Файл: Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов по направлению подготовки 38. 03. 02 Менеджмент Воронеж 2016.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова»
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент Воронеж 2016
2
УДК 630.68
Панявина Е.А. Бизнес-планирование Текст методические указания к выполнению курсовой работы для студентов по направлению подготовки
38.03.02 Менеджмент / Е.А. Панявина; Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВО ВГЛТУ, – Воронеж, 2016. – 73 с. Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВО Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф.
Морозова»
3 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Методические рекомендации по выполнению курсовой работы 2 Бизнес-план лесопильного производства ……………………………………..8 3 План производства лесопильной продукции 4 Организационный план 5 Финансовый план 6 Оформление курсовой работы 7 Подготовка и порядок представления к защите курсовых работ Список использованных источников Приложение А Варианты исходных данных Приложение Б Форма титульного листа курсовой работы Приложение В Форма реферата Приложение Г Пример оформления содержания Приложение Д Пример оформления списка использованных источников Приложение Е Примеры оформления таблиц Приложение Ж Примеры оформления формул
4 ВВЕДЕНИЕ В России, в условиях рыночной экономики, важнейшее значение приобретает создание и эффективное использование системы комплексного планирования на разных уровнях управления и на предприятиях различных ор- ганизационно-правовых форм и форм собственности.
Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности. В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия.
Бизнес-план – результат комплексного исследования различных сторон деятельности предприятия (производства, реализации продукции, послепро- дажного обслуживания и др, приобретающий все большую значимость.
Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым на предприятиях всех форм собственности, в том числе и на предприятиях лесного комплекса. Цель разработки бизнес-плана – спланировать деятельность предприятий лесного комплекса на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Бизнес-план помогает решить следующие основные проблемы
1. Определить конкретные направления деятельности организации, целевые рынки и место фирмы на этих рынках.
2. Сформировать краткосрочные и среднесрочные цели, стратегию и тактику их достижения.
3. Выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их формированию и реализации.
4. Выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей. Определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта.
6. Оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей. В основу методических указаний положена разработка бизнес-плана лесопильного производства. Методические указания предназначены для бакалавров 3 курса экономического факультета очной формы обучения при выполнении ими курсовой работы по дисциплине «Бизнес-планирование». Выполнение курсовой работы по составлению бизнес-плана лесопильного производства дает возможность будущим экономистам-менеджерам овладеть методикой технико-экономических расчетов, разобраться с экономическими вопросами производства и затем применять их на практике. Полученные знания в планировании позволят собрать требуемые технико- экономические показатели по исследуемым предприятиям, которые будут использованы при написании выпускных квалификационных работ. Цель методических указаний – обеспечить четкую организацию, единую методическую последовательность расчетов, информацию об источниках нормативно-справочных данных, оформление всей курсовой работы. Все разделы курсовой работы необходимо выполнить в строгой последовательности согласно методическим рекомендациям, с полной взаимоувяз- кой по всем разделам бизнес-плана. В данном методическом указании приведен пример сквозного описания технико-экономических расчетов по всем разделам бизнес-плана. Выполнение курсового проекта предусматривает использование ЭВМ.
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
6
КУРСОВОЙ РАБОТЫ Курсовая работа является неотъемлемым элементом учебного процесса в высшей школе, направленным на обучение студента навыками умениям самостоятельной научно-исследовательской работы. Особенность выполнения курсовой работы по дисциплине «Бизнес-планирование» заключается в важной роли данного курса в структуре подготовки менеджеров по направлению Менеджмент.
«Бизнес-планирование» выступает как один из базовых курсов специальности. Как правило, курсовая работа носит характер мини- исследования какой-либо проблемы или процесса на примере конкретной организации. Конкретность в исследовании и анализе и практическая значимость полученных результатов является весомым критерием оценки курсовой работы в целом. Как правило, научным руководителем курсовой работы кафедра назначает преподавателя, ведущего данную дисциплину. Целями и результатом написания курсовой работы является
- углубление и закрепление студентами теоретических знаний, приобретение практических навыков в области бизнес-планирования организации
- овладение навыками самостоятельной работы
- умение самостоятельно собирать, систематизировать и обрабатывать эмпирическую информацию
- систематизация знаний студентов в рамках изучаемой проблемы. Таким образом, курсовая работа, которую студенту предстоит написать, сводится к более или менее глубокому анализу литературы по выбранной частной проблеме, исследованию реального объекта и его анализу на базе уже разработанных положений по этой проблеме. Следующее важное требование заключается в чётком и логичном изложении основного содержания работы. Каждая глава или параграф должны преследовать достижение конкретной поставленной задачи.
7 Серьезным требованием является точность и научность понятий, используемых в тексте работы. В целом студент должен показать прочные теоретические знания по избранной теме способность к проблемному изложению теоретического материала умение изучить и проанализировать источники информации решать практические задачи, делать выводы и вносить предложения умение грамотно применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых им мероприятий. К курсовой работе, которая является самостоятельным научным трудом, предъявляются высокие требования, такие, как
1) глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа специальной литературы
2) всестороннее использование данных, характеризующих процессы бизнес-планирования;
3) умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц, графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития тех или иных социально-экономических систем
4) критический подход к изучаемым фактическим материалам в целях поиска резервов повышения эффективности по планированию деятельности) аргументированность выводов, обоснованность рекомендаций
6) логически последовательное изложение материала
7) оформление материала в соответствии с требованиями государственных стандартов. Студент должен стремиться к изучению всех доступных ему источников, чтобы ознакомиться со всей основной литературой по изучаемому вопросу.
8 2 БИЗНЕС-ПЛАН ЛЕСОПИЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Бизнес-план лесопильного предприятия включает следующие разделы
1. Задание (индивидуально каждому студенту в соответствии с приложением А. ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ на курсовую работу «Бизнес-план лесопильного предприятия студенту ______ группы _______________________________ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ Число установленных лесопильных рам ______3_____ шт Производительность лесопильной рамы по выработке пиломатериалов в час _____7,3______ м³/ч Выход пиломатериалов из сырья ______58_____ %
Посортный выход пиломатериалов, %
I сорт II сорт III сорт IV сорт ИТОГО
_____7____________13____________15___________23___________58__________ Пиломатериалы внутризаводского оборота составляют __54__% пиломатериалов
IV сорта от расчетного валового выпуска и используются навыпуск черновых мебельных заготовок (ЧМЗ), норма расхода которых нам ЧМЗ составляет м. Число дней простоя при капитальном ремонте ____10_____ Средний диаметр бревна, см ____28_____ Средняя длина бревнам Процент брусовки ___100____ Остатки сырья на складе на начало года, тыс. м ____17_____ Остатки готовой продукции на складе пиломатериалов IV сорта на начало года –
5%, наконец года – 3% от расчетного валового выпуска ЧМЗ на начало года – 4%, наконец года – 2%, тех. щепы на начало года – 2%, наконец года – 1%. Примечание режим работы – пятидневная рабочая неделя, 2 смены.
9
2. Реферат. Реферат включает
- количество страниц, рисунков, таблиц, библиографических источников, приложений
- перечень ключевых слов
- текст реферата. Перечень ключевых слов включает от 5 до 15 словили словосочетаний в именительном падеже из текста курсовой работы, которые в наибольшей мере характеризуют ее содержание. Текст реферата содержит следующие структурные части
- объекты исследования или разработки. Обязательным элементом реферата является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это явление, на которое направлена исследовательская деятельность студента. Предмет исследования – это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Именно на него и направлено основное внимание студента, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие
- цель работы. Цель предполагает изучение какого-то вопроса проблемы) и разработку рекомендаций по совершенствованию чего-либо;
- методы или методология выполнения работы
- результаты работы и их новизна
- степень внедрения
- рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов
- область применения
- экономическая эффективность или значимость результатов
- прогнозные предложения о развитии результатов. Если курсовая работа не содержит сведений по какой-либо из перечисленных структурных частей текста реферата, то данная часть опускается, при этом последовательность изложения сохраняется.
10
3. Введение.
Введениевключает оценку современного состояния области, рассматриваемой в курсовой работе, обоснование необходимости выполнения, актуальность и новизну. Во введении приводится
- краткая характеристика содержания пояснительной записки
- обоснование актуальности темы
- цель курсовой работы
- задачи курсовой работы
- обзор источников информации, которые были изучены и использованы входе выполнения курсовой работы
- краткое изложение основных глав курсовой работы
- перечень демонстрационных материалов. Актуальность — обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему, насколько правильно он эту тему понимает и оценивает сточки зрения своевременности и социально-экономической значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Чтобы сообщить о состоянии разработанности выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще нераскрыта, или раскрыта лишь частично, или не в том аспекте и потому нуждается в дальнейшей разработке. Другими словами, актуальность – это ответ на вопрос, почему студентом выбрана именно эта тема для написания курсовой работы, что важного и необходимого содержит в себе изучение этого вопроса. Формулировка цели подразумевает конечный результат, который студент хочет достигнуть при написании курсовой работы. На основе цели формулируются задачи (как правило, не меньше пяти обычно это делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, проанализировать и т.п.). Формулировку задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описания их решения должно составить содержания глав (параграфов) курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав основываются именно на формулировках задач предпринимаемого исследования
1
Во введении также описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят методы исследования, характеристика основных источников информации (официальных, научных, литературных, библиографических, а также дается краткая структура курсовой работы. Введение не следует перегружать общими рассуждениями, в данном разделе должны содержаться те сведения, которые непосредственно относятся к теме работы.
4. Резюме Объем данного раздела не должен превышать двух страниц. Этот раздел должен разрабатываться в конце составления бизнес-плана, когда произведены все расчеты по основным разделам. В Резюме необходимо осветить основные цели
- увеличение объема продаж дополучение чистой прибыли ____________ тыс. руб
- увеличение доли фирмы на существующем рынке дои др.
5. Общие сведения о заявителе В данном разделе отражается следующая информация
- Полное и сокращенное наименование организации.
- Год образования организации.
- Дата и номер свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.
- Дата и номер государственной регистрации устава организации (действующей редакции.
- Дата и номер свидетельства о включении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
1
Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы Методика подготовки и оформления:Учеб.- метод. пособие. – М Издательско-торговая корпорация «Дашков и К, 2002. С. 142
143.
12
- ИНН/КПП организации.
- Организационно-правовая форма организации.
- Местонахождение (место государственной регистрации) организации.
- Почтовый адрес.
- Телефон.
- Факс.
- Электронная почта.
- Сайт в сети Интернет.
- Учредители.
- Сведения о наличии у организации дочерних и зависимых обществ.
- Величина уставного капитала в соответствии суставными документами, в том числе оплаченного на момент подачи заявки.
- ФИО руководителя организации, ученая степень, ученое звание.
- Классификационные коды статистической отчетности.
- Наименование проекта (полное и краткое.
- Срок реализации проекта.
- Результаты научно-технической и хозяйственной деятельности организации за последние пять лет.
- Организационная структура управления организации, краткое описание основных подразделений.
- Управленческий персонал (резюме руководителя организации, финансового директора, директора по маркетингу, технического директора.
- Организации-соисполнители: наименование организации, местонахождение, характер участия в работе над проектом или перечень планируемых работ.
- Международные научно-технические и хозяйственные связи организации- Наличие у организации системы управления качеством.
6. Характеристика продукции. В разделе представляется описание продукции предприятия с позиции
13 потребителя. С этой целью приводятся следующие сведения
- назначение продуктов, краткое описание продуктов, потребности, удовлетворяемые товаром
- показатели качества
- экономические показатели
- внешнее оформление
- сравнение с другими аналогичными товарами
- патентная защищенность
- показатели экспорта и его возможности
- основные направления совершенствования продукции.
7. Анализ бизнес-среды организации В этом разделе необходимо отразить анализ рынка
- выбранный сегмент рынка, его объем и динамика, целевая группа потребителей- барьеры для выхода на рынок
- конкурентная ситуация на рынке (степень насыщенности рынка, основные конкуренты, острота конкуренции
- анализ конкурентоспособности продуктов (технологий, преимущества перед российскими и зарубежными аналогами (сравнение научно- технических, экономических показателей, эксплуатационных характеристики т.п.);
- потенциальные покупатели и планируемые объемы продаж.
8. План маркетинга. Этот раздел включает такие пункты, как
- цели и стратегии маркетинга, стратегия реализации продуктов
- ценообразование (предполагаемая цена за единицу продукции, цены на аналогичную продукцию в стране и за рубежом, предполагаемая ценовая политика
- схема распространения товаров
- методы продвижения продукции на выбранный сегмент рынка