Файл: Урок Вводный Цели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Приготовьтесь читать выразительно. Вы должны передать своим слушателям радость от прихода весны.

(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)

Рассмотрите в учебнике на с. 71 репродукцию картины И. Грабаря «Мартовский снег».

Материал для учителя

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) - русский советский ху­дожник, искусствовед, музейный деятель. Почетное звание заслуженного деятеля искусств было установлено в нашей стране в 1928 г., и первым из художников его получил И.Э. Грабарь. Действительно, заслуги его пе­ред русским и советским искусством очень значительны. Замечательный художник и выдающийся реставратор, неутомимый исследователь и ак­тивный организатор Общества по охране памятников старины, музейный деятель — таков далеко не полный перечень той деятельности, в которой проявился талант И. Грабаря. Сам он говорил: «Как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда».

И. Грабарь служил искусству как живописец и художник, как исто­рик искусства и как его критик. Путь его как живописца очень длинен, и немного найдется художников, которые могут показать свои работы', написанные на протяжении более чем шестидесяти лет. А И.Э. Грабарь на своей юбилейной выставке в 1951 г. продемонстрировал и произве­дения конца XIX в., и те, на которые были положены последние мазки перед самым вернисажем.


Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир и всегда стремился запечатлеть его в красках. Для Грабаря-художника характерны н основном два живописных жанра — пейзаж и портрет. Он открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном.

Свои силы как пейзажист И. Грабарь начал пробовать еще в конце 1880-х гг., когда им была написана картина «Крыша со снегом». Это по­лотно открыло одну из основных тем пейзажной живописи И. Грабаря — тему русской зимы и русских снегов.

Эта тема особенно сильно захватила художника в первое десятилетие XX в., да и впоследствии не раз напоминала о себе. По словам самого И. Грабаря, он всегда стремился к «объективной правде в живописи»; ставил перед собой как учебную задачу «передать натуру до полной ил­люзии, до невозможности отличить, где натура, а где холст с живописью».

Основные ранние пейзажи И. Грабаря созданы в 1903-1908 гг. Осо­бенно успешным для художника оказался 1904 г., когда им были напи­саны картины «Грачиные гнезда», «Мартовский снег» и «Февральская лазурь». Именно эти пейзажи прежде всего и привлекали внимание зрите­лей на выставке Союза русских художников в 1904 г. Полотна И. Грабаря критика называла «едва ли не лучшими на выставке», ибо редко у кого встречается такая, «как у него, передача натуры». А ведь он тогда был молодым художником, только начинавшим свой творческий путь.

Расскажите, что вы видите на картине. Почему она так на­зывается?

Художник был заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его вос­хищение Россией после долгой разлуки (несколько лет он был за границей) выразилось в картинах «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.

Физкультминутка

Наши алые цветки Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки Закрывают лепестки,



Тихо засыпают,

Головой качают.

Продолжение работы по теме урока

Прочитайте в учебнике на с. 72, кто написал стихотворение «Черемуха». (С. Есенин.)

Мы прочитаем только отрывок из этого стихотворения. Прочитайте его самостоятельно.

С чем сравнивает поэт ветви черемухи?

Выполним задание 2 в учебнике на с. 72.

(Ученики читают задание и выполняют его.)

Прочитайте стихотворение выразительно.

Кто автор следующего стихотворения, которое мы сегодня прочитаем? (С. Дрожжин.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С.Д. Дрожжина.)

Материал для учителя

Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848— 1930) — русский поэт. Родился в семье крепостных крестьян. Азы образования получил от деда, Степана Степановича Дрожжина, который обучил внука чтению азбуки и часо­слова. В 1858 г. мать отдала юного Спиридона в школу к деревенскому дьячку, где будущий поэт в течение двух зим обучался письму и счету. Те дни Дрожжин с благодарностью воскресит в стихотворении «В шко­ле у дьячка» (1905). На этом образование Спиридона было закончено - в 12 лет он был отправлен родителями из родного села в Тверской гу­бернии в Петербург, «в люди». Работая половым в трактире «Кавказ», Дрожжин пристрастился к чтению газет и «лубочных» книг и вскоре стал постоянным читателем Публичной библиотеки.

Мечта об учении оказалась неосуществимой, так как в поисках зара­ботков С. Дрожжин начал скитаться по России (от Москвы до Ташкента), он работал лакеем, приказчиком, продавцом в лавках и т. п.

С 16 лет стал пробовать сочинять стихи. Первую попытку опублико­вать свои произведения Дрожжин сделал в 1870 г., послав пять лучших, на его взгляд, стихотворений в «Иллюстрированную газету», но они были отвергнуты. Литературный дебют Спиридона Дмитриевича состоялся в 1873 г., когда в журнале «Грамотей» было напечатано его стихотворение «Песня про горе добра молодца».

Постепенно поэт знакомился с писателями, близкими крестьянской среде, и они, заинтересовавшись необычной судьбой С. Дрожжина, ста­ли покровительствовать ему, помогая печататься в столичных журналах (в начале 1900-х гг. он вошел в Московский товарищеский кружок пи­сателей из народа): «Слово», «Дело», «Семейные вечера», «Русское бо­гатство» и др., в том числе и детских: «Детские годы», «Детское чтение», «Жаворонок», «Юная Россия» и др.


В 1892 г. в книжном магазине А.С. Суворина, где он работал в это время, Дрожжин познакомился с JI. Толстым и вызвал у него интерес.

Личность Спиридона Дрожжина привлекла внимание выдающегося австрийского поэта P.M. Рильке, он гостил у поэта в 1900 г. и перевел на немецкий язык несколько его стихотворений. Написанные в духе кольцовско-никитинской традиции произведения С. Дрожжина поль­зовались большой популярностью у определенно настроенного круга общества. Их включали в школьные хрестоматии, издавали для детского чтения.

28 сентября 1928 г. Дрожжин встретился в Москве с М. Горьким, который вписал в записную книжку поэта: «На память старому поэту — с удивлением перед его неиссякаемым творчеством — С.Д. Дрожжину. М. Горький».

В последние годы жизни Дрожжин работает над сборниками «Песни» (1928) «Пути-дороги» (1929), «Песни крестьянина» (1929, последняя при­жизненная книга поэта), готовит к печати полное собрание сочинений в 4 томах, доводит до 1930 г. свои «Записки о жизни и поэзии».

Умер 82-летний поэт в родной Низовке. В 1938 г. его прах, а также дом, где он прожил большую часть жизни, были перенесены в поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области. Здесь был открыт мемориальный музей поэта.

Прочитайте стихотворение С. Дрожжина «Пройдет зима холодная...».

О чем это стихотворение?

Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждет весну?

Прочитайте стихотворение выразительно.

Самостоятельно перечитайте все три стихотворения, кото­рые мы изучали сегодня на уроке, и сравните их.

Рефлексия

Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Что вас огорчило?

Что порадовало?

Подведение итогов урока

Как называется новый раздел?

Стихотворения каких поэтов мы сегодня читали?

Какое из них вам понравилось больше других?

С репродукцией какой картины познакомились? Кто ее написал?

Домашнее задание

Выучить наизусть понравившееся стихотворение (или подго­товить выразительное чтение) и выполнить иллюстрацию к нему.

Урок 31. Стихотворения русских поэтов о природе. Природа в произведениях русских художников (
продолжение)

Цели: познакомить со стихотворениями И. Сурикова «Лето», Н. Грекова «Летом»; с репродукциями картин И. Шишкина, И. Левитана, И. Репина; обучать плавному, выразительному чте­нию целыми словами; учить сравнивать стихотворения разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мыш­ление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с вы­ражением лирические произведения, выделяя голосом важные

мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; расска­зывать о художниках и их картинах, видеть красоту, передаваемую художниками.

Оборудование: выставка иллюстраций, выполненных детьми к выученному стихотворению, выставка портретов поэтов и ху­дожников (по возможности) по теме урока.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Чтение наизусть стихотворений С. Есенина «Черемуха», А. Плещеева «Весна», С. Дрожжина «Пройдет зима холодная...», выставка иллюстраций.)

Речевая разминка

Прочитайте пословицы.

Лето работает на зиму, а зима — на лето.

Летом без дела сидеть - зимой хлеба не иметь.

Летом всякий кустик ночевать пустит.

Худое лето, коли сена нету.

Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.

Дважды лета в году не бывает.

(Чтение пословиц с разными интонациями. Выразительное чтение.)

Объясните смысл пословиц. Как вы их понимаете?

Актуализация знаний. Постановка целей урока

Послушайте стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю. Угадайте его название. {«Летом».)

Мелькают крылья ласточки На солнце серебром;

Луга цветами убраны,

Леса шумят кругом.

Как солнцу рады ласточки,

Как высоко взвились!

Звенит их криком радостным Вся голубая высь.

Поля кругом раскинулись, —

Конца им не видать.

Рожь поднялась, волнуется, —

Простор и благодать!

И. Белоусов

Как вы догадались, что речь идет о лете?

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями дру­гих поэтов и художников.

Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 73. Прочитайте, кто автор стихотво­рения «Лето». {И. Суриков.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством И.З. Сурикова.)

Материал для учителя

Иван Захарович Суриков