнфорда - Бине (IQ);
шкалы измерения интеллекта Векслера (Панасюк, 1973);
тест структуры интеллекта Амтхауэра (Акимова и др., 1996);
прогрессивные матрицы Равена (Лучшие психологические тесты, 1991);
тест Вандерлика (Практикум по психодиагностике, 1992);
свободный от культуры тест интеллекта Р.Кеттела;
тест на концентрацию внимания KLT (Duker, Lienert, 1965);
тест на вычеркивание D2 (Brickenkamp, 1972);
методика определения объема кратковременной памяти, "Счет с наращиванием" (Марищук, 1984);
тест общих способностей GABT и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Особое место занимают методики диагностики креативности. В них априори отсутствует правильный ответ; оценка креативности, как правило, определяется по показателю статистической редкости ответа для выборки стандартизации. Наиболее известными являются:
Южнокалифорнийский тест интеллекта,
тест креативности Торренса (Аверина, Щелбанова, 1996; Воронин, 1994),
методика отдаленных ассоциаций Медника (Галкина, Алексеева, 1993; Воронин, Галкина, 1994). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Пожалуй, наибольшее распространение получили личностные тесты-опросники, которые представляют собой ряд вопросов или утверждений с возможными вариантами ответов (как правило, два или три). В отличие от тестов способностей, в них отсутствуют объективно правильные или неправильные ответы, но ответ на каждый пункт опросника предопределяет степень выраженности той или иной черты. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Под чертой обычно понимается некая переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием различных уровней регуляции: на уровне организма, на социально-нормативном уровне и на личностном уровне (Столин, 1983). Традиционно выделяют три класса черт: конституциональные, обусловленные свойствами организма и задающие ограничения для максимально широких классов ситуаций; индивидные, обусловленные опытом жизнедеятельности в определенных социально-нормативных ситуациях; личностные, или рефлексивно-ситуационные, обусловленные осознанием человеком собственного поведения и поведения других людей и проектированием своего поведения в зависимости от различных ситуаций в будущем. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Многие эмпирически определенные черты в большей или меньшей степени обусловлены тремя факторами: конституцией, средой, личностью.
Психодиагностика конституциональных диспозиций (темперамента) проводится, как правило, с использованием опросника темперамента Стреляу (Маришук, 1984) и опросника структуры темперамента Русалова [Русалов, 1990]. Два базисных параметра индивидуальности, "экстраверсию-интроверсию" и "нейротизм-эмоциональную стабильность", диагностируют с помощью опросника Айзенка (Лучшие психологические тесты, 1991). Другие базисные параметры диагностируют с помощью опросников Майерс-Бриге и Киерси (Овчинников и др., 1994), которые позволяют определять психологический тип человека по следующим основаниям:
"экстраверсия-интроверсия";
"ошущения-интуиция";
"мышление-эмоциональность";
"планомерность, рассудительность-импульсивность". (См. дополнительный иллюстративный материал.)
В какой-то степени вторичные факторы опросника 16PF также могут быть отнесены к указанной категории опросников. Уже упомянутые "эстраверсия" и "нейротизм" дополняются факторами "рациональность-эмоциональность", очевидно связанными с волевой регуляцией деятельности, и фактором "конформизм".