Файл: Учебник для студ высш учеб заведений н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 484

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Виды
контроля знаний и умений. Качество знаний и умений учащихся прямо зависит от их контроля — неотъемлемой части процесса обучения. В процессе контроля получают и фиксируют не только итоговую информацию о результатах обучения, но и выявляют нерешенные задачи обучения, причины неуспеваемости учащихся, проводят самоанализ учителем и учащимися соб- ственной деятельности, обсуждают эти итоги.
Процесс контроля знаний и умений складывается из согла- сованной деятельности учителя и учащихся. В задачи учителя вхо- дит определение целей, задач и отбор содержания контроля, оз- накомление с ними учащихся, выбор адекватных контрольных заданий, руководство деятельностью учеников в процессе конт- роля, оценивание и анализ результатов проверки. Обучаемые в процессе контроля знакомятся с требованиями, предъявляемыми к их деятельности, выполняют контрольные задания, приобретают навыки самоконтроля и самооценки, учатся анализировать собственную деятельность и деятельность своих товарищей.
Выделяют следующие виды контроля: текущий, тематический, заключительный.
Текущий контроль позволяет выявить достигнутый учащимися уровень усвоения учебного материала и своевременно принять

169
меры к устранению обнаруженных пробелов, с помощью текущей проверки знаний и умений учащихся выясняется усвоение ранее изученного материала, без которого школьникам сложно понять новый.
Тематический контроль осуществляется, как правило, на обоб- щающих уроках. При этом для обобщения выделяют не более 2 —
3 узловых вопросов, вокруг которых группируются уже частные вопросы, конкретизирующие, разъясняющие общие положения.
Цель тематического контроля — приведение в систему знаний и умений учащихся, создание возможности обобщить содержание темы, проследить развитие основных понятий и явлений, осмыс- лить взаимосвязи между ними и ведущими идеями курса экологии.
Контроль знаний и умений целесообразен после изучения каждой, даже небольшой по количеству часов учебной темы, поскольку систематический контроль позволяет систематизировать знания и умения учащихся, развивать у них способность применять знания при решении новых учебных задач.
Заключительный контроль проводится после изучения раздела экологии в конце учебного года. Он имеет большое педагогическое значение, так как способствует воспроизведению самого главного и существенного, осознанному пониманию учащимися ведущих идей курса, подводящих к выводам мировоззренческого характера.
Формы
контроля. Различают устный и письменный контроль знаний. В ходе и письменного, и устного контроля возможна орга- низация индивидуальной, групповой и коллективной видов дея- тельности учащихся.
Фронтальный устный контроль предполагает формулирование системы логически связанных вопросов, предусматривающих относительно краткие ответы учащихся. Применение фронтального контроля позволяет активизировать работу учащихся всего класса, сравнительно быстро установить, насколько хорошо они усвоили пройденный материал. Вместе с тем неправильно, когда начинающие учителя сводят весь контроль знаний только к фрон- тальной проверке, поскольку учащиеся быстро адаптируются к ней, зачастую стремятся «пропустить» сложные вопросы и отвечать лишь на те, которые знают. Кроме того, есть опасность, что работать будут не все учащиеся, а лишь наиболее активные, в то время как остальные предпочтут «отсидеться».
Приведем примеры типичных вопросов, подходящих для фрон- тального опроса. Вопросы должны быть не только репродуктивного уровня, требующего от учащихся воспроизведения знаний, но и продуктивного характера — частично-поисковые, творческие, которые представляют собой проблемные вопросы или эко- логические задачи (табл. 3).


170
Индивидуальный устный контроль предполагает, что на кон- кретные вопросы отвечает один ученик. Преимущества индиви- дуального опроса проявляются в том, что у учащихся есть воз- можность давать развернутые ответы, при этом рассуждая и от- стаивая свою точку зрения. В связи с этим у учащихся развивается устная речь, формируются умения обобщать, делать выводы. В качестве индивидуальных заданий могут быть и такие, которые предполагают работу учащихся по заполнению таблицы или составлению схем. Однако индивидуальный опрос требует много времени и не позволяет опросить большое количество учащихся.
Индивидуальные письменные работы (доклады, рефераты, эссе и т.д.) выполняются учениками по их желанию, в соответствии с их познавательными интересами и потребностями. К сожалению, педагогическая ценность таких работ бывает невысокой, так как учащиеся переписывают информацию и компилируют материал из энциклопедических изданий. Поэтому для повышения качества выполнения индивидуальных письменных работ учителю необходимо проводить консультации.
Фронтальные письменные работы (самостоятельные, конт- рольные работы) проводятся при тематическом контроле знаний.
Тестовый
контроль. В последние годы широко применяется
тестовый контроль. Повышенный интерес к тестовым заданиям связан с организацией ЕГЭ (единого государственного экзамена).
Под педагогическим тестом понимается множество заданий специфической формы, позволяющих объективно измерять уровень подготовленности испытуемого в определенной области знания.
Таблица 3
Вопросы
для фронтального контроля
Характер
вопросов
Вид
познавательной
деятельности
Примерные
задания
Репродуктивные Восприятие, запоми- нание, воспроизведение готовых знаний
Сформулируйте определе- ние понятия «биогеоценоз».
Приведите примеры биогеоценозов. Какова структура биогеоценоза?
Частично- поисковые
Применение знаний для решения типовых задач в знакомой ситуации
Сравните
(т. е. найдите сходство и различие) лесной биогеоценоз и агроце- ноз.
Объясните причины устойчивости или неустой- чивости
Эвристические
Применение знаний в новой ситуации
Какие изменения произой- дут, если заболоченную местность подвергнуть мелиорации? Ответ обос- нуйте


171
Тестовые задания характеризуются определенными статис- тическими показателями. Отбором заданий и компоновкой теста занимается специальная дисциплина «Теория моделирования и параметризации педагогических тестов» (ТМПТ). Тестовый конт- роль знаний имеет ряд преимуществ. Например, повышение объек- тивности оценивания достигается проверкой результатов с после- дующим сравнением количества набранных баллов с заранее ус- тановленным эталоном.

172
Рассмотрим более подробно виды различных тестовых заданий. I.
Закрытые тестовые задания. 1. Задания с выбором ответа.
1.1. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.
Это наиболее распространенный вид тестов. Задание состоит из двух частей — содержательной и ответной.
Содержательная (основная) часть может быть сформулирована в утвердительной форме или в виде вопроса.
П р и м е р . Паразитизм — это пример отношений:
1)
биотических
,
2)
симбиотических,
3)
внутривидовых,
4)
внутрипопуляционных.
Ключевое слово в тестовых заданиях, как правило, всегда стоит на первом месте, привлекая к себе внимание.
Ответная часть задания содержит перечень возможных ответов, один из которых правильный. Неправильные ответы называются дистракторами.
Дистракторы составляются таким образом, чтобы быть правдо- подобными и одинаково привлекательными. Правдоподобие может быть внешним, когда дистракгор напоминает правильный ответ по своей форме, и содержательным, когда имеется определенное, но не полное смысловое совпадение.
Подобные задания направлены на выявление у учащихся сфор- мированное™ умений оперировать элементами знаний, сравнивать, сопоставлять их, устанавливать причинно-следственные связи между вопросом и предлагаемыми ответами и приходить к заключению о правильности только одного ответа.
П р и м е р . Причиной низкой устойчивости искусственных биогеоце- нозов является:
1)
хозяйственная деятельность человека;
2)
отсутствие консументов;
3)
наличие вредителей и паразитов;
4)
небольшое видовое разнообразие.
1.2 Задания с выбором нескольких правильных ответов. Тестовые задания могут включать задания, в которых предлагается выбрать три правильных ответа из предложенного списка, содержащего шесть вариантов.
П р и м е р . Какие факторы относятся к абиотическим условиям?
A)
свет
;
Б) хищничество;
B)
температура
;
Г) высота над уровнем моря;
Д
) влажность;
Е) паразитизм.
2. Задания на соответствие (классификацию).
Цель этих заданий — проверить знание (понимание) связей между элементами двух множеств. Например, с правой стороны дается пронумерованный список из двух понятий, а слева список из шести


173
утверждений, каждое из которых соответствует только одному пункту из первого списка. Первая и вторая колонки нумеруются отлично друг от друга, например, буквами и цифрами. Задания на соответствие могут касаться классификации экологических процессов или явлений. Ответы заносятся в таблицу после задания.
П р и м е р . Установите соответствие между признаками агроценоза и естественного биогеоценоза
ПРИЗНАКИ
ТИПЫ БИОГЕОЦЕНОЗОВ
1)
богатое видовое разнообразие, А) агроценоз,
2)
бедное видовое разнообразие, Б) естественный биогеоценоз,
3)
относительно замкнутые циклы круговорота веществ,
4)
низкий возврат органических и минеральных веществ в почву,
5)
длинные пищевые цепи,
6)
внесение минеральных веществ человеком.
3. Задания на установление последовательности.
Эти задания проверяют умение устанавливать связи между оп- ределенными понятиями, признаками, фактами. Тестируемым предлагается установить правильную последовательность этапов процесса, структуру и состав экологических объектов. В задании приводится перечень отдельных этапов, фаз, стадий, который не- обходимо правильно пронумеровать или проранжировать. По фун- кциональному назначению задания такого типа приближаются к открытым тестам.
П р и м е р . Определите последовательность смены биогеоценозов при зарастании гари:
A)
луговой;
Б) березовый лес;
B)
травянисто-кустарничковый;
Г) ельник.
1 2
3 4
5 6
Б
А
Б
А
Б
А
А в
Б г

Окончание табл. 3
174
Значение
оценки и отметки в процессе контроля знаний и уме-
ний
. Принято различать оценку и отметку, которые выставляются учителем при контроле знаний и умений учащихся. Отметка — это количественное выражение результата обучения, а оценка — процесс диагностики и выставления отметки.
Отметка как количественное выражение результата обучения играет важную роль в процессе обучения и воспитания, выступая одним из главных мотивов учения. Отметка постепенно превращается в достижение уровня знаний учащегося, влияя на все сферы его жизни и регулируя его отношения и общение как в школе, так и вне ее. Поэтому особое значение имеет объективность выставления отметки. Примечательно, что в результате субъективизма отметки резко снижается ее воспитательное воздействие. И завышение, и занижение отметки одинаково плохо влияют на учащихся. Завышение вызывает пренебрежение к предмету, а занижение подрывает веру учащегося в свои способности, снижает интерес к учебной деятельности.
Объективное оценивание затрудняется существованием пяти- балльной системы. Частично компенсировать этот недостаток на практике возможно с введением знаков «плюс» и «минус», но в российской системе образования они официально не приняты.
Небесспорна и практика введения 12-балльной системы оценивания, принятая за рубежом. Очевидно, что в настоящее время нет идеальной системы оценивания. В какой-то мере решить данную проблему может четкость следования учителя разработанным кри- териям оценивания, выведение «поурочного балла» (учет всех до- стижений ученика в течение урока) и «портфолио» достижений ученика в течение учебной четверти и года.
Вопросы и задания
1.
Охарактеризуйте формы, применяемые при контроле знаний по экологии.
2.
Сравните характер вопросов и заданий для индивидуального устного и фронтального устного опросов. Ответ обоснуйте.
3.
Сформулируйте вопросы по трем уровням познавательной активности.
4.
Разработайте тестовые задания по каждой из четырех форм.
5.
Сравните понятия «оценка» и «отметка». Предложите свои варианты совершенствования оценивания учащихся.


175
Г л а в а 1 2
Воспитание школьников в процессе экологического образования
12.1. Экологическое воспитание учащихся: сущность и принципы
Экологическое
воспитание в школе. Только в процессе воспи- тания достижима главная цель образования — формирование лич- ности с развитой культурой труда, творчества, общения, здоровья, интеллекта, чувств и эмоций.
Воспитание в экологическом образовании носит социально детерминированный характер, что означает соответствие подготовки подрастающего поколения к жизни, потребностям современного общества и отражает взаимоотношения людей, тенденции общественного развития, национальные и религиозные особенности этноса. Показательный урок следует извлечь из результата нарушения преемственности культурных и этнических традиций нашего народа после октября 1917 г., когда были попраны нормы морали, регулировавшиеся религиозными уставами. (Религиозные традиции регламентировали природопользование, выполняя природосберегающую функцию: посевная, сенокос, сбор урожая сопровождались народными обрядами, которым неукоснительно следовали многие поколения). Как следствие разрыва этой преемственности — ориентированность населения на материальное потребление, сопровождавшееся потерей духовных интересов. Как результат — разрыв между культурой и образованием, приводящий к социальным, экономическим, экологическим потрясениям.
В начале XXI в. в российском обществе произошло осознание того, что многие кризисные проблемы можно решить, воспитав социализированного, культурного человека. Воспитание должно стать средством возрождения национальной культуры, предотвраще- ния социальной деградации, способствовать переходу от общества потребления к обществу созидания, помогать изменению социаль- ного характера людей в направлении самоорганизации и личной ответственности, быть гарантом гражданского мира, восстановления нравственности, социальной защиты и охраны детства, показывать путь становления открытого демократического общества.
В 1996 г. был принят закон Российской Федерации «Об обра- зовании», в котором отмечается важность решения воспитательных целей образования и подчеркивается, что воспитание — составная и неотъемлемая часть образовательного процесса. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (2000) отмечается, что система образования призвана обеспечить не только историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, но и воспитание