Файл: Учебник для студ высш учеб заведений н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 506

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

89
Практические и лабораторные работы проводятся в классе и непосредственно на уроке, а также в живом уголке и на пришколь- ном участке во время внеурочных занятий. Нельзя недооценивать значение работы учащихся с цифровыми данными, картосхемами, поскольку в ходе выполнения заданий на сравнение, выявление закономерностей, установление причинно-следственных связей, создание мысленных моделей у них формируются важные интеллектуальные и практические умения.
На лабораторных и практических занятиях по общей экологии возможно изучение школьниками черт приспособленности орга- низмов к условиям водной, наземно-воздушной и почвенной среды; изучение жизненных форм и экологических групп (на примере комнатных растений).
На практических внеклассных или внеурочных занятиях целе- сообразно организовать практическую деятельность учащихся по созданию и поддержанию искусственной экосистемы (на примере аквариума).
У старшеклассников методологические знания и умения можно формировать на уроках на следующие темы: «Моделирование динамических процессов в популяции», «Моделирование процессов в экосистемах (игра «Остров»)», «Моделирование отношений
«хищник—жертва».
Постановка
цели работы
Технический
инструктаж
Организационный
инструктаж
Подготовка
места
работы
Правила
обращения
с
оборудованием
Способ
организации
:
(фронтально,
индивидуально
,
по
группам)
Содержание
работы
(вариативное,
инвариативное
)
Работа
с объектами
Инструктаж
Материал
одинаковый или
разный
Выполнение
paботы учащимися
По
устной команде
учителя
По
плану в
учебнике
По
инструктивной
карточке
Фиксация
результатов работы
Словесный
ответ
Показ
учителю
Описание
работы
Запись
в
таблице
Зарисовка
схем
Монтировка
материала

90
С применением практических методов обучения можно орга- низовать деятельность учащихся по изучению экологических атласов и составлению геоэкологических карт; на основе изучения карт и атласов определять возможные места для размещения про- мышленных предприятий.
Лабораторные работы учащихся могут быть посвящены изучению и оценке экологического и санитарно-гигиенического состояния учебных помещений, анализу проб воды (водопроводной и из различных водоемов), снега, льда, дождевой воды. Учащимся предлагают определить такие показатели воды, как прозрачность, цвет, запах; сухой остаток; общее содержание примесей, а также определить кислотность, жесткость воды; выявить присутствие в ней масел и жиров.
Вопросы и задания
1.
Какие признаки характеризуют практические методы обучения экологии?
2.
Какие виды практических методов применяют преимущественно на уроке, а какие — на экскурсии?
3.
Приведите примеры практических методов, используемых на ил- люстративном и поисковом уровнях.
4.
Какое значение имеют практические методы для развития личности ученика?
Чем характеризуются лабораторные работы по экологии?


91 6.5. Выбор методов при обучении экологии
Зависимость
выбора метода обучения от содержания учебного
материала
. При подготовке к уроку, к проведению экскурсии перед каждым учителем стоит важная проблема — выбор наиболее эффективных методов для изучения конкретного учебного мате- риала. Ведущее значение для выбора методов обучения имеют ха- рактер содержания изучаемого материала, учет предполагаемого уровня уже усвоенных учащимися знаний. Кроме этого, при выборе методов обучения необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, обеспеченность кабинета экологии тем или иным учебным оборудованием.
Напомним, что в содержание школьного курса экологии входят
понятия о средах жизни и экологических факторах, о водной, почвенной, наземно-воздушной среде жизни и их особенностях.
Особенности содержания этих понятий определяют необходимость применения в первую очередь наглядных и практических,, а затем
уже словесных методов обучения.
Практические методы применяются при изучении и оценке экологического и санитарно-гигиенического состояния помещений, при анализе проб почвы, водопроводной и дождевой воды, снега, льда.
Для осознанного и системного усвоения экологических понятий целесообразно организовать работу учащихся по составлению схем, сводных таблиц, позволяющих классифицировать и систе- матизировать понятия об экологических факторах.
Группа аутэкологических понятий в содержании курса экологии представлена понятиями об адаптациях организмов к жизни в разных средах, о живом организме как особой среде обитания, о жизненных формах и средообразующей роли живых организмов, о приспособленности организмов
(анатомо-морфологической, физиологической, поведенческой и др.). Эти понятия предполагают преимущественное применение наглядных и практических методов
обучения. Здесь целесообразны демонстрации натуральных объектов, отражающих черты адаптаций к условиям среды, и представителей различных экологических групп.
Напомним, что популяционно-экологические понятия в со- держании курса экологии представлены такими понятиями, как
«популяция», «структура популяции», а также понятиями о чис- ленности, плотности, возрастной, половой и пространственной структуре популяции.
Здесь уместно широкое применение наглядных методов обу-
чения, содействующих раскрытию этих понятий. Целесообразным может быть демонстрация таблиц и схем, раскрывающих динами- ческие характеристики популяций, показ кино- и видеоматериалов, отражающих структуру популяции и типы внутрипопуляционных взаимоотношений.


92
При изучении содержания, где основные понятия — биогеоце-
нотические («экологическая система», «структура экосистемы»,
«потоки энергии», «круговорот вещества и информации», «разно- образие экосистем»), сочетают все группы методов: словесные, наглядные, практические.
Выбор словесных методов обучения осуществляется при ха- рактеристике компонентов биогеоценоза. Рассказ или лекция ис- пользуются в ходе ознакомления учащихся с историей создания учения о биогеоценозе (В.Н.Сукачев) или учения о биосфере и ноосфере (В.И.Вернадский).
Практические методы обучения в целях формирование у уча- щихся биогеоценотических понятий применяются в основном на экскурсиях в природу. При этом особое значение придается изу- чению структуры биогеоценоза (на примере конкретного вида биогеоценоза), определению его типа и вида (например, тип биогеоценоза — лесной, вид — ельник-беломошник). В связи с этим организуется практическая работа учащихся по определению ведущих видов растений, частоты их встречаемости в растительном сообществе.
Практические методы обучения целесообразны и при изучении искусственных биогеоценозов (парк, поле, сад), в том числе города как особой экосистемы.
В ходе наблюдений на экскурсии устанавливаются типы взаи- моотношений между видами, при этом раскрывается содержание понятий «конкуренция», «паразитизм», «симбиоз» и других понятий, отражающих смысл биотических отношений в биогеоценозе.
При изучении учебного материала о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе, о смене биогеоценозов (первичных и вторичных сукцессиях) требуется применение наглядных методов
(демонстрации кинофильмов, видеофильмов, мультимедийных средств, схем).
Раскрытие содержания понятий глобальной экологии вызывает необходимость выбора преимущественно словесных методов
обучения.
В ходе лекций изучается феномен В. И. Вернадского в мировой науке и культуре, раскрываются понятия о структуре биосферы, границах биосферы, функции живого вещества. На лекциях могут быть также рассмотрены экологические кризисы как этапы эво- люции биосферы. Вместе с этим учебный материал об основных типах биогеохимических циклов для своего изучения должен со- провождаться наглядными методами (демонстрации фильмов, мультимедийных средств, схем, таблиц, рисунков).
Социально-экологические понятия — понятия об антропогенном изменении природных компонентов биосферы, антропогенных воздействиях на гидросферу, литосферу и биоту — раскрываются на уроке словесными методами, в основном с помощью беседы и лекции.
Поиск учебной информации, отражающей сущность взаимо- действия общества и природы на этапах их становления и развития, на современном этапе, организуется и осуществляется учащимися


93
как самостоятельная работа с научной и учебной литературой.
Результаты этой учебно-исследовательской работы можно оформить как сообщение, доклад или мультимедийную презентацию.
Группа методологических знаний (о полевых и лабораторных методах экологических исследований, об экологическом контроле, о методах сбора, обработки и учета информации, моделировании экологических ситуаций и их прогнозировании) невозможна без применения практических методов поискового и исследовательского характера.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   22

Алгоритм
выбора методов обучения. В каждом конкретном случае при подготовке и проведении урока учителю приходится сталкиваться с проблемами разного характера, и реальный процесс обучения может отклоняться от заранее запланированного. Однако при выборе методов, помимо особенностей содержания понятий урока, учета возрастных особенностей учащихся и обеспечения кабинета экологии необходимыми средствами обучения, следует иметь в виду еще ряд условий. При выборе методов обучения на уроке (или в других формах обучения) учителю нужно продумать следующие вопросы:
1)
решить, будет ли новый материал изучаться самостоятельно учащимися или под руководством учителя (степень самосто- ятельности и активности познавательной деятельности учащихся);
2)
определить соотношение иллюстративных, поисковых и ис- следовательских методов;
3)
обосновать способ изучения содержания урока — дедуктивный или индуктивный. В случае сочетания этих способов выявить их соотношение;
4)
определить целесообразность сочетания и необходимость сме- ны методов обучения на каждом этапе урока;
5)
выявить «точки» смены методов обучения.
Эффективность выбора методов определяется многими фак- торами, но один из самых важных — методическая грамотность учителя. Мастерство учителя проявляется в умении выбирать эф- фективные методы обучения, сочетать их, развивать и совершен- ствовать в учебно-воспитательном процессе по экологии.

Вопросы и задания
1.
Какие факторы влияют на выбор методов при обучении экологии?
2.
В чем состоит зависимость выбора методов обучения от содержания учебного материала?
3.
Почему необходимо заранее продумать условия применения методов обучения на уроке?
Г л а в а 7
Средства обучения экологии
7.1. Классификация средств обучения экологии
Средства обучения экологии и их классификация. В дидактике под средствами обучения предполагают материальные объекты педагогического труда, являющиеся носителями учебной инфор- мации и предназначенные для применения в учебно-воспитатель- ном процессе.
Согласно классификации, разработанной С. Г. Шаповаленко, средства обучения экологии можно подразделить на следующие группы:

натуральные средства обучения — живые растения и животные, коллекции, влажные препараты, гербарии, микропрепараты;

изобразительные средства обучения — объемные модели и муляжи, плоскостные модели-аппликации, таблицы, географические карты и экологические атласы;

средства новых информационных технологий (СНИТ);

технические средства обучения (ТСО — аппаратура для де- монстрации экранно-звуковых средств);

лабораторное оборудование: приборы, посуда, принадлежности для демонстрации;

вербальные средства обучения (учебники, хрестоматии, рабочие тетради, методические пособия, справочники).
Требования
к средствам обучения экологии. Средства, исполь- зуемые в процессе обучения экологии, представляют собой богатый перечень натуральных предметов, предметов изобразительной наглядности, технических средств и дидактических пособий, средств мультимедиа, лабораторного оборудования.
Требования, которым должны отвечать средства обучения эко- логии, заключаются в том, что они: