Файл: Учебник для студ высш учеб заведений н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 479

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 3 182
Помимо идей в содержание экологического образования входит система экологических знаний, обладающих значительным миро- воззренческим потенциалом, которые системно характеризуют сущ- ность и взаимосвязь природных явлений и процессов (табл. 5).
Основные
идеи
Элементы
содержания
Идея об эволюции органического мира
Многообразие экологических систем — результат эволюции природы. Эволюция идет по пути услож- нения организации живых систем. Любая эколо- гическая система проходит стадии возникновения, прогрессивного развития, распада, гибели. Необ- ратимость эволюции, неповторимость, ценность каждого отдельного вида. Эволюция человека связана с эволюцией живой природы
Идея открытости экосистем, дина- мической взаимо- связи с внешней средой
Осуществление обратной связи живых систем и окружающей среды. Открытость экосистем проявляется в обмене веществ, энергии, инфор- мации с окружающей средой. Стремление эколо- гических систем к динамическому равновесию
Идея самооргани- зации и саморегу- ляции живых систем
Самоорганизация и саморегуляция — особенности взаимодействия открытых систем с окружающей средой; способность к саморегуляции проявляется через обмен информацией и энергией с окружающей средой
Идея о жизни как форме материи
Форма активированной материи — планетарно ор- ганизованная, многоуровневая эволюционирующая система. Природа представляет собой живую ма- терию. Живое вещество — форма активированной материи. Материя бесконечна в своих свойствах, потому и познание человека никогда не будет полным. Жизнь на Земле — абсолютная ценность, ее сохранение — цель развития современной ци- вилизации. Жизнь на Земле поддерживается бла- годаря биологическому разнообразию
Идея периодичности явлений в природе
Ритмичность процессов жизнедеятельности, кру- говорот веществ в биосфере, популяционные волны, сезонные явления в природе, смена биогеоценозов
Идея единства противоположных процессов и явлений в живой природе
Создание и разрушение органических веществ в биосфере, биогеоценозах. Сукцессии — смена биогеоценозов. Все явления природы рассматри- ваются как изменяющиеся, развивающиеся в ре- зультате взаимодействия противоположных сил

Окончание табл. 4
183
Таблица 5
Группы__экологических_знаний_мировоззренческого_характера_Группы_мировоззренческих_знаний_Содержание__мировоззренческих_знаний'>Группы
экологических знаний мировоззренческого характера
Группы
мировоззренческих
знаний
Содержание
мировоззренческих знаний
О научном мировоззрении
1.
Научное мировоззрение представляет собой систему взглядов и убеждений на мир и место человека в мире.
2.
Каждый ученый-исследователь имеет собственное научное мировоззрение.
3.
В основе научного мировоззрения — знания, со- ставляющие научную картину мира.
4.
Наука — результат естественной эволюции разума человека, от разума и сознания человека зависит со- стояние природных объектов
О законах и за- кономерностях действительности
1.
Законы природы — существенная, повторяющаяся, постоянно действующая при определенных условиях связь между явлениями.
2.
Законы науки отражают объективные материально обусловленные процессы действительности.
3.
Закономерности мира познаваемы, так как суще- ствуют в виде постоянных связей вещей и явлений.
4.
Законы природы действуют независимо от сознания человека.
5.
Биологические законы действуют там, где есть жизнь.
6.
Судьбы человечества и научное познание нераз- рывно связаны между собой.
7.
Принципы познания живой природы — причин- ность, системность, историзм
О природе
1.
Природа многомерна, упорядочена.
2.
Планетарная организация живого покрова Земли.
3.
Живое вещество структурировано и организовано.
4.
Природа — целостная система.
5.
Биосфера — единая открытая динамическая систе- ма, созданная, постоянно преобразуемая и регули- руемая живыми организмами.
6.
Многовариантность, непредсказуемость перехода живых систем из одного состояния в другое.
7.
Изменения внутри живых систем связаны с влия- нием окружающей среды (процесс самоорганизации)
Об обществе
1. Соотношение природы и «очеловеченной» природы происходит через общественно-историческую прак- тику.


Т а б л и ц а 3 184
Экологические знания отличаются высокой степенью обобщен- ности и раскрывают объективно существующие значимые связи яв- лений и процессов в живой и неживой природе. Они — основа для формирования мировоззренческих взглядов и убеждений учащихся.
Этапы
формирования научного мировоззрения. Формирование мировоззрения школьников — управляемый процесс, состоящий из отдельных, но взаимосвязанных этапов, характеризующихся последовательным формированием мировоззренческих знаний, взглядов и убеждений учащихся.
Мировоззренческие знания — основа для выработки собственных взглядов и убеждений учащихся. Первоначально могут быть сфор- мированы только отдельные мировоззренческие взгляды, поскольку учащиеся еще не владеют системой теоретических знаний. Форми- рование у учащихся системы взглядов — длительный процесс, тре- бующий значительной базы мировоззренческих знаний. Отдельные взгляды могут переходить в
мировоззренческие
убеждения.
Группы
мировоззренческих
знаний
Содержание
мировоззренческих знаний
2.
Биосфера — среда, в которой возникло и развива- ется общество.
3.
Гуманизм
— основа устойчивого развития общества.
4.
Устойчивое развитие зависит от здравого смысла человека
О человеке
1.
Человек — естественно-историческое продолжение саморазвития природы.
2.
Мир человека есть единство природы и общества.
3.
Эволюция человека есть культурная эволюция
(эволюция разума).
4.
Человек воплощает наивысшее развитие природных возможностей.
5.
Человек способен создавать систему культуры
(цивилизацию) через свою деятельность.
6.
Биосферная функция человека — поддержание устойчивости и сохранение биосферы.
7.
Биоцентризм — основа деятельности человека в биосфере.
8.
Человек — участник круговорота веществ и прев- ращения энергии в биосфере

Окончание табл. 4
Любые убеждения всегда основываются на знаниях, которые должны глубоко осознаваться школьниками и быть элементами их сознания. Убеждения предполагают глубокие и широкие знания и представляют собой осознанные и принятые личностью знания, становящиеся основой поведения человека в окружающей среде. На уровне сформированных убеждений школьники подходят к философскому пониманию результатов естественных и гуманитарных наук.
Формированию мировоззрения способствуют методы обобщения и систематизации знаний. Обобщение предполагает выделение общих свойств, присущих предметам данного класса, и формулирование вывода, который распространяется на каждый предмет этого класса.
Для обобщения в обучении и формулирования мировоззренческих выводов необходима совокупность подобранных учителем фактов, т.е. исходных материалов для сравнения, анализа, синтеза и абстрагирования, в результате которых обнаруживаются и выделяются общие свойства предметов и явлений. Отобранные факты должны быть научно достоверными, убедительными, характеризовать определенное явление объективной действительности целостно, ярко, логично, в развитии, в тесной связи с другими явлениями.
Вопросы и задания
1.
Дайте определение понятию «научное мировоззрение».
2.
Какова цель формирования научного мировоззрения у школьников?
3.
Какие важнейшие идеи и знания определяют мировоззренческий потенциал экологического образования?
4.
Назовите основные этапы формирования мировоззрения у школьников.
12.3. Профессиональная ориентация при обучении экологии
Цели
профориентации школьников при обучении экологии.
Под
профессиональной ориентацией понимают систему образовательной работы, направленную на формирование способности учащихся сознательно выбирать дело жизни с учетом потребностей рынка труда.
Исходя из этого, можно определить основные цели профориентационной работы:
1)
развитие у школьников профессиональных и познавательных интересов к экологии;
2)
формирование профессиональных мотивов (то, что человека побуждает выбрать ту или иную профессию);
3)
информирование школьников о различных профессиях и специальностях в области экологии (система подготовки кадров,


Т а б л и ц а 3 186
содержание и особенности профессиональной деятельности, пер- спективы карьерного роста, потребности в данных специалистах на современном рынке труда и др.);
4)
изучение качеств личности школьников, имеющих значение для профессиональной деятельности.
Направления
профориентационной работы. Современное содер- жание экологического образования представляет богатые возмож- ности для ориентации школьников на различные профессии и специальности, где используются экологические знания.
Профессиональная ориентация при обучении экологии включает четыре основных направления.
1.
Профессиональное просвещение школьников.
2.
Профессиональное воспитание учащихся.
3.
Профессиональная консультация школьников.
4.
Профессиональная адаптация учащихся.
Одно из самых главных направлений профориентационной работы
профессиональное просвещение. Оно подразумевает сообщение учащимся сведений о различных профессиях в области экологии, их отличительных особенностях, потребностях в кадрах, об условиях профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых к психофизиологическим качествам личности, способах и путях приобретения профессии. Причем содержание школьной экологии позволяет информировать учащихся не только о собственно биолого- экологических профессиях, где предметом труда служит природа
(эколог-исследователь, лаборант-эколог, озеленитель и др.), но также о профессиях, в которых так или иначе используются экологические знания: профессии типов человек—человек и человек—техника
(учитель экологии, инженер по охране окружающей среды, аппаратчик со знанием промышленной экологии, специалист по экологическому законодательству и др.). К данному направлению относится также работа по вооружению школьников элементарными профессиональными умениями и навыками, которые могут быть использованы в дальнейшей трудовой деятельности. Например, умение анализировать экологическое состояние почвы, воды, воздуха, планировать мероприятия по оптимизации окружающей среды и др.
Задача профессионального просвещения не сводится лишь к ознакомлению школьников с миром профессий, связанных с эко- логией, она состоит в том, чтобы развивать и углублять познава- тельные и профессиональные интересы учащихся. Устойчивый интерес к предмету экология значительно влияет на выбор профессии, с другой стороны, интерес к профессии положительно влияет на развитие познавательного интереса к изучению экологии. Фор-


Окончание табл. 4 мирование интереса к профессиям с большим интеллектуальным содержанием способствует умственному развитию учащихся.
Профессиональное воспитание также является неотъемлемой частью процесса профессиональной ориентации. Это связано с тем, что правильно выбрать профессию может только личность, способная к самовоспитанию необходимых качеств и к преодолению определенных трудностей. Профессиональное воспитание при обучении экологии ориентировано на формирование у школьников потребности к профессиональной деятельности.
Цель про- фессионального воспитания заключается также в формировании личности будущего профессионала, отвечающего требованиям современных социально-экономических условий и обладающего высокими профессиональными и нравственными качествами.
Профессиональное воспитание — часть целостного процесса обучения и воспитания, поэтому оно базируется на содержании экологического образования, включает элементы профессиональной подготовки, умственного, трудового, нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников.
Профессиональная консультация также представляет собой значимое звено в процессе профориентации, ее смысл заключается в оказании действенной помощи учащимся в профессиональном самоопределении. Профессиональная консультация подразумевает более глубокое информирование учащихся о профессиях экологического профиля, а также проведение мероприятий, на- правленных на изучение профессионально значимых личностных качеств учащихся. Эти мероприятия позволяют обеспечить целе- направленный и осознанный выбор профессий и специальностей в области экологии. Следовательно, профессиональное консуль- тирование при обучении экологии призвано оказывать прежде всего информационную помощь. Если профессиональные интересы ученика определились, то задача учителя экологии состоит в том, чтобы направить его деятельность на овладение специальностью.
Профессиональная консультация может иметь рекомендательный характер и решать такие задачи, как определение психологической готовности личности к овладению профессией в области экологии, снабжение школьников справочной информацией о характере труда, возможности получения профессионального образования, а также сопоставление данных о состоянии здоровья с требованиями выбираемой профессии.
Профессиональную консультацию о профессиях, связанных с экологией, проводят в форме индивидуальных или групповых бесед или занятий. Например, с заинтересованными учащимися можно организовать внеклассные мероприятия по теме «Экология и


Т а б л и ц а 3 188
профессии», где уместно расширить знания учащихся о профессиях, применить психологические методы определения уровня развития профессиональных интересов и склонностей школьников к профессиям и специальностям экологического профиля.
Подготовка к получению будущей профессии и трудовой дея- тельности начинается уже в школе, поэтому профессиональная
адаптация — важный компонент профориентационной работы в школе. Она связана прежде всего с овладением школьниками зна- ниями и практическими умениями, необходимыми для будущей профессиональной деятельности. Чем глубже уровень экологических знаний и практических умений, являющихся основой про- фессиональных навыков, тем быстрее будет идти процесс адаптации к профессиональному обучению и трудовой деятельности.
Все содержательные компоненты профориентационной работы при обучении экологии тесно связаны и взаимообусловлены. Так, просветительская работа о профессиях, связанных с экологией, содержит элементы профессионального воспитания. В свою очередь профессиональная консультация положительно влияет на успешность процесса профессиональной адаптации.
Взаимосвязь между направлениями профориентационной работы при обучении экологии в старших классах проявляется на уровне используемых в этих целях специфических методов.
Методы__профориентации.'>Методы
профориентации. Под методами профессиональной
ориентации понимают способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, позволяющие обеспечить достижение целей профориентации. Для достижения целей профориентации выделяют следующие группы методов (табл. 6).

Окончание табл. 4
Данные методы реализуются в разных направлениях профори- ентационной работы. Например, профессиональное просвещение реализуется путем применения рассказа или беседы об экологических профессиях, выполнения практических работ, направленных на овладение профессиональными умениями.
Профессиональное просвещение осуществляется также при демонстрации орудий, предметов труда и профессиональных операций. Необходимо подчеркнуть, что выполнение школьниками творческих работ, затрагивающих прикладные аспекты экологической науки, также способствует развитию интереса к экологии и тем самым влияет на профессиональное самоопределение.
Особо следует отметить игровые методы ознакомления с про- фессиями: профориентационные ролевые игры и упражнения.
Таблица 6
Методы
профориентации
Группы
методов
профессиональной
ориентации
при
обучении
экологии
Примеры
методов профессиональной ориентации
Методы развития интереса к экологии как к области практической дея- тельности людей
Рассказ, беседа, лекция о применении экологических знаний в различных областях профессиональной деятельности; рассказ, беседа, лекция о профессиональном ста- новлении, научных открытиях известных ученых- экологов и естествоиспытателей; выполнение за- даний творческого характера с практической на- правленностью
Методы ознаком- ления с професси- ями, связанными с экологией
Рассказ, беседа об особенностях содержания труда, необходимых качествах личности, системе подго- товки кадров по различным профессиям и специаль- ностям; демонстрация в процессе изучении экологии кино-, видеофильмов профориентационного содержания; демонстрация предметов, орудий, результатов труда; игровые методы (профориентационные ролевые игры и профориентационные упражнения)
Методы вооружения элементарными профессиональными умениями
Демонстрация профессиональных операций; выполнение практических работ с элементами профориентации