Файл: Методические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 1427
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
социальноориентированные;
предметно-ориентированные;
личностноориентированные ситуации. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Другие примеры приведены М. Аргайлом и Э. Берном. Аргайл называет:
официальные социальные события;
случайные эпизодические встречи;
формальные контакты на работе и в быту;
асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Э. Берн уделяет особое внимание различным:
ритуалам;
полуритуалам (имеющим место в развлечениях);
играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Стиль поведения и действий
Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному "подает" себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий:
ритуальный;
манипулятивный;
гуманистический. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: "Как дела?" отвечать "Прекрасно!", как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать "по существу", притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия ("Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает" и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой ответ, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля взаимодействия, то это отдельная большая проблема, особенно в практической социальной психологии.
Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Основные механизмы взаимопонимания
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются:
идентификация;
эмпатия;
рефлексия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Термин "идентификация" имеет в социальной психологии несколько значений.
Идентификация - это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Эмпатия - также мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью "понять" переживания и чувства познаваемого человека. Слово "понимание" здесь используется в метафорическом смысле - эмпатия есть "аффективное понимание".
Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию, и часто в психологической литературе термин "эмпатия" имеет расширительное толкование - в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. (См. дополнительный иллюстративный материал.) При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности. Это означает два момента:
принятие личности человека в целостности;
собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Рефлексия в проблеме понимания друг друга - это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция.
Аттракция (от англ. attract - притягивать, привлекать) - это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных), своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы для обсуждения:
1. Различные подходы к пониманию структуры межличностного взаимодействия.
2. Основные стили действий.
3. Основные механизмы взаимопонимания.
10.3. Формирование психологического портрета в межличностных отношениях
Межличностное восприятие и понимание человека
Формирование межличностных отношений
Психология межличностного воздействия
Межличностное восприятие и понимание человека
В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия:
межличностное восприятие и понимание человека;
формирование межличностных отношений;
оказание психологического воздействия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Психологический портрет индивида (как он воспринимается ближайшим окружением) формируется в ходе решения первой задачи.
Понятие "восприятие человека человеком" недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие "понимание человека", что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью - свойством личности, позволяющим ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Особенности воспринимающего зависят от:
пола;
возраста;
национальности;
темперамента;
состояния здоровья;
установок;
опыта общения;
профессиональных и личностных особенностей и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения людей. С возрастом легче дифференцируются эмоциональные состояния. Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта.
Объектом познания является как физический, так и социальный облик человека. При восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относятся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
К анатомическим (соматическим) особенностям относятся:
рост;
голова;
руки и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Физиологические характеристики включают:
дыхание;
кровообращение;
потоотделение и т.д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Функциональные особенности включают:
осанку;
позу;
походку. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Паралингвистические (невербальные) особенности общения включают мимику, жесты и телодвижения. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее (рис. 1). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Социальное оформление внешности (внешний облик) включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Рис 1. Дифференциация эмоций
Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Примером из художественной литературы, демонстрирующим умение определять по особенностям речи место рождения и профессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы Б. Шоу "Пигмалион". (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. При восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Процесс познания человека включает:
механизмы, искажающие представления о воспринимаемом;
механизмы межличностного познания;
обратную связь от объекта;
условия, в которых происходит восприятие. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются:
механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта);
механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих);
механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей);
механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни воспринимающего). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным).