Файл: Методические рекомендации по изучению курса Программа курса Раздел I. Человек и его познание Тема Необходимость изучения психологии и педагогики в поисках смысла.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1405

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вслед за Коменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена таких ее виднейших представителей, как:
Джон Локк (1632-1704) в Англии;
Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции;
Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии;
Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистервег в Германии и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)


Активно разрабатывались идеи обучения и воспитания в русской педагогике:
широкую известность получил, в частности, оригинальный педагогический трактат XII века "Поучение князя Владимира Мономаха детям", в котором содержались мысли о нравственных критериях воспитания и обучения;
в XVII веке Епифаний Славинецкий разрабатывает в своем труде "Гражданство обычаев детских" правила поведения детей в семье, школе и общественных местах;
большой вклад в развитие педагогической мысли внес М.В.Ломоносов, создавший ряд учебных книг по риторике и грамматике;
значительно продвинули вперед отечественную педагогическую мысль работы К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, В.П.Острогорского, П.Ф.Лесгафта, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, К.Н.Вентцеля и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)


Предметная область и основные категории педагогики
Все это позволило педагогической науке уже к середине XVIII века выделиться в самостоятельную науку со своим предметом научного исследования. В дальнейшем предмет педагогики неоднократно уточнялся, и в современных условиях им является процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека как особая функция общества. Тем самым педагогика предстает как наука об исследовании сущности развития и формирования человеческой личности и определении на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного педагогического процесса. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Основными категориями педагогики являются:
развитие;
воспитание;
образование;
обучение. (См. дополнительный иллюстративный материал.)


Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Термин "воспитание" используется в литературе в двух смыслах - узком и широком - в зависимости от контекста. Под воспитанием в узком смысле традиционно понимается система целенаправленных воздействий на личность
, развитие, формирование личности в заданном воспитателем направлении, что проявляется в изменении мировоззрения, системы ценностей, установок, действенных отношений человека к миру и т.п. Такое представление о воспитании является упрощенным и в настоящее время подвергается интенсивному переосмыслению.

Под воспитанием в широком смысле имеется в виду кроме воспитания в узком смысле также обучение, приобретение новых знаний, умений и навыков. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Широкое понимание воспитания вполне оправданно и используется все чаще. Действительно, любое новое знание или умение, а также процесс их приобретения неизбежно оказывают влияние на личность человека. Отсюда берет свое начало один из главных принципов педагогики - принцип единства обучения и воспитания (здесь уже термин "воспитание" взят в узком смысле).

Воспитание в широком смысле как целенаправленный процесс овладения всей совокупностью общественного опыта включает в себя:
обучение как процесс овладения знаниями, умениями, способами творческой деятельности, мировоззренческими идеями;
воспитание в узком смысле понимается как формирование социальных, нравственных, эстетических и других отношений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)


Выделение в общем воспитательном процессе его специфических сторон носит в известной мере условный характер. В реальной педагогической деятельности они всегда органично связаны между собой и проникают друг в друга. Тем самым педагогический процесс предполагает осуществление целостной системы педагогического взаимодействия, соответствующего определенным, собственно педагогическим требованиям.

Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Обучение всегда является двусторонним процессом и состоит из преподавания и учения. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Эти деятельности описывают активность каждого из участников педагогического процесса. Поэтому обучение можно определить и так: обучение - это преподавание и учение, взятые в единстве. (См. дополнительный иллюстративный материал.)



Таким образом, обучение можно определить как совместную деятельность учащегося и преподавателя, направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами.

В свете вышеизложенного педагогика предстает как:
наука о воспитании (имеется в виду "воспитание" в широком смысле);
наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь "воспитание" употребляется в узком смысле). (См. дополнительный иллюстративный материал.)


Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Термин образование несколько шире по своему значению, чем термин обучение. Под образованием имеется в виду процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе. Образование может быть организовано как в форме обучения, так и в форме самообразования, т.е. без присутствия преподавателя в прямом смысле этого слова. В термине образование в более явной форме присутствует указание на связь приобретенных в ходе обучения знаний и умений с уровнем личностного развития. Образованный человек - это не просто знающий человек, но и обладающий высоко ценимыми в обществе качествами личности.

Система педагогического знания подразделяется на:
теорию воспитания;
дидактику. (См. дополнительный иллюстративный материал.)


Под дидактикой понимается теория образования и обучения.
Методы педагогики
Как любая наука, педагогика характеризуется не только своим собственным предметом, но и специфическим набором методов. При этом необходимо различать:
во-первых, методы обучения и воспитания, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели;
во-вторых, собственно исследовательские методы, т.е. приемы получения самого педагогического знания, позволяющего вырабатывать эти цели и средства их достижения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)



К методам второго типа (исследовательским методам, направленным на добывание собственно педагогического знания) можно отнести, в частности, следующие:
наблюдение;
беседа и интервью (включая стандартизованное интервью);
изучение документации и продуктов деятельности учащихся;
анкетирование;
опросы;
тестирование: тесты достижений,
личностные тесты,
интеллектуальные тесты,
тесты креативности и др.;
метод экспертных оценок;
педагогический эксперимент: констатирующий,
формирующий,
контрольный;
количественные методы статистического анализа;
контент-анализ;
организационно-деятельностные игры. (См. дополнительный иллюстративный материал.)


Отрасли педагогики
В результате развития науки, техники и культуры происходит дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания:
возрастом, (См. дополнительный иллюстративный материал.)
профессией,
психофизиологическими данными и т. д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)


Основные "ветви" древа педагогической науки следующие:
общая педагогика;
дошкольная педагогика;
педагогика общеобразовательной школы;
специальная педагогика (дефектология);
педагогика профессионально-технического и среднего специального образования;
исправительно-трудовая педагогика;
военная педагогика;
педагогика высшей школы;
история педагогики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)


Общая педагогика - изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются:
теория воспитания;
теория обучения (дидактика);
теория организации и управления в системе образования. (См. дополнительный иллюстративный материал.)


Дошкольная педагогика - изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Педагогика общеобразовательной школы - исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников. (См. дополнительный иллюстративный материал.)


Специальная педагогика (дефектология) - наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют такие ее направления:
сурдопедагогика - изучает закономерности обучения и воспитания глухих;
тифлопедагогика - слепых и слабовидящих детей;
олигофренопедагогика - умственно отсталых детей;
логопедагогика, разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков. (См. дополнительный иллюстративный материал.)