Файл: Учебник для студ высш учеб заведений н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 480

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8
Терминологический аппарат, употребляемый в области изучения проблем экологического образования, включает такие педагогические понятия, как «учебно-воспитательный процесс по экологии», «формы обучения экологии»,
«методы обучения экологии»,
«методы воспитания»,
«средства обучения экологии»,
«педагогические технологии» и др. Специфика содержания данных терминов определяется особенностями предметного содержания, т.е. содержания экологического образования.
Итак, объект, предмет и методы исследования, научные термины, применяемые в методике обучения экологии, по своей сущности являются педагогическими. Поэтому есть веские основания относить теорию и методику обучения экологии к педагогическим наукам.
Понятия
«теория обучения экологии» и «методика обучения эко-
логии
». Свое название научная дисциплина «Теория и методика обучения экологии» (как и учебная дисциплина в вузе) получила в связи с тем, что изучение и научная организация процесса обучения экологии могут быть рассмотрены на двух уровнях: теоретическом и методическом.
Теория обучения экологии включает закономерности и принципы отбора содержания и выбора методов обучения, теорию форм, методов и средств обучения экологии, теорию развития экологических понятий.
Установленные в теории обучения экологии закономерности проявляются как зависимость отбора содержания от целей биоло- гического образования, отбор содержания урока от задач урока, зависимость выбора методов от содержания развиваемых понятий, зависимость выбора средств обучения от методов и этапов урока и др.
На методическом уровне определяются эффективные методы и средства развития понятий или умений, выявляется оптимальное сочетание этих методов и средств обучения, а также условия, содействующие успешному решению учебно-воспитательных задач по экологии.
Методика обучения экологии может рассматриваться и как твор- чество, в котором огромную роль играет личность учителя, его педагогическая культура, профессионализм, эрудиция, такт. Переход к личностной модели педагогического образования определяет новое качество подготовки будущих педагогов-экологов, означающее переход от знаниевой к личностной и авторской модели педагогической деятельности. Ценностно-целевая ориентация методической подготовки содействует созданию авторских методик в области экологического образования школьников.
Вопросы и задания
1.
Докажите взаимосвязь теории и методики обучения экологии с педагогикой, психологией. Дайте обоснование этой взаимосвязи.
2.
Докажите, что теория и методика обучения относятся к педагогическим наукам.
3.
Сравните понятия «теория обучения экологии» и «методика обучения экологии».


9 1.3. Требования к профессиональной деятельности педагога-эколога
Особенности
профессиональной деятельности педагога-эколога.
Экология как самостоятельный учебный предмет не включен в федеральный компонент базисного учебного плана общеобразо- вательной школы. Экология включена только в школьный компонент, и поэтому как отдельный самостоятельный предмет экология преподается только в некоторых школах, что не способствует реализации идеи обязательного, всеобщего и непрерывного экологического образования.
Тем не менее профессиональная деятельность педагога-эколога широко востребована в плане экологического образования при любой модели его построения (одно- предметной, многопредметной, смешанной) в общеобразовательной школе, в системе дополнительного образования, в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
На современном этапе развития общества педагогическая дея- тельность приобретает системно-целостный характер. Педагог в области экологического образования должен овладеть экологией не только как предметной областью, но и как определенной сферой культуры, к которой он готов приобщать своих учеников.
Деятельность учителя основывается на знаниях и умениях о том, как нужно осуществлять будущий, еще не реализованный в действительности образовательный процесс. Для того чтобы выступать в качестве субъекта педагогической деятельности, учитель должен овладеть педагогическими установками, направленными на развитие личности ученика. Кроме этого, педагог-эколог должен уметь проектировать собственную педагогическую деятельность, основываясь на собственном педагогическом опыте.

Квалификационная
характеристика педагога-эколога. В струк- туру квалификационной характеристики педагога-эколога входят такие показатели, как готовность:

решать разные профессиональные задачи в условиях реальной практики образовательной школы;

конструировать содержание обучения экологии в рамках базисного учебного плана общеобразовательных учреждений России;

обучать и воспитывать учащихся с учетом специфики эколо- гического знания и видов экологической деятельности;

содействовать формированию у учащихся общей и экологической культуры, их подготовке к осознанному выбору профиля и последующему обучению в профильной школе;

использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения экологии;

обеспечивать уровень подготовки школьников, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

использовать современные технологии сбора и обработки эк- спериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области экологического образования.
Помимо этого, для каждого учителя важно осознавать необхо- димость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных
Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о

10
правах ребенка, а также обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся.
Помимо собственно преподавания в состав профессиональной деятельности специалиста в области экологического образования входят научно-исследовательская, воспитательная, культурно-про- светительская, природоохранная работа.
Научно-исследовательская деятельность педагога-эколога пред- полагает его участие в исследованиях проблем экологического образования, владение основными методами педагогических ис- следований, приобретение новых знаний с помощью современных информационных образовательных технологий.
Профессиональные
функции педагога-эколога. Специалист в области экологического образования должен быстро реагировать на изменения социального заказа общеобразовательной школе, на процессы, связанные с изменением содержания и целей экологического образования, с новациями в педагогической теории и практике. Для этого ему необходимо овладеть информационной, воспитательной, организационной, творчески конструктивной, контролирующей, прогностической, исследовательской, самообразовательной и коммуникативной функциями.
Воспитательная
функция: при отчужденности личности ученика от природы и социума обеспечение психологической и педагогической коррекции личности в ее взаимодействии с природой и обществом; формирование научно-гуманистического мировоззрения и экологической культуры.
Информационная
функция: передача социального опыта че- ловечества в области взаимодействия с живой природой, аргумен- тированное обоснование экологического знания.
Исследовательская
функция: исследование компонентов об- разовательного процесса для повышения его эффективности, анализ собственной педагогической деятельности.
Коммуникативная
функция: построение взаимоотношений с учащимися, их родителями и коллегами на основе педагогического такта, взаимопонимания и взаимоуважения.
Контролирующая
функция: оценивание меры деструктивно- сти системы «личность — среда», психолого-педагогическая диагностика, анализ полученных результатов и их соотнесение с поставленными задачами. Оценивание компонентов и условий образовательного процесса.
Организационная
функция: организация образовательной среды и образовательного процесса путем создания авторских лич- ностно ориентированных методик, применения современных педагогических технологий.
Прогностическая
функция: прогнозирование результатов об- разовательного процесса и изменений, происходящих на уровне коллектива учащихся и отдельной личности.


11
Самообразовательная
функция: изменение собственных позиций, выбор новых форм, методов и средств экологического образования, применение новых личностно ориентированных педагогических технологий в условиях развивающейся педагогической науки и практики. Анализ собственного педагогического опыта с целью развития своих творческих способностей.
Творчески
-конструктивная
функция
: проектирование обра- зовательного процесса и различных форм обучения экологии и экологического образования, проектирование и создание авторской методики обучения экологии, дидактических материалов; педагогическая интерпретация социальных и экологических явлений, перевод общественных целей на педагогические цели и задачи.
Требования
к личности учителя. Главное качественное свойство личности педагога
— его профессионально-педагогическая направленность, в основе которой лежит система ведущих мотивов педагогической деятельности.
Педагогическая направленность рассматривается как фундамент для формирования основных свойств и качеств личности учителя; как призвание к педагогической деятельности; как динамическое образование, формирующееся в процессе становления профессиональной компетентности; как показатель ценностно-мотивационного отношения к педагогической деятельности. В связи с этим одним из главных свойств личности педагога-эколога выступает эколого-педагоги- ческая направленность.
Требования к личности педагога-эколога исходят из понимания того, что личность человека — свободная и развивающаяся система; из признания гуманистической и культурологической сущности экологического образования и приоритетного развития тех качеств личности, которые важны с точки зрения профессиональной значимости.
Для педагога в области экологического образования важны такие качества, как критичность, самостоятельность и гибкость мышления, творческая активность и индивидуальность, целеустремленность, развитое чувство справедливости, требовательность и ответственность, чуткость и доброжелательность в общении с людьми. В настоящее время для учителя особую важность имеет потребность в непрерывном образовании и самообразовании.
Вопросы и задания
1.
Какие виды деятельности входят в состав профессиональной дея- тельности педагога-эколога?
2.
Какими качествами личности должен обладать педагог-эколог?
3.
В каких образовательных учреждениях может быть востребован специалист в области экологического образования?


12
Гл а в а 2
История экологического образования в российской школе
2.1. Экологические аспекты в истории методики преподавания естествознания
Становление
естественно-научного образования в отечественной
школе
. Взаимоотношения человека и природы издавна были пред- метом пристального внимания общества. На поведение людей значительно влияли народные традиции природопользования, содержавшие правила, регулирующие взаимоотношения с окружающей средой.
История естественно-научного образования была досконально изучена Б. Е. Райковым. Благодаря его исследованиям можно про- следить, как развивалось естественно-научное образование в русской школе, как в его рамках происходило становление экологического образования.
В период 1782—1786 гг. впервые в школе как узаконенный обязательный предмет появилась естественная история, написанная адъюнктом Академии наук В.Ф.Зуевым.
В 1786 г. Комиссия народных училищ издала рукопись учебника
В.Ф.Зуева под названием «Начертание естественной истории». Этот учебник стал не только первым, но и единственным пособием по естествознанию на протяжении конца XVIII в. и первой четверти XIX в.
В содержании этого учебника была отражена идея о природе как едином целом, рассматривалось влияние климата, воды и почвы на живые организмы, особое внимание было уделено изучению значения растений и животных в жизни человека. Описание природных объектов соответствовало научным представлениям того времени, причем ведущей была идея полезности природных объектов.
В книге В.Ф.Зуева были разработаны методические рекомендации преподавания естествознания. В ней уже содержалось требование преподавать наглядно, с помощью стенных таблиц по естествознанию
— «фигур по естественной истории», которые иллюстрировали его учебник и выпускались в продажу отдельными листами. Атлас состоял из 15 таблиц, которые были посвящены млекопитающим, птицам, рептилиям, рыбам, беспозвоночным животным. Несомненная заслуга
В.Ф.Зуева в том, что он установил последовательность в изучении природы:
1)
«ископаемое царство» (неживая природа);
2)
«прозябаемое царство» (растения);
3)
«животное царство».
Примечательно, что такая последовательность сохранилась до сего времени.
Естественно_-научное_образование_в_России_в_начале_XIX_в.'>Естественно
-научное образование в России в начале XIX в.