Файл: Дисциплина Общие основы педагогики Практическое задание 3, Модуль 3.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уральский институт повышения квалификации и переподготовки
Программа профессиональной переподготовки
Педагогика и методика начального образования в рамках реализации ФГОС (620)
Дисциплина: Общие основы педагогики
Практическое задание 3, Модуль 3. Связь педагогики с другими науками
Выполнил:
слушатель Шульжевская Алиса Анатольевна
Преподаватель:
Пасько Анна Леонидовна
г. Пермь – 2022
Цель: сформировать общие представления о педагогике авторитарного, либерального и демократического стилей общения, изучить особенности влияния стилей педагогического общения на процесс развития личности школьника, сформировать умение правильно оценивать педагогическую ситуацию и находить из неё выход, познакомить с нестандартными формами взаимодействия учителя и родителей.
3.1. Существуют три модели педагогической деятельности:
- педагогика принуждения (авторитарная педагогика);
- педагогика полной свободы (попустительская педагогика);
- педагогика сотрудничества (демократическая педагогика).
1) Дайте подробную характеристику приведённым моделям педагогической деятельности.
2) Какой из них вы стараетесь придерживаться в своей педагогической практике? Почему?
1) Педагогика принуждения характеризуется подчинением детей, ограничением их свободы и автономии. Педагог во всем контролирует детей, использует жесткий контроль за поведением и развитием ребенка. Дети практически лишены независимости
, не умеют отстаивать свои интересы, часто агрессивны либо подавлены, испытывают страх, тревожность. Педагоги авторитарного типа склонны к использованию приказов, распоряжений, категорических указаний; у них негативные оценки преобладают над позитивными.
Педагогика полной свободы как правило, предполагает либерально-попустительский стиль отношений к детям. Воспитатели не пытаются ограничить поведение детей, не сдерживать детей ни и каких их проявлениях п действиях. Дети импульсивны, любой запрет со стороны других взрослых может вызвать агрессивность.
Педагогика сотрудничества предполагает демократический (помогающий) стиль отношений с детьми. Педагоги больше внимания уделяют организационно-воспитательному аспекту своей деятельности: их отношение к детям направлены не только на результативность процесса обучения, на поддержание порядка и дисциплины, но и на воспитание при этом нравственно - волевых качеств ребенка, развитие его самооценки, образа «Я». Педагог стимулирует субъектность ребенка, организуя сотрудничество детей друг с другом, взаимопомощь, согласованность действий. Демократическая позиция педагога создает оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата группы. Такой стиль предполагает не только ориентацию на ребенка, признание его прав и обязанностей, достоинство и недостатков, но и уважение образа жизни семьи, семенных отношений при благоприятном варианте развития
2) В своей педагогической практике я буду стараться придерживаться педагогики сотрудничества. Я считаю эту модель педагогической деятельность боллее эффективной так как, это гуманный подход к личности ребёнка, его развитию и обучению. Появляется взгляд на ученика как на субъект педагогического процесса, а не объект. Каждый ребёнок по-своему талантлив и обладает определёнными способностями. Задача учителя – убеждать и направлять, формировать у ученика положительную Я-концепцию и создавать ситуации, обеспечивающие переживание ребёнком ситуации успеха.
3.2. Рассмотрите педагогическую ситуацию.
В классе есть застенчивый и неуверенный в себе ученик. Его одноклассники не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог вызывает его к доске, он
мнется и запинается, не решаясь дать ответ. Он боится, что все будут над ним смеяться. В очередной раз, вызвав этого ученика к доске и получив невнятный ответ, учитель вздыхает или упрекает его. В итоге - ставит плохую оценку.
Ответьте на вопросы по ситуации:
1) Правильную ли позицию занял учитель по отношению к слабому ученику? Аргументируйте свой ответ.
2) Рассмотрите возможные темы для беседы с учеником (не менее трёх) и занесите их в таблицу.
3) Рассмотрите возможные темы для беседы с учащимися класса (не менее трёх) и занесите их в таблицу.
4) Рассмотрите возможную тему для беседы с родителями учеников и занесите её в таблицу.
Заполните таблицу
1) Ученик надеялся на помощь учителя, а учитель вместо того чтобы поддержать, продемонстрировала свое неудовольствие. Она могла предположить и предотвратить финал данной ситуации.
Слабый, затравленный насмешками учеников мальчик, нуждается в поддержке со стороны учителя, одноклассников и поощрении. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоечником, отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком, озлобленным на весь мир. Остальные же дети ошибочно считают, что имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них развивается эгоизм и жестокость.
Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе не слаб? Для этой же цели его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя.
2)
Тема беседы | Цель | Описание |
"Как победить неуверенность в себе" | дать детям представление о различных видах самооценки, об адекватной самооценке; формировать позитивное отношение к себе, чувство собственного достоинства; побуждать к самоанализу, самовоспитанию. |
|
«Мои достоинства и недостатки» | учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни. | У каждого человека есть черты характера, одни из них мы считаем достоинствами, а другие - недостатками. |
«Я в ответе за свои поступки» | формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения; | формирование у ученика понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям; |
3)
Тема беседы | Цель | Описание |
«О дружбе» | Раскрыть сущность нравственных отношений между людьми на конкретных, доступных детскому восприятию примерах. | В ходе беседы первоклассник испытывает этические переживания. Выявляется нравственный идеал, система нравственных оценок. |
«Школьный этикет» | Научить воспитанников как приветствовать людей и знакомиться с ними (со взрослыми и со сверстниками). Дать понятие «Этикет». | Приучать воспитанников к существующим порядкам и традициям. |
«Добрые и недобрые дела» | Научить школьников выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков. | Воспитанник постепенно накапливает представления о хороших и плохих поступках, учится устанавливать их взаимосвязь с определенными ситуациями и нравственными качествами. Отношение школьника к нормам и правилам проходит путь от информации о них до понимания их смысла и обязательности выполнения на основе внутреннего принятия. Внутренний мир школьника формируется через анализ и оценку своих действий и действий окружающих людей. |
Тема беседы | Цель | Описание |
«Трудности адаптации ребенка в новом коллективе» | Обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий | В педагогике и психологии детства особую актуальность приобретает вопрос о выделении категории детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в первом классе. |
"Роль семьи в развитии ребёнка" | Познакомить родителей с методами воспитания младших школьников. Определить средства и приёмы построения гуманных взаимоотношений в семье. | Обобщить, систематизировать теоретический и практический материал по проблеме семейного воспитания . Содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми. Создание эмоционального настроя |
«Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка» | Обратить внимание родителей на значение культурных ценностей и традиций семьи в развитии познавательной активности ребёнка | Актуализировать значение культурных ценностей семьи для развития ребёнка; проанализировать наличие традиций в современных семьях. |
4) 3.3. В современной школьной практике всё большее распространение получают нестандартные формы взаимодействия учителя и родителей. Изучите по материалам лекций сущность и специфику каждой из таких форм. Подберите по одной теме для проведения родительских чтений, родительских вечеров, родительского ринга (класс на выбор); дайте обоснование педагогической целесообразности этой тематики для каждой из указанных нестандартных форм взаимодействия учителя и родителей. Заполните таблицу.
Нестандартные формы | Тематика | Обоснование педагогической целесообразности данных тем |
Родительские чтения | «О воспитании мальчиков и девочек» | Целью является повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста. Даная тема не теряет своей актуальности и поло-ролевое воспитание расширяет кругозор слушателей. |
Родительские вечера | «Друзья моих детей» | Праздник общения с родителями друзей своего ребенка, воспоминаний собственного детства и детства ребенка; это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь |
Родительский ринг | «Воспитание трудолюбия-задача школы или семьи?» | Форма общения родителей, цель которой в том, чтобы родители могли утвердится в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала , задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. |