Файл: Учебник для студ высш учеб заведений н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева под ред.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 482
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Т а б л и ц а 3 190
Применение этих методов может позволить не только изучить ту или иную профессию, но и «примерить» ее на себя.
Для органичного включения профессиональной ориентации в учебно-воспитательный процесс по экологии учителю необходимо заранее изучить возможности учебного содержания и регио- нальные условия. Результаты такого анализа оформляются в виде профориентационных карточек профессий и специальностей, (табл.
7).
Профориентационная работа позволяет школьникам больше узнать об экологических профессиях и применении экологических знаний, способствует развитию интереса к предмету и тем самым подготавливает учащихся к сознательному определению профессионального пути.
Вопросы и задания
1.
Что включает профориентационная работа со школьниками при обучении экологии?
2.
В чем состоит сущность профессионального просвещения?
3.
Каково значение профессионального воспитания?
4.
Дайте обоснование методам профориентации при обучении эколоии.
Окончание табл. 4
Список литературы
Алексеев
С. В. Изучаем экологию — экспериментально / Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды / С.В.Алексеев,
A.
М. Беккер. - СПб., 1993.
Андреева Н.Д.
Система эколого-педагогического образования сту- дентов- биологов в педагогическом вузе. — СПб., 2000.
География и экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области: учеб. пособие для 8 — 9 классов общеобразовательной школы / под ред.
С.В.Васильева, О.В.Гаврилова. — М., 2006.
Глазачев С.Н.
Экологическая культура / С.Н.Глазачев, О.Н.Козлова. - М,
1997.
Давыдов В. В.
Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М., 1986.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А.
Экологическая педагогика и психология. /
С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин. - Ростов - н/Д., 1996.
Загвязинский В. И.
Теория обучения: современная интерпретация. —
М.,
2001.
Кларин М.В.
Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. — М., 1997.
Т а б л и ц а 3 192
Концепция школьного экологического образования / под ред. И.Д.Зверева,
И.Т.Суравегиной. — М., 1994.
Махмутов М.И.
Организация проблемного обучения в школе. — М., 1997.
Моисеев Н.Н.
Экология и образование. — М., 1996. Назарова Т. С. Средства обучения: технология создания и использования / Т.С.Назарова, Е.С.Полат.
— М., 1998.
Новые педагогические и информационные технологии в системе об- разования / [Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина и др.]. — М., 2003.
Петунии О. В.
Изучение экологии в школе. — Ярославль, Владимир, 2008.
Пономарева И. Н.
Экологическое образование в российской школе:
История. Теория. Методика: / И.Н.Пономарева, В.П.Соломин; под ред.
B.
П.Соломина.
- СПб., 2004.
Практикум по химии окружающей среды / [О.Г.Роговая, Л.В.Алексеева и др.]. — СПб., 2007.
Практикум по экологии / [Н.Д.Андреева, В.П.Соломин и др.]. — СПб.,
2000.
Райков Б. Е.
Зоологические экскурсии / Б. Е. Райков, М. Н. Римский-
Корсаков. — М., 1994.
Роговая О. Г.
Экологическое моделирование: практика. — СПб., 2007.
Селевко Г. К.
Современные образовательные технологии. — М., 1998.
Селиванов В
. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания
/под ред. В.А.Сластенина. — М., 2000.
Сериков В. В.
Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных педагогических систем. — М., 1999.
Соломин В. П.
Экскурсии в природу / В. П. Соломин, И. Я. Ланина. —
СПб., 1999.
Третьяков П. И.
Технология модульного обучения в школе. — М., 1997.
Уроки экологии в 10—11 классах /под ред. М.А.Якунчева. — Саранск,
1998.
Усова А. В.
Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. — М., 1998.
Щукина Г. И.
Роль деятельности в учебном процессе. — М., 1986.
Якиманская И. С.
Личностно ориентированное обучение в современной школе.
—
М.,
1997.
Окончание табл. 4
193
Оглавление
Предисловие ............................................................................................... 3
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Глава
1
Теория
и методика обучения экологии: ее место и значение
в
области педагогических наук
........................................................ 4
1.1.
Источники формирования теории и методики обучения экологии. 4 1.2.
Принадлежность теории и методики обучения экологии к педагогическим наукам ...................................................................... 6 1.3.
Требования к профессиональной деятельности педагога-эколога ... 9
Глава
2
История
экологического образования в российской школе ................ 13
2.1.
Экологические аспекты в истории методики преподавания естествознания................................................................................... 13 2.2.
Естественно-научное образование в начале XX в ......................... 19 2.3.
Развитие экологического образования школьников во второй половине XX в ................................................................................... 23
Глава__3_Система__экологического_образования_..................................................._26'>Глава
3
Система
экологического образования
................................................... 26
3.1.
Непрерывное экологическое образование...................................... 26 3.2.
Формальное и неформальное экологическое образование ........... 29 3.3.
Экологическое образование в общеобразовательной школе ........ 33
Глава
4
Цели
и содержание экологического образования
в
общеобразовательной школе ......................................................... 40
4.1.
Цели экологического образования школьников ............................ 40 4.2.
Содержание экологического образования в общеобразовательной школе .................................................................................................. 42 4.3.
Принципы отбора содержания экологического образования ....... 46
1
Теория
и методика обучения экологии: ее место и значение
в
области педагогических наук
........................................................ 4
1.1.
Источники формирования теории и методики обучения экологии. 4 1.2.
Принадлежность теории и методики обучения экологии к педагогическим наукам ...................................................................... 6 1.3.
Требования к профессиональной деятельности педагога-эколога ... 9
Глава
2
История
экологического образования в российской школе ................ 13
2.1.
Экологические аспекты в истории методики преподавания естествознания................................................................................... 13 2.2.
Естественно-научное образование в начале XX в ......................... 19 2.3.
Развитие экологического образования школьников во второй половине XX в ................................................................................... 23
Глава__3_Система__экологического_образования_..................................................._26'>Глава
3
Система
экологического образования
................................................... 26
3.1.
Непрерывное экологическое образование...................................... 26 3.2.
Формальное и неформальное экологическое образование ........... 29 3.3.
Экологическое образование в общеобразовательной школе ........ 33
Глава
4
Цели
и содержание экологического образования
в
общеобразовательной школе ......................................................... 40
4.1.
Цели экологического образования школьников ............................ 40 4.2.
Содержание экологического образования в общеобразовательной школе .................................................................................................. 42 4.3.
Принципы отбора содержания экологического образования ....... 46
Т а б л и ц а 3 194 4.4.
Содержание школьного курса экологии......................................... 48
Глава___6'>Глава
5
Формы
обучения экологии......................................................................... 56
5.1.
Формы обучения в учебно-воспитательном процессе по экологии 56 5.2.
Урок — основная форма обучения экологии ................................. 59 5.3.
Подготовка учителя к уроку экологии............................................ 62 5.4.
Планирование урока экологии......................................................... 66 5.5.
Экскурсия как форма обучения экологии....................................... 69 5.6.
Внеклассная работа по экологии .....................................................75 5.7.
Внеурочная работа и элективные курсы по экологии ...................78
Глава__9_Методика__формирования_и_развития_знаний,_умений,_навыков__в_процессе_обучения_экологии.......................................142'>Глава__8_Материальная__база_обучения_экологии_.................................................131'>Глава
6
Методы
обучения экологии........................................................................81
6.1.
Общая характеристика методов обучения экологии .....................81 6.2.
Особенности словесных методов обучения экологии...................85 6.3.
Наглядные методы обучения экологии ..........................................89 6.4.
Практические методы обучения экологии .....................................91 6.5.
Выбор методов при обучении экологии .........................................97
Глава__11_Контроль__знаний_и_умений_по_экологии................................................171'>Глава
7
Средства
обучения экологии....................................................................101
7.1.
Классификация средств обучения экологии ................................101 7.2.
Натуральные средства обучения ...................................................103 7.3.
Изобразительные средства обучения экологии ...........................113 7.4.
Средства новых информационных технологий (СНИТ) и технические средства обучения ........................................................ 117 7.5.
Вербальные средства обучения экологии.....................................124
Глава
8
Материальная
база обучения экологии .................................................131
8.1.
Кабинет экологии в школе .............................................................131 8.2.
Уголок живой природы ..................................................................134 8.3.
Экологический отдел учебно-опытного участка .........................138
Глава
9
Методика
формирования и развития знаний, умений,
навыков
в процессе обучения экологии.......................................142
9.1.
Методика формирования и развития экологических понятий ...142 9.2.
Методика формирования умений в процессе обучения экологии145 9.3.
Методика развития исследовательской деятельности в условиях внеклассной работы по экологии ..................................................150
Глава
10
Педагогические
технологии, применяемые в процессе
обучения
экологии ...........................................................................155
10.1.
Понятие о педагогических технологиях. Развивающее обучение 155 10.2.
Технологии проблемного обучения.............................................157 10.3.
Технологии модульного обучения...............................................161 10.4.
Технология проектного обучения экологии ...............................165 10.5.
Технологии игрового обучения ...................................................167
Окончание табл. 4
195
Глава
11
Контроль
знаний и умений по экологии................................................171
11.1.
Этапы и функции контроля знаний и умений ............................171 11.2.
Принципы контроля знаний и умений в процессе обучения экологии
............................................................................... 175 11.3.
Методика контроля знаний и умений в процессе обучения экологии
............................................................. .177
Т а б л и ц а 3
Глава
12
Воспитание
школьников в процессе экологического
образования
.................................................................................................. .....184
12.1.
Экологическое воспитание учащихся: сущность и принципы ........ 184 12.2.
Формирование научного мировоззрения ........................................... 187 12.3.
Профессиональная ориентация при обучении экологии.......................................................................... 194
Список литературы ....................................................................................... 200
Окончание табл. 4
Учебное издание
Андреева
Наталья
Дмитриевна
,
Соломин
Валерий
Павлович
,
Васильева
Татьяна
Васильевна
Теория и методика обучения экологии
Учебник
Редактор Н. А. Соколова
Технический редактор Н. И. Горбачева
Компьютерная верстка: Н. А. Рогоза
Корректоры В.А.Жилкина, А.Б.Глазкова
Изд
. № 101113029. Подписано в печать 30.06.2009. Формат 60x90/16.
Гарнитура
«Тайме». Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Усл. печ. л.
13,0. Тираж 2000 экз. Заказ № 28621.
Издательский
центр «Академия»,
www.academia-moscow.ru
Санитарно
-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.004796.07.04 от
20.07.2004. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (495) 334-8337,
330-1092.
Т а б л и ц а 3
Отпечатано
в соответствии с качеством предоставленных издательством
электронных
носителей в ОАО «Саратовский полиграфкомбинат». 410004, г.
Саратов
, ул. Чернышевского, 59.
www.sarpk.ru