Файл: Учебник для студ высш учеб заведений н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева под ред.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 483
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
176
бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов своей страны, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов.
Экологическое образование обладает огромным воспитательным потенциалом, что обусловлено важным значением экологических знаний в понимании законов природы и в практической деятельности человека.
Цели экологического воспитания состоят в следующем:
—
сформировать у учащихся ценностное отношение к природе;
—
содействовать развитию у школьников познавательного, эмо- ционального и эстетического восприятия природы;
—развивать у учащихся чувство ответственности за сохранение природы;
—
выработать научное глобально ориентированное мировоззре- ние.
Конечная цель экологического образования — формирование экологической культуры. При этом экологическое образование выступает как основа дальнейшего благополучного существования общества и личности, как элемент воспитания каждого гражданина.
Личность
ученика как субъект экологического воспитания.
Личность человека — целостная система. Она включает в себя ког-
нитивную сферу — знания, умения, способности; эмоциональную
сферу — чувства, мотивы, удовлетворенность; волевую сферу — направленность деятельности, способы поведения.
Для достижения целей воспитания нужно задействовать все сферы личности школьника в их взаимосвязи, так как только в этом случае возможно эффективное формирование ценностных ориентаций личности — социально значимых взглядов, ценностных отношений и убеждений.
В экологическом образовании воспитание играет определяющую роль в развитии личности при условии, если оно оказывает положительное влияние на всю совокупность чувств и действий человека, опирается на природные склонности, влечения учащихся и учитывает влияние внешней среды.
И.Д.Зверев, разработавший Концепцию экологического обра- зования школьников, считал, что у учащихся должны быть сфор- мированы убеждения в необходимости бережного отношения к окружающей среде и готовность действовать в этом направлении.
Активная позиция личности ученика в достижении целей эко- логического воспитания и самовоспитания — необходимое условие эффективности этого процесса. С психологической точки зрения, главная причина активности человека — те внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем воспитания, которые он переживает в разных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой. Для достижения целей воспитания необходимо создавать педагогические ситуации для возбуждения у школьников подобных внутренних противоречий
177
и таким образом стимулировать их активность в разнообразных видах деятельности. На основе переживания этих внутренних противоречий формируются потребности, мотивы и установки как стимулы активной деятельности личности. Только развивая мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности
(поведения), можно стимулировать активность личности и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.
Принципы экологического воспитания в школе. На современном этапе воспитание в процессе экологического образования базируется на соблюдении требований ряда педагогических и методических принципов.
В основе экологического воспитания в общеобразовательной школе лежат следующие принципы:
—
социальная направленность, что предполагает социальную адаптацию школьников в процессе воспитания, направленность целей воспитания на формирование социально значимых взглядов школьников и развитие ценностных отношений к Родине, природе, семье, здоровью;
—
личностная ориентация, предусматривающая направленность воспитания на качественные изменения личности ученика с учетом его субъективного опыта, его ценностных ориентаций, способностей, склонностей, интересов;
—
рефлексия, предполагающая создание в процессе воспитания условий для самовоспитания личности, самоанализа, самооценки;
—
многофункциональность природы, проявляющаяся в исполь- зовании в образовательном процессе природы как образовательной среды и как средства воспитания школьника;
— последовательность, заключающаяся в особенностях выбора учебного, ценного в воспитательном смысле содержания, при- менения методов, форм и средств обучения, соответствующих воз- растным и психологическим особенностям учащихся.
Экологическое воспитание школьников имеет важное миро- воззренческое значение. Оно вносит существенный вклад в фор- мирование у школьников научного мировоззрения — системы взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направ- ление деятельности и отношение к окружающей действительности.
В настоящее время усилена направленность экологического образования на формирование у школьников таких качеств, как уверенность в себе, самостоятельность, ответственность, комму- никативность, толерантность.
Процесс взаимодействия школьников с природой, с экологиче- ской наукой и экологическим образованием, с теми культурными ценностями, которые в них заключены, содействует созданию учащимися новых ценностей экологического характера, обусловливает развитие у них творческих потребностей, способностей находить оптимальные варианты решения в сложных жизненных ситуациях.
Экологическое воспитание играет определяющую роль в раз- витии личности ученика, оказывая положительное влияние на всю совокупность чувств и переживаний человека. Оно опирается на
178
природные склонности и влечения ребенка, учитывает влияние природной среды.
В процессе экологического воспитания реализуется социальная программа развития человека, формируются его личностные ка- чества. Воспитание способствует развитию духовных сил, способ- ностей и умений школьника, позволяющих ему преодолевать жиз- ненные препятствия; формирует характер и моральную ответствен- ность в условиях необходимости адаптации к социальной и при- родной среде.
Вопросы и задания
1.
Объясните роль экологических знаний в формировании ответствен- ного отношения человека к природе.
2.
В чем состоят цели экологического воспитания школьников?
3.
Какую роль в экологическом воспитании играет принцип много- функциональности природы?
12.2. Формирование научного мировоззрения
Сущность
категории «научное мировоззрение». Категория
«научное мировоззрение» — прежде всего категория философская.
Научное мировоззрение представляет собой целостную систему взаимосвязанных теоретических знаний, взглядов и убеждений личности. В философском словаре «мировоззрение» трактуется, как
«система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации». Система взглядов на окружающий мир основывается на совокупности философских, научных, политических, экономических, правовых, этических, эстетических и других знаний.
Человек всегда стремился познать мир как единое целое именно потому, что он часть этого целого, он старался понять наиболее общие свойства и законы природы, которые распространяются и на него самого. Благодаря познанию этих законов и свойств человек осознает не только целостность и единство мира, но и свое единство, свою неразрывную связь с миром. Познавая мир, человек познает и себя.
Мировоззрение формируется за счет развития научных знаний, зависит от философского их переосмысления и от существующей научной картины мира. На развитие и становление мировоззрения непосредственно влияет наука и характер научных знаний, составляющих гносеологическую структуру мировоззрения. формирование научного мировоззрения включает такую важную проблему современности, как разработка гуманистических принципов взаимодействия в системе «человек — общество — научно-техническая среда — природа».
Понятия «мир» и «человек» составляют концептуальный остов мировоззренческого отношения. Знания о природе — важный ком-
179
понент в составе мировоззренческих знаний, поскольку позволяют человеку сориентироваться в окружающей действительности.
С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что именно мировоззрение имеет решающее значение для характеристики личности, является системообразующим компонентом ее структуры. От обобщенного, итогового отношения человека к жизни зависит и поведение субъекта в любой ситуации, в которой он находится, и степень зависимости его от этой ситуации или свободы в ней.
Экологические знания — неотъемлемый компонент научного мировоззрения. На их основе получают научное обоснование спо- собы рационального природопользования, законы и закономерности взаимодействия общества и природы. На протяжении всей истории науки экологические знания обязательно включались в совокупность представлений о мире.
Другим компонентом в структуре мировоззрения следует считать убеждения. Под убеждением понимают совокупность мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами. Убеждение трактуется и как твердый взгляд на что-нибудь, основанный на определенных положениях, мнениях, которые в сознании человека связаны с глубоким и искренним признанием и переживанием их истинности, бесспорной убедительности. Вследствие этого убеждения побуждают к определенному поведению, поступкам. Убеждения есть осознанные мотивы, а их наличие предполагает высокий уровень активности личности, органическое единство, сплав трех основных компонентов: знаний как основы принятия решения, позитивного личного отношения к этому знанию, потребности поступать в соответствии с имеющимися знаниями.
Цели
формирования мировоззрения. Мировоззрение личности формируется под влиянием различных факторов: социально-эко- номических, политических, научных, общественных институтов
(школы, дома творчества юных), семьи и т.д.
Главная цель формирования научного мировоззрения учащихся заключается в том, чтобы объективные мировоззренческие позиции стали внутренними, субъективными, определяющими поведение и поступки учащихся.
У школьников, изучающих экологию в старших классах, бурно развивается самосознание, характеризующееся углубленным са- моанализом, самооценкой всех своих качеств, способностей, поиском ответа на самые сокровенные и сложные вопросы жизни: для чего я живу? В чем смысл жизни? Каково мое место в жизни? Этот период жизни часто называют «философским». Объект самосознания — это связь «я — мир внутренний — мир внешний». Самосознание не исчерпывается познавательной и деятельност- ной активностью по отношению к собственному интеллектуальному и духовному пространству человека. Старшие школьники поставлены в ситуацию социального выбора, когда они должны определить свое место в жизни, сделать свой выбор, что сопряжено с выбором не только профессии, но и жизненного пути.
Потребность самоопределения у старшеклассников сопутствует потребности глубже разобраться в окружающей жизни, дать оценку
180
происходящим событиям, иметь собственную точку зрения.
Мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда, каждый поворот жизни побуждает личность снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая их. Возможность формирования мировоззрения в старшем школьном возрасте в большей степени связана с развитием абстрактного мышления, проявлением устойчивости эмоциональной сферы школьников.
Мировоз- зренческий поиск включает социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.
Формирование мировоззрения влияет на общее развитие учащегося, так как воспитательная работа, преследующая относительно узкие цели, при ее правильной организации и успешном осуществлении обычно содействует общему развитию личности, служит средством всестороннего совершенствования.
Мировоззренческий потенциал содержания экологического об- разования. Формирование научного мировоззрения должно осно- вываться на идеях материальности мира, всеобщности развития и взаимосвязи явлений и тел природы. Большое значение должно приобрести вычленение основных связей, генеральных идей. На необходимость включения в содержание естественно-научного об- разования идей еще в середине XX в. указывал Б.Е.Райков. К таким идеям он относил материальность или реальность мира, познаваемость мира, закономерность развития мира, взаимообу- словленность во Вселенной; связь теории с практикой (возможность построения экосообразных отношений природы и общества).
Мировоззренческие идеи — основа генерализации знаний учащихся по экологии. Мировоззренческие знания, взгляды и убеждения учащихся основываются на мировоззренческих идеях.
В содержание современного экологического образования школь- ников входят следующие мировоззренческие идеи (табл. 4).
181
Основные__идеи_Элементы__содержания'>Т а б л и ц а
4
Мировоззренческие
идеи экологического образования
Основные
идеи
Элементы
содержания
Идея системной и разноуровневой организации жи- вой природы
Наличие в живой природе систем различного уровня: от молекулярного до биосферного, взаи- мосвязь экосистем различного уровня. Изменение элементов в системе живой природы взаимно обусловлено
Идея целостности экологических систем, взаимо- связи их строения и функции
Экологические системы целостны, что проявляется во взаимосвязи их структуры и функциях. Эко- логические системы — регулирующиеся системы, для которых важно сбалансированное развитие, нарушение которого порождает глобальные проб- лемы. Гармония природы заключается в много- образии биологических и экологических систем, единстве всех процессов и явлений. Живое ве- щество, находящееся в постоянном движении, изменении, и биосфера неразрывно связаны
Идея коэволюции человека и при- роды
Концепция биосферы, ноосферы. В пределах био- сферы совершается история человечества. Человек и общество — результат естественной эволюции природы