Файл: Методические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1425

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.

К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм (от лат. Favor - благосклонность). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Формирование межличностных отношений

Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте.

Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности (Н. Н. Обозов). В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами. У женщин круг общения значительно меньше, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе. Они чаще жалуются на одиночество (И. С. Кон). Для женщин более значимы особенности, проявляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин - деловые качества. В разных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к различным социальным слоям и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Процесс развития межличностных отношений включает в себя:
динамику;

механизм регулирования межперсональных отношений;

условия их развития. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут постепенно ослабляться. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов:

знакомство;

приятельские;

товарищеские;

дружеские отношения.

Знакомства осуществляются в зависимости от социокультурных норм общества.

Приятельские отношения формируют готовность к дальнейшему развитию межличностных отношений.

На этапе товарищеских отношений происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (недаром говорят "поступить по-товарищески", "товарищ по оружию").

Дружеские отношения имеют общее предметное содержание - общность интересов, целей деятельности и т. д. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Одним из механизмов развития межличностных отношений, как мы уже говорили ранее, является эмпатия - отклик одной личности на переживания другой.

Эмпатия имеет несколько уровней:
первый уровень включает когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния);

второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию;

третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Между этими тремя уровнями эмпатии существуют сложные, иерархически организованные взаимосвязи. Различные формы эмпатии и ее интенсивности могут быть присущи как субъекту, так и объекту общения. Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. В городских условиях, по сравнению с сельской местностью, межличностные контакты более многочисленны, быстро заводятся и так же быстро прерываются. Влияние временного фактора различно в зависимости от этнической среды: в восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных - спрессовано, динамично.
Психология межличностного воздействия

Психологическое воздействие сводится к взаимному обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом. (См. дополнительный иллюстративный материал.) (См. дополнительный иллюстративный материал.)



Субъект психологического воздействия может выступать в роли:
организатора;

исполнителя (коммуникатора);

исследователя своего процесса воздействия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Субъект межличностного воздействия:
изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;

выбирает стратегию, тактику и средства воздействия;

учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности-неуспешности воздействия;

организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объекта на субъект) и т. д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипуля-тивного воздействия.

Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. (См. дополнительный иллюстративный материал.) К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи, в свою очередь, многомерной системой, включает:
стратегию;

тактику;

средства;

методы;

формы;

аргументацию и критерии эффективности воздействия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Стратегия - это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента.

Тактика - это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов.


В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

К методам воздействия относятся:
убеждение;

принуждение (на уровне сознания);

внушение;

заражение;

подражание (на неосознаваемом уровне психики). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия могут быть речевые (письменные и устные) и наглядные. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется). (См. дополнительный иллюстративный материал.) Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации - доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Критерии эффективности воздействия делятся на:
стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие);

тактические (промежуточные), которыми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических и поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, используя их различную интенсивность и частоту проявления. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Условия воздействия включают место и время общения, а также количество участников, на которых оказывается воздействие. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Проблемы для обсуждения:

1. Уровни эмпатии.

2. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого индивида.
10.4. Объект и субъект конфликта. Границы эффективности конфликтного поведения

Кооперация и конкуренция как виды взаимодействия

Структура конфликтной ситуации


Виды конфликтов

Кооперация и конкуренция как виды взаимодействия

Практически люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются "позитивными" с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе "расшатывающие" совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее. (См. дополнительный иллюстративный материал.) (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности:
разделение единого процесса деятельности между участниками;

изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, на общепсихологическом языке это означает, что "предмет" и "мотив" деятельности не совпадают. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности? Средством такого соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в кооперации. Важным показателем "тесноты" кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации чаще всего имеют дело с анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.