Файл: Методические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 1426
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
противовес им другие психические свойства, такие, как направленность личности, ее характер и способности, не только необходимы, но и достаточны для того, чтобы определить направление и содержание общественно-трудовой деятельности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Так как свойства личности характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, они проявляются лишь в таких действиях и поступках, которые имеют общественное значение. В этом их отличие от всех других психических свойств, как, например, качественных особенностей психических процессов или мотивов и психических состояний, которые могут проявляться в любых действиях или даже движениях. Отсюда следует, что экспериментальное исследование личности возможно только тогда, когда в экспериментальных условиях мы можем вызвать такие действия, которые осознаются испытуемым как общественно значимые.
Человек осуществляет общественно-трудовую деятельность в объективных условиях. Это определяет типичность ее характера для данной исторической эпохи, общественного строя, общественного класса, профессии и т.п.
Точно так же и психические свойства личности, характеризующие человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, отличаются социальной типичностью. Яркость и отчетливость социальной типичности свойств личности возрастает с ее уровнем. Так, выдающаяся личность воплощает в себе определенный идеал социального типа.
Кроме социальной типичности, свойства личности обладают еще и своеобразием, индивидуальными особенностями, отличающими одного человека от другого. "Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.".
Структура личности
В структуру личности входит в первую очередь внутрииндивидная, или интроиндивидная, подсистема, образованная особенностями строения темперамента, характера, способностей человека. Эта подсистема является необходимой, но недостаточной для понимания психологии личности.
Внутри замкнутого пространства физического тела индивида его личность не может быть обнаружена. Ее можно найти лишь в пространстве межиндивидных отношений. Лишь процессы межличностного взаимодействия в группе могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.
Таким образом, одна из подструктур личности как бы расположена в межиндивидном пространстве, за рамками органического тела индивида, образуя интериндивидную подсистему личности.
Интроиндивидная и интериндивидная подсистемы не исчерпывают все личностные проявления. Кроме них необходимо выделить еще одну составляющую структуры личности - метаиндивидную (надиндивидную). Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих "здесь и теперь" связей с другими индивидами. Фокус внимания психолога в данном случае направлен на "вклады" в других людей, которые субъекты вольно или невольно осуществляют посредством своей деятельности. Здесь имеется в виду активный процесс определенного продолжения себя в другом не только в сам момент воздействия субъекта на других индивидов, но и вне рамок актуального непосредственного сиюминутного взаимодействия. Процесс и результат отражения субъекта в других людях, его идеальной представленности и осуществления в них своих вкладов получил название персонализации.
Явление персонализации дает возможность внести определенную ясность в проблему личного бессмертия, всегда волновавшую человечество. Так как личность человека не сводится к представленности ее в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность "полностью" не умирает. Об этом говорят слова А.С.Пушкина: "Нет, весь я не умру, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит". Слова "он живет в нас после смерти" не несут ни мистический, ни метафорический смысл. Они лишь констатируют факт разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из ее звеньев.
Вероятно, если бы мы сумели зафиксировать существенные изменения, которые данный индивид произвел своей реальной предметной деятельностью и общением в других индивидах, то мы получили бы наиболее полную его характеристику именно как личности. Индивид может достигнуть уровня исторической личности в определенной социально-исторической ситуации лишь в том случае, если эти изменения затрагивают достаточно широкий круг людей, получив оценку не только современников, но и истории, которая обладает возможностью более точно взвесить эти личностные вклады, которые в конечном счете оказываются вкладами в общественную практику.
Метод отраженной субъектности позволяет экспериментально подтвердить факт персонализации, что и было показано в большом количестве исследований.
Артур Владимирович Петровский (1924) предлагает пример одного из них. Школьников просили оценить нравственные, волевые, умственные и другие качества незнакомого сверстника по фотографии. Так как изображенного на фотографии ученика испытуемые не знали, а черты лица не дают достаточной информации для выводов, то полученные оценки оказались аморфными и неопределенными. Его не считали умным, однако и не утверждали, что он глуп, и т.д. Во второй серии опыта одновременно с предъявлением фото уже другого школьника включалась фонограмма, на которой записан голос педагога. Содержание того, что он говорил, во-первых, не улавливалось испытуемым, во-вторых, не имело никакого отношения к задаче оценки портрета. Между тем голос одного педагога приводит к резкой поляризации оценок - незнакомец оценивается как глупый, злой, хитрый и т.п. или, напротив, как умный, добрый, простодушный и т.п., а голос другого - оставляет оценки столь же аморфными, какими они были в первой экспериментальной серии. Из эксперимента видно, что первый педагог в большей степени личностно представлен, персонализирован в своих учениках.
Таким образом, в структуру личности входят три подсистемы:
индивидуальность личности;
ее представленность в системе межличностных отношений;
запечатление личности в других людях, ее "вклад" в них. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Каждый из этих компонентов органически вплетен в общую структуру личности, образуя ее единство и целостность.
Итак, чтобы понять личность, необходимо рассматривать ее в системе действительных отношений с окружающими людьми, а не как образованную жестким сочетанием атомов индивидуальных качеств изолированную молекулу. Необходимо изучить и группы, в которые входит данный человек, в которых он действует и общается, производит и принимает "вклады", осуществляя преобразование интеллектуальной и эмоциональной сферы других людей и, в свою очередь, претерпевая изменения, приняв "вклады" от них. В центре внимания психолога должны находиться активность личности и характер ее социальнозначимой направленности.
Проблемы для обсуждения:
1. Соотношение понятий "индивид", "индивидуальность", "личность".
2. Человек как субъект, его психическая организация.
3. Структура личности.
8.4. Уникальность жизненного пути личности
Проблема жизненного пути в психологической науке
Жизненные планы и жизненный сценарий
Проблема жизненного пути в психологической науке
Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, выявлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее - в ряде работ отечественных и зарубежных психологов.
Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.
Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий:
"жизненный путь";
"стратегия жизни";
"жизненная цель";
"жизненная перспектива";
"психологическая перспектива";
"личностная перспектива";
"жизненные задачи";
"пространство и время жизни";
"инициатива" и "ответственность";
"стиль жизни", "жизненный план";
"сценарий жизни". (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Рассмотрим определения этих понятий. Жизненный путь - процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.
Стратегия жизни - способ организации жизненного процесса.
Жизненная цель - представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующем все частные события и оправдывающем человеческое существование.
Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.
Психологическая перспектива - когнитивная способность предвидеть будущее.
Личностная перспектива - готовность к будущему в настоящем.
Жизненные задачи - реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.
Пространство и время жизни - психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время - как свойство его регуляции.
Инициатива - своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.
Ответственность - умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.
Стиль жизни - уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.
Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.
Жизненные планы и жизненный сценарий
Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части - жизненной перспективы - становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения.
Так как свойства личности характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, они проявляются лишь в таких действиях и поступках, которые имеют общественное значение. В этом их отличие от всех других психических свойств, как, например, качественных особенностей психических процессов или мотивов и психических состояний, которые могут проявляться в любых действиях или даже движениях. Отсюда следует, что экспериментальное исследование личности возможно только тогда, когда в экспериментальных условиях мы можем вызвать такие действия, которые осознаются испытуемым как общественно значимые.
Человек осуществляет общественно-трудовую деятельность в объективных условиях. Это определяет типичность ее характера для данной исторической эпохи, общественного строя, общественного класса, профессии и т.п.
Точно так же и психические свойства личности, характеризующие человека как субъекта общественно-трудовой деятельности, отличаются социальной типичностью. Яркость и отчетливость социальной типичности свойств личности возрастает с ее уровнем. Так, выдающаяся личность воплощает в себе определенный идеал социального типа.
Кроме социальной типичности, свойства личности обладают еще и своеобразием, индивидуальными особенностями, отличающими одного человека от другого. "Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.".
Структура личности
В структуру личности входит в первую очередь внутрииндивидная, или интроиндивидная, подсистема, образованная особенностями строения темперамента, характера, способностей человека. Эта подсистема является необходимой, но недостаточной для понимания психологии личности.
Внутри замкнутого пространства физического тела индивида его личность не может быть обнаружена. Ее можно найти лишь в пространстве межиндивидных отношений. Лишь процессы межличностного взаимодействия в группе могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.
Таким образом, одна из подструктур личности как бы расположена в межиндивидном пространстве, за рамками органического тела индивида, образуя интериндивидную подсистему личности.
Интроиндивидная и интериндивидная подсистемы не исчерпывают все личностные проявления. Кроме них необходимо выделить еще одну составляющую структуры личности - метаиндивидную (надиндивидную). Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих "здесь и теперь" связей с другими индивидами. Фокус внимания психолога в данном случае направлен на "вклады" в других людей, которые субъекты вольно или невольно осуществляют посредством своей деятельности. Здесь имеется в виду активный процесс определенного продолжения себя в другом не только в сам момент воздействия субъекта на других индивидов, но и вне рамок актуального непосредственного сиюминутного взаимодействия. Процесс и результат отражения субъекта в других людях, его идеальной представленности и осуществления в них своих вкладов получил название персонализации.
Явление персонализации дает возможность внести определенную ясность в проблему личного бессмертия, всегда волновавшую человечество. Так как личность человека не сводится к представленности ее в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность "полностью" не умирает. Об этом говорят слова А.С.Пушкина: "Нет, весь я не умру, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит". Слова "он живет в нас после смерти" не несут ни мистический, ни метафорический смысл. Они лишь констатируют факт разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из ее звеньев.
Вероятно, если бы мы сумели зафиксировать существенные изменения, которые данный индивид произвел своей реальной предметной деятельностью и общением в других индивидах, то мы получили бы наиболее полную его характеристику именно как личности. Индивид может достигнуть уровня исторической личности в определенной социально-исторической ситуации лишь в том случае, если эти изменения затрагивают достаточно широкий круг людей, получив оценку не только современников, но и истории, которая обладает возможностью более точно взвесить эти личностные вклады, которые в конечном счете оказываются вкладами в общественную практику.
Метод отраженной субъектности позволяет экспериментально подтвердить факт персонализации, что и было показано в большом количестве исследований.
Артур Владимирович Петровский (1924) предлагает пример одного из них. Школьников просили оценить нравственные, волевые, умственные и другие качества незнакомого сверстника по фотографии. Так как изображенного на фотографии ученика испытуемые не знали, а черты лица не дают достаточной информации для выводов, то полученные оценки оказались аморфными и неопределенными. Его не считали умным, однако и не утверждали, что он глуп, и т.д. Во второй серии опыта одновременно с предъявлением фото уже другого школьника включалась фонограмма, на которой записан голос педагога. Содержание того, что он говорил, во-первых, не улавливалось испытуемым, во-вторых, не имело никакого отношения к задаче оценки портрета. Между тем голос одного педагога приводит к резкой поляризации оценок - незнакомец оценивается как глупый, злой, хитрый и т.п. или, напротив, как умный, добрый, простодушный и т.п., а голос другого - оставляет оценки столь же аморфными, какими они были в первой экспериментальной серии. Из эксперимента видно, что первый педагог в большей степени личностно представлен, персонализирован в своих учениках.
Таким образом, в структуру личности входят три подсистемы:
индивидуальность личности;
ее представленность в системе межличностных отношений;
запечатление личности в других людях, ее "вклад" в них. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Каждый из этих компонентов органически вплетен в общую структуру личности, образуя ее единство и целостность.
Итак, чтобы понять личность, необходимо рассматривать ее в системе действительных отношений с окружающими людьми, а не как образованную жестким сочетанием атомов индивидуальных качеств изолированную молекулу. Необходимо изучить и группы, в которые входит данный человек, в которых он действует и общается, производит и принимает "вклады", осуществляя преобразование интеллектуальной и эмоциональной сферы других людей и, в свою очередь, претерпевая изменения, приняв "вклады" от них. В центре внимания психолога должны находиться активность личности и характер ее социальнозначимой направленности.
Проблемы для обсуждения:
1. Соотношение понятий "индивид", "индивидуальность", "личность".
2. Человек как субъект, его психическая организация.
3. Структура личности.
8.4. Уникальность жизненного пути личности
Проблема жизненного пути в психологической науке
Жизненные планы и жизненный сценарий
Проблема жизненного пути в психологической науке
Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, выявлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее - в ряде работ отечественных и зарубежных психологов.
Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.
Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий:
"жизненный путь";
"стратегия жизни";
"жизненная цель";
"жизненная перспектива";
"психологическая перспектива";
"личностная перспектива";
"жизненные задачи";
"пространство и время жизни";
"инициатива" и "ответственность";
"стиль жизни", "жизненный план";
"сценарий жизни". (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Рассмотрим определения этих понятий. Жизненный путь - процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.
Стратегия жизни - способ организации жизненного процесса.
Жизненная цель - представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующем все частные события и оправдывающем человеческое существование.
Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.
Психологическая перспектива - когнитивная способность предвидеть будущее.
Личностная перспектива - готовность к будущему в настоящем.
Жизненные задачи - реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.
Пространство и время жизни - психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время - как свойство его регуляции.
Инициатива - своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.
Ответственность - умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.
Стиль жизни - уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.
Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.
Жизненные планы и жизненный сценарий
Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части - жизненной перспективы - становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения.